Лучший педагог года

Проект «Родной мой край, Бурятия моя»

Маргарита Рабжаева
Проект «Родной мой край, Бурятия моя»

Проект «Родной мой край, Бурятия моя»

«Раскрытие творческого потенциала детей 6-7 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством деятельности художественно- эстетического направления»

Руководитель проекта : М. Э. Рабжаева – воспитатель МБДОУ детский сад «Ёлочка»,

Вид проекта : Познавательно - творческий, групповой.

Продолжительность проекта : Средней продолжительности: 2018-2019 учебный год.

Публикация «Проект „Родной мой край, Бурятия моя“» размещена в разделах

Участники проекта :Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) : воспитатели, родители детей, посещающих группу временного пребывания

Актуальность проблемы

Мир детства – ни с чем несравнимый период в жизни каждого человека. От того, какие впечатления получил ребенок в детстве, зависит очень многое в дальнейшей его взрослой жизни. То, что впервые поразило его в детстве, он проносит через всю жизнь. Все дошкольники – это маленькие исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, поэтому нужно способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Подготовительную группу МБДОУ Детский сад «Ёлочка» посещают дети из двух соседних деревень. Поселок Потанино и улус Шанага- соседние деревни, расположенные в Бичурском районе, расстояние между которыми составляет порядка двух километров, имеют ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на территориях поселений проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Значимым является высказывание Т. Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа : к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т. к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Гипотеза образовательного проекта

В результате этой системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 6-7 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством деятельности художественно-эстетического направления» у детей повысится уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи: - познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа, национальными орнаментами,

- учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;

- обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

- воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

- формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта :- отсутствие интереса у детей; - занятость родителей;- загруженность педагогов.

Описание проекта.

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по краеведению. Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта. Проект состоит из 3 этапов.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми,песнями, стихами бурятских поэтов, благопожеланиями через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности

Интернет-ресурсы. Познавательная и художественная литература.

Изоматериалы., национальные костюмы, игрушки, фотографии

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

для педагога: - освоение проектного метода;

- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

для детей: - умение различать изделия разных народных промыслов;

- знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

- знание и умение играть в бурятские народные игры;

- знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

-знание благопожеланий, стихов, песен бурятских авторов.

- иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

- умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

для родителей: - партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

для педагогов ДОУ: - возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Принципы реализации проекта : 1. Доступность: - учет возрастных особенностей детей;

- адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность: - постепенная подача материала от простого к сложному; - частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность: - предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность: - интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация: - создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта :

- мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

- анкетирование родителей о результативности проекта;

- беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

- творческие выставки «Бурятские дэгэлы, шапки и гутулы», «Дом, где я живу», «В краю родном»., «Моя семья, моя родословная»

- участие в конкурсе «Юный Баатар и Дангина» на поселенческом и районном уровнях

Проект состоит из 3 этапов :

Подготовительный этап ( Срок реализации: сентябрь-октябрь)

Определение темы проекта; Формулирование цели и определение задач; Подбор материалов по теме проекта; Консультирование по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап ( Срок реализации: октябрь - январь)

Оформление развивающей среды в групповой – фотогалерея «Мой край родной, Бурятия моя»;выставка работ ДПИ Посещение детьми фотогалерии, рассказ о родном крае;

Открытый просмотр НОД по ОО «Художественное творчество» - «Волшебный орнамент» (рисование бурятских шапочек, дэгэлов и гутулов (по минигруппам);

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть; Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы

Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

Беседы на темы: «Где мы живем?» «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы - друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;

Чтение художественной литературы: «Золотая книга о бурятах», «Серебряная книга о бурятах» ««Снег и заяц» и др

Разучивание благопожеланий, стихов, песен (народных и авторских)

Продуктивная деятельность: лепка «Нерпа и нерпенёнок»;

Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для уголка двух культур ( в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;

Оформление уголка двух культур «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в холле детского сада;

Посещение уголка с рассказом о быте, жилище, одежде и т. д. русских и бурят;

Куклы в национальных костюмах ( в сравнении: русские и буряты);

Экскурсия в Потанинскую и Шанагинскую библиотеки;

Открытый просмотр НОД по познавательному развитию «Моя родословная»

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»; Подвижные бурятские и русские народные игры : «Шагай наадан», «Мунгэн бэhэлиг» (Серебряное колечко»)«Бээлэй нюулга» (Спрячь рукавичку) «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;

Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Шапочка», «Дом, в котором я живу», «Мой поселок и улус», «В краю родном»);

Фотовыставка «Наша историческая малая Родина - п. Потанино и улус Шанага».

Заключительный этап ( Срок реализации: февраль – май)

Совместное творчество детей и взрослых «Моя родословная»;

Участие в конкурсе «Юный Баатар и юная Дангина» на поселенческом и районном уровнях

Викторина с детьми в группе, участвующей в проекте «Что я знаю о родном крае»;

Коллективная работа (коллаж) «Мой край родной», «Детства удивительные страницы»;

Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;

Анкетирование родителей о результативности проекта;

Публикации по теме:

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

Стих «Мой край родной»Стих «Мой край родной» Вот, и наступило лето! Очень люблю это прекрасное время года. Кто же не любит, спросите вы? У лета, наверное, особые краски, запахи. Один,.

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Родной мой край, Бурятия моя»
Опубликовано: 5 мая 2020 в 11:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД