МААМ-картинки

Проект «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины»

Галина Колыгина
Проект «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины»

Актуальность темы.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Публикация «Проект „Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины“» размещена в разделах

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Проблемы

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Цель проекта : составление описательных рассказов с использованием пейзажных картин.

Задачи проекта :

1. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на пейзажную картину, используя свои знания.

2. Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

3. Учить подбирать наиболее точные определения при описании пейзажа.

4. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

5. Учить детей составлять рассказ по пейзажной картине, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

6. Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать картину.

7. Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

8. Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Ожидаемый результат: улучшение показателя промежуточной диагностики в развитии связной речи детей на 5 %.

Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.

Продолжительность: 1 год

Место реализации: групповая комната, музыкальный зал, зимний сад, семья.

Этапы проведения проекта :

1 – подготовительный: анкетирование родителей, составление, картотек загадок, поговорок; подбор народных пословиц, подборка стихов, рассказов, очерков; подборка пейзажных картин иллюстраций, репродукций.

2- основной

Работа с детьми включает в себя:

• Чтение описательных рассказов о временах года, пейзажах, стихов.

• Рисование пейзажей по замыслу.

• Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин.

• Просмотр слайдов, фотографий.

• Беседы по содержанию, составление описательных рассказов

Основными особенностями развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины на втором этапе являются методы и приемы, используемые педагогом для обучения детей составлению рассказов по пейзажной картине. Такими приемами являются:

• искусствоведческий рассказ педагога,

• постановка конкретных и подробных вопросов,

• приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению,

• разнообразие эмоциональных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.

• постановка вопросов более обобщенного характера;

• Применение точных установок позволяет научить логично, рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи;

• Прием композиционных и колористических вариантов позволяет научить дошкольников понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности, использование расчлененных вопросов.

• приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи: сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.

Работа с родителями включает в себя:

1. Оформление газеты на тему: «Составляем описательные рассказы дома», в которой разместим небольшие рассказы по пейзажной картине, написанные родителями со слов детей.

2. В течение всего учебного года провести ряд консультаций для родителей на темы:

• «Нарушение связной речи у дошкольников и пути их преодоления»;

• «Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников»;

• «Читайте детям сказки. Учите пересказу.

В работе с родителями мы используем беседы, в ходе которых отвечаем на возникающие их вопросы, знакомим с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Приглашаем родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. Развитие как монологической, так и диалогической речи у детей старшей группы происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения (Новый год, 8 марта). Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений, и инсценировок. Предлагаем родителям заочные консультации в виде устных журналов «Речевые игры и упражнения» и «Игра и речь».

В ходе подгрупповых консультаций объясняем родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной речи у детей. Родители регулярно получают задания дома, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку и т. д.

3 – итоговый: Диагностика

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины»
Опубликовано: 4 июня 2014 в 12:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД