МААМ-картинки

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для детей 6–7 лет

Сиренко Н
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для детей 6–7 лет

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуника-тивные игры в образовательной организации.

Практическая работа:

Пояснительная записка:

Актуальность: логопедия в детском саду помогает детям развивать речевые навыки, улучшать коммуникативные способности и успешно адап-тироваться в обществе.

Публикация «Проект „Развитие речи через коммуникативные игры“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Цель: помощь детям в развитии речи и коммуникативных навыков. Ло-гопедия помогает исправить нарушения речи, развивает звукопроизношение, расширяет словарный запас, улучшает связь речи с мышлением, развивает умение слушать и понимать речь окружающих

Задачи: 1. Выявление детей с нарушениями речи и развития языка. 2. Организация индивидуальных и групповых занятий по развитию речи. 3. Работа над звукопроизношением и логопедической гимнастикой. 4. Развитие фонематического слуха и обучение артикуляционным упражнениям. 5. Улучшение коммуникативных навыков и расширение словарного запаса. 6. Составление индивидуальных программ развития для каждого ребенка. 7. Взаимодействие с педагогами и родителями для совместной работы над раз-витием речи и языка у детей.

Участники: дошколята в возрасте 6-7 лет

Приемы: 1. Игровые занятия с использованием различных упражне-ний на развитие речи и артикуляции звуков. 2. Развитие звукопроизношения через игры с зеркалом и артикуляционные упражнения. 3. Распознавание и различение звуков для развития фонематического слуха. 4. Работа над лек-сикой через игры, рассказы и песенки. 5. Техники дыхания и голосового ды-хания для улучшения артикуляции и речевого потока. 6. Развитие моторики речевого аппарата через упражнения с мягкими игрушками и специальными устройствами. 7. Использование различных методик и материалов для раз-вития общения, включая коммуникативные ситуации и социальные игры. 8. Работа над письменной речью, развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия через упражнения по письму и рисованию. 9. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его уровень развития и особенности речевого процесса. 10. Регулярное взаимодействие с родителями для улуч-шения коммуникации и совместной работы над развитием ребенка.

Материалы: 1. Картинки с изображениями различных предметов, жи-вотных, действий и т. д. для расширения словарного запаса и развития речи. 2. Игрушки-аналоги голосов, чтобы помочь детям научиться правильно ар-тикулировать звуки. 3. Развивающие карточки с заданиями на развитие фо-нематического слуха, дифференциации звуков и построения слов. 4. Разно-образные книги и рассказы, чтобы расширить словарь и развить навыки по-нимания и выражения мыслей. 5. Материалы для выполнения упражнений на дыхание и моторику речевого аппарата, такие как пузыри, трубочки для пу-стяков или зеркало. 6. Игры на развитие социальных навыков и коммуника-ции, такие как ролевые игры, настольные игры с обсуждением правил и си-туаций. 7. Рисунки, пазлы, вырезание и лепка для развития мелкой моторики рук и координации движений, что также положительно влияет на письмен-ную речь.

Длительность: 40 мин

Основная часть:

Календарно - тематический план на месяц.

Тема Сроки

Звуки и буквы

- Введение основных звуков и букв

- Упражнения на правильное произношение звуков

- Игры с буквами

01.04.24

03.04.24

05.04.24

Развитие речи

- Упражнения на развитие словарного запаса

- Игры на развитие речи и логического мышления

- Изучение стихов и загадок

08.04.24

10.04.24

12.04.24

Развитие артикуляции

- Упражнения на правильное артикулирование звуков

- Игры на развитие моторики речевого аппарата

- Использование картинок для показа правильной артикуляции

15.04.24

17.04.24

19.04.24

Коммуникация и диалог

- Обучение детей правилам общения

- Ролевые игры с использованием речевых оборотов

- Диалогические упражнения на развитие навыков общения

22.04.24

24.04.24

26.04.24

Закрепление работы за месяц 30.04.24

Модель взаимодействия с другими педагогами:

Этап Цель

Проведение совещаний и совместное планирование работы Обсудить текущие задачи и цели, распреде-лить обязанности и подготовить планы рабо-ты на месяц.

Обмен опытом и информа-цией Делиться своими знаниями, наблюдениями и методиками работы с другими педагогами, чтобы обогатить общий опыт, результатив-ность и интерес работы.

Совместная поддержка и помощь Оказывать взаимную поддержку и помощь в решении проблем и вопросов, возникающих в работе с детьми.

Конструктивное обсужде-ние и разрешение конфлик-тов Открыто обсуждать возможные разногласия и конфликтные ситуации, находить компро-миссы и искать общие решения.

Вовлечение других педаго-гов в логопедическую ра-боту Проведение совместных занятий и проектов, чтобы сделать работу более эффективной и разнообразной, а также обменяться опытом и развить коллективный дух.

Перечень методов и приемов на развитие коммуникации :

1. Регулярное проведение совещаний и обсуждение важных вопросов.

2. Открытое и эмоционально поддерживающее общение.

3. Совместная подготовка и проведение мероприятий и мастер-классов.

4. Обратная связь и анализ результатов работы.

5. Работа в коллективе и командные проекты.

6. Обмен профессиональным опытом.

7. Использование технологий для общения.

8. Составление общих планов и целей.

Особенности речевого развития.

В детском саду я, как воспитатель, обращаю особое внимание на разви-тие речевых навыков у детей. Особенности речевого развития у детей могут быть разными и зависеть от возраста ребенка.

У детей до трех лет развивается фонематический слух, что позволяет им различать звуки речи и правильно произносить слова. В этом возрасте важно стимулировать развитие артикуляционных навыков и расширять сло-варный запас ребенка.

У детей от трех до пяти лет активно формируется речь, они начинают говорить в предложениях, использовать разные части речи и строить связ-ную речь. Важно помогать детям развивать лексический и грамматический аппарат, а также учить их правильно строить предложения.

У детей старшего дошкольного возраста важно работать над развитием письменной речи, учить их читать и писать. Также в этом возрасте важно развивать навыки общения и умение выражать свои мысли и чувства слова-ми. Кроме того, особенности речевого развития могут быть связаны с нали-чием дефектов речи, таких как заикание, дизлалия, задержка речевого разви-тия и другие. В таких случаях важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, помогая преодолеть трудности и развивать их речь.

Перечень методик коммуникативного развития.

1. Развитие речи через игровую деятельность: использование игр, раз-вивающих речь, таких как "Звериный кулак", "Шепотное море", "Где лого-пед".

2. Развитие лексико-грамматических навыков: работа с карточками-заданиями, игры на закрепление правильного построения предложений.

3. Сенсорная стимуляция речи : использование тактильных и зритель-ных материалов для тренировки артикуляционных мускулов.

4. Терапевтическое общение: создание ситуаций для практики общения, в том числе ролевые игры, диалоги, обсуждение книг.

5. Использование современных технологий: работа с интерактивными приложениями, онлайн-игры, аудио- и видеоматериалы для развития речи.

6. Индивидуальные занятия: проведение занятий по развитию речи с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребно-сти.

7. Совместная работа с родителями: вовлечение родителей в процесс развития речи ребенка, предоставление рекомендаций и заданий для прове-дения домашних занятий.

8. Мультисенсорная стимуляция: использование различных чувствен-ных ощущений (зрение, слух, осязание) для более эффективного развития речи.

9. Использование методики словообразования: работа с приставками, суффиксами, словообразующими моделями для расширения лексического запаса и развития грамматики.

10. Развитие навыков адекватной реакции: обучение детей умению адекватно выражать свои мысли и чувства в соответствии с ситуацией и со-блюдением правил общения.

Картотека коммуникативных игр :

1. "Путешествие по буквам" - для дошкольников 4-6 лет. Направле-ние: развитие лексико-грамматических навыков, знакомство с буквами. Дети должны называть слова, начинающиеся на определенную букву.

2. "Мимика и жесты" - для детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет. Направление: развитие невербальной коммуникации, умение переда-вать эмоции и мысли жестами и мимикой.

3. "Слово на слово" - для школьников 7-10 лет. Направление: развитие речи, лексикон. Дети должны называть слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова.

4. "Магический шар" - для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Направление: развитие фантазии и речи. Дети задают вопросы "волшеб-ному шару" и предсказывают ответ.

5. "Ассоциации" - для детей 5-8 лет. Направление: развитие ассоциа-тивного мышления и лексического запаса. Дети называют слова-ассоциации к заданному слову.

6. "Кто я?" - для детей 4-7 лет. Направление: развитие логического мышления и умения задавать вопросы. Дети должны угадать, кто они изоб-ражены на картинке.

7. "История по картинкам" - для детей 3-5 лет. Направление: разви-тие рассказывающей речи. Дети рассматривают картинки и создают историю по порядку.

8. "Сюжетные карточки" - для детей 6-9 лет. Направление: развитие речи и фантазии. Дети должны составить историю по картинкам и заданиям к ним.

9. "Где это звучит?" - для детей 4-6 лет. Направление: развитие слу-хового восприятия и понимания пространственных понятий. Дети находят источник звука на карточке.

10. "Звериный кулак" - для детей 4-7 лет. Направление: развитие ар-тикуляционных навыков и фонематического слуха. Дети называют слова, начинающиеся на определенный звук.

11. "Найди пару" - для детей 5-8 лет. Направление: развитие внима-ния и памяти. Дети должны находить и соединять картинки-пары.

12. "Сказка наоборот" - для детей 6-9 лет. Направление: развитие фантазии и речи. Дети рассказывают сказку задом наперед или меняют глав-ного героя на кого-то другого.

Фронтальное занятие логопеда в образовательной организации:

Тема: Звуки и слова с буквой "П"

Дата: 22.03.24г.

Продолжительность: 40 мин

Задачи:

Образовательные:

1. Развитие фонематического восприятия: дети научатся различать и выделять звук "п" в словах, обучаясь слушать и анализировать звуки в речи.

2. Развитие речи и словарного запаса : дети будут учить новые слова, начинающиеся на букву "п", что поможет им расширить свой словарный за-пас.

3. Развитие навыков грамотной речи : дети будут учиться правильно произносить и употреблять слова с буквой "п" в своей речи.

Воспитательные:

1. Воспитание уважительного отношения к окружающим: дети учатся слушать друг друга, проявлять внимание и уважение к мнению и высказыва-ниям своих товарищей.

2. Формирование навыков сотрудничества: дети учатся работать в группе, совместно решать задачи и помогать друг другу.

3. Развитие эмоциональной отзывчивости: дети учатся выражать свои эмоции и чувства, а также уважать эмоции других людей.

4. Стимулирование интереса к обучению: логопед создает интересные игры и задания, которые способствуют развитию речи и в то же время увле-кают детей.

Развивающие :

1. Развитие артикуляционной гимнастики: логопед проводит упражне-ния для развития артикуляционных навыков у детей, что способствует улучшению произношения и четкости речи.

2. Развитие слухового восприятия: дети учатся различать звуки речи, анализировать их и применять в речи, что способствует развитию слухового восприятия.

3. Развитие логического мышления: дети учатся анализировать и срав-нивать слова с буквой "п", находить общие черты и отличия, что способству-ет развитию логического мышления.

Материал:

Демонстративный: Карточки с картинками предметов, доска и плакат с написанной буквой "П", карточки с словами, пазлы, кубики с буквами, иг-рушки и предметы, название которых начинается на букву "П", рассказы, в которых встречаются слова с буквой "П", для чтения и обсуждения с детьми.

Раздаточный: Флеш – карты с буквами "П" и другими буквами для игр и упражнений, разноцветные маркеры или мел и доска для иллюстраций и записей, мячи для выполнения артикуляционной гимнастики, рабочие ли-сты с заданиями на тему буквы "П".

ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРИЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Знаком-ство с зву-ком "П" Объяснение, как правильно про-износить звук "П" и его осо-бенности Использование карточек с изоб-ражением пред-метов, названия которых начи-наются с буквы "П". Для объяснения пра-вильного произноше-ния звука "П" можно использовать артику-ляционную гимнасти-ку - упражнения для разминки и трени-ровки артикуляцион-ных органов (губы, язык, челюсти). Также можно показать детям анимацию ротовых органов при произ-ношении звука "П" для наглядности.

Практика произно-шения звука "П" в изоли-рованных словах Игры и упраж-нения на разли-чение звука "П" от других звуков Игры на распо-знавание звука "П" в словах Игры на различение звука "П" от других звуков могут вклю-чать в себя задания на нахождение и обведе-ние всех слов, в кото-рых встречается звук "П". Дети могут ис-пользовать цветные маркеры или каран-даши для подсветки этих слов.

Постепен-ное введе-ние звука "П" в сло-гах и предло-жениях Поиск слов на картинках, где звучит звук "П" Использование зеркала для наблюдения за правильным произношением звука "П" Использование зер-кала поможет детям контролировать свою артикуляцию звука "П". Логопед может демонстрировать правильное произ-ношение звука, пока-зывая при этом дви-жения губ и языка в зеркале.

Подбор слов и фраз с буквой "П" для игр и за-даний Сочинение и за-учивание рифмо-вок и стихотво-рений с исполь-зованием звука "П" Поощрение детей за правильное произношение и активное участие в занятии Для поощрения детей за активное участие можно использовать награды в виде наклеек, звездочек или маленьких при-зов. Это поможет мо-тивировать детей к лучшим результатам и поддержит их инте-рес к занятиям.

ВЫВОДЫ:

1. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать его особенности речи и прогресс в изучении звука "П". Необходимо поощрять и поддерживать детей, которые испытывают затруднения с произношением этого звука.

2. Использование игр, упражнений и наглядных материалов помогает сделать занятие более интересным и эффективным. Дети лучше усваивают материал, когда он представлен в игровой форме.

3. Важно создавать позитивную атмосферу на занятии, поощрять детей за усилия и прогресс в развитии речи. Поддержка и похвала могут стать до-полнительным стимулом для детей.

4. Необходимо продолжать работу над звуком "П" на следующих за-нятиях, углубляя знания детей и расширяя словарный запас с использовани-ем этого звука. Постепенное усвоение и закрепление материала поможет де-тям улучшить свою речь и артикуляцию.

РЕКОМЕДАЦИИ:

1. Методики по речевому развитию с ребенком и их анализ:

НАЗВАНИЕ ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДА-ЦИИ

Игры с зеркалом Улучшение арти-куляции, кон-троль за произ-ношением зву-ков, развитие общей моторики речевых органов. Ребенок улучша-ет произношение звуков, становит-ся более внима-тельным к арти-куляции, улуч-шил контроль над языком и гу-бами при произ-ношении. Игры с зеркалом эффективны для коррекции про-изношения зву-ков у детей и по-могают им осо-знать движения речевых органов.

Рекомендации: Продолжать ис-пользовать эту методику для дальнейшего развития произ-ношения у ре-бенка.

Упражнения ар-тикуляционной гимнастики Улучшение ко-ординации рече-вых мышц, раз-витие гибкости и силы речевых органов. Ребенок начинает лучше контро-лировать свои речевые мышцы, улучшает произ-ношение звуков, речь становится более четкой. Упражнения ар-тикуляционной гимнастики по-могают развить силу и гибкость речевых органов, что влияет на четкость и пра-вильность про-изношения.

Рекомендации: Продолжать вы-полнять упраж-нения артикуля-ционной гимна-стики для под-держания и улучшения ре-зультатов.

Меморизация стихотворений Развитие слухо-вой памяти, обо-гащение словар-ного запаса, тре-нировка произ-ношения и инто-нации. Ребенок учится запоминать сти-хотворения, улучшает инто-нацию и произ-ношение слов, расширяет сло-варный запас. Меморизация стихотворений помогает развить память, артику-ляцию и интона-цию у детей, что положительно влияет на их ре-чевое развитие. Рекомендации: Продолжать за-ниматься мемо-ризацией стихо-творений для развития рече-вых навыков и слуховой памяти.

Коммуникатив-ные игры Развитие навы-ков общения, ис-пользование ре-чи в игровых си-туациях, разви-тие социальных навыков. Ребенок стано-вится более ак-тивным в обще-нии, лучше вы-ражает свои мысли и чувства, улучшает пони-мание и диалог с другими детьми. Коммуникатив-ные игры спо-собствуют разви-тию коммуника-тивных навыков и социализации ребенка, что важно для его общего развития.

Рекомендации: Продолжать проводить ком-муникативные игры для разви-тия общения и социальных навыков у ребен-ка.

2. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.

1. Начальное наблюдение: прости анализ устной речи ребенка, опреде-лить особенности произношения звуков, словарный запас, грамматиче-ские навыки и коммуникативные способности.

2. Планирование индивидуальной программы: на основе начального наблюдения разработать индивидуальную программу коррекции и развития для ребенка. Учесть основные цели, задачи и методы работы.

3. Индивидуальные занятия: проводить регулярные индивидуальные занятия с ребенком, направленные на коррекцию произношения зву-ков, расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков и улучшение коммуникативных способностей.

4. Работа с родителями: организовать консультации и рекомендации для родителей ребенка по продолжению работы дома, поддержке и укреплению результатов, достигнутых на занятиях.

5. Мониторинг и коррекция: регулярно отслеживать прогресс ребенка, корректировать программу работы в зависимости от достигнутых ре-зультатов и вносить соответствующие изменения в методики и задания.

6. Формирование навыков самостоятельности: стимулировать ребенка к самостоятельной практике речевых упражнений, чтению книг, играм, развивающим речевые способности.

7. Заключительное наблюдение и оценка: после завершения работы с ребенком провести заключительное наблюдение, оценить достигнутые результаты и дать рекомендации для поддержания и развития улучше-ний в речевом развитии ребенка.

3. Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ре-бенка.

1. Построение позитивного общения: старайтесь быть терпеливыми, поддерживать и поощрять ребенка за его усилия в общении и речи. Позитивное общение способствует развитию уверенности и мотивации ребенка.

2. Учет особенностей речи : обращайте внимание на особенности произ-ношения и лексики ребенка. Поддерживайте его, помогайте корректи-ровать ошибки, но делайте это бережно и ненавязчиво.

3. Использование визуальных материалов: включайте картинки, рисун-ки, ребусы и другие визуальные пособия в учебный процесс. Визуаль-ные материалы помогут ребенку лучше понять и запомнить информа-цию.

4. Развитие навыков общения : проводите групповые занятия, игры и упражнения, которые способствуют развитию умения слушать и выра-жать свои мысли. Пользуйтесь коммуникативными играми для стиму-ляции общения.

5. Индивидуальный подход: учитывайте особенности каждого ребенка в вашей группе. Разрабатывайте задания и игры, которые подходят и помогают развиваться именно данному ребенку с учетом его речевых особенностей.

6. Поддержка и понимание: важно создать атмосферу понимания и поддержки, где ребенок чувствует себя комфортно и без страха быть осужденным за свои речевые особенности. Открытость, доброжела-тельность и понимание помогут ребенку лучше развиваться в области речи.

4. Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ре-бенка.

1. Общение и поддержка: общайтесь с ребенком, выслушивайте его, поощряйте и поддерживайте в его усилиях в развитии речи. Позитив-ное общение дома помогает ребенку чувствовать себя уверенно и лю-бимым.

2. Учет особенностей: понимайте, что у каждого ребенка могут быть свои особенности в речи. Поддерживайте ребенка, помогайте ему кор-ректировать ошибки, но делайте это терпеливо и бережно.

3. Повседневные упражнения: проводите ежедневные упражнения ар-тикуляционной гимнастики, игры с зеркалом, чтение книг и стихов, что поможет развить речевые навыки ребенка.

4. Чтение вместе: читайте книги вместе с ребенком, обсуждайте их со-держание, делайте замечания о произношении звуков и слов. Чтение способствует развитию словарного запаса и познавательных способно-стей ребенка.

5. Игры и активности : проводите игры, где ребенок может развивать свою речь, слуховое восприятие и артикуляцию. Игры с использовани-ем слов с нужными звуками помогут укрепить звукопроизношение.

6. Обратитесь за помощью к специалистам: если у вас возникают забо-ты по поводу речевого развития ребенка, обратитесь к логопеду или другим специалистам за консультацией и помощью.

7. Создайте поддерживающую атмосферу: важно, чтобы дома царила позитивная атмосфера и взаимопонимание. Ребенок должен чувство-вать, что его родители его понимают, поддерживают, и готовы помочь ему в развитии его речевых навыков.

Список использованной литературы

1. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1998.;

2. Косинова Е. М. Большой логопедический учебник для самых малень-ких. –Олисс. изд. Эксмодетсво, 2021. Москва;

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой - М. : Просвещение, 2007.;

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Воспитание и обучение детей до-школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием ре-чи". Программа и методические рекомендации для дошкольного образо-вательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М. : Школьная Пресса, 2003.

Прикреплённые файлы:

itogovyi-proekt_av74d.pptx | 88,64 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 29 марта 2024 в 01:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД