Лучший педагог года

Проект старшей группы «Русский народный костюм» (12 фото)

Эрна Мельникова
Проект старшей группы «Русский народный костюм»

Проект старшей группы

по теме: "Русский народный костюм"

Цель: развивать интерес к женскому и мужскому русскому народному костюму.

Программное содержание:

Развивать умение вслушиваться в звучание родной речи;

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;

Публикация «Проект старшей группы „Русский народный костюм“» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей с элементами женского и мужского русского народного костюма;

Воспитывать патриотические чувства, интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;

Прививать бережное отношение к наследию русского народа;

Предварительная работа:

Беседа о традиционном русском народном костюме.

Рассматривание книг о женском и мужском костюме.

Рассматривание элементов узора с целью ознакомления с их значимостью. Разучивание русских народных игр, хороводов, частушек и пословиц об одежде.

Словарная работа: добры - молодцы, красны - девицы, душегрейка, телогрейка, кокошник, чуни, косоворотка, кушак, кафтан, зипун, орнамент.

Интеграция образовательных процессов: познание, коммуникация, социализация, музыка.

Мольберты с демонстрационным материалом, диск с презентацией «Русский народный костюм» и с музыкой русских народных песен, интерактивная доска, женский и мужской русский народный костюм, веночек, платочки для танца, костюмы для мальчиков и девочек, сладкое угощение в корзинке.

1. Организационно- подготовительный этап

1. Тема проекта : «Русский народный костюм»

Авторы проекта : воспитанники старшей группы №9,

МАДОУ д/с№9 «Теремок» городского округа Красноуральска,

руководители проекта – Музыкальный руководитель Габитова Альфира Равиновна, воспитатель группы №9 Мельникова Эрна Ивановна.

Вид проекта : творческий, познавательный, конструктивный.

Характер контактов: проект осуществлялся внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй и учреждениями культуры города.

Форма организации проекта : фронтальная

Количество участников: детей- 20 человек, родителей- 20 человек, педагогов- 2 человека.

Продолжительность: средней продолжительности - с сентября по ноябрь.

Постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей: развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с русским народным костюмом.

Предполагаемый продукт: итоговое игровое занятие по теме «Русский народный костюм»

Какие мероприятия будут проведены:

2. Технологический этап

1. Сбор информации, материала по проекту.

В конце августа воспитателю группы детям было предложено участие в проекте, темы проекта предлагали воспитанники, после бурного обсуждения дети приняли решение начать работу над проектом о народных костюмах. На первом этапе работы проведён опрос детей и анкетирование родителей об участии в данной деятельности. Далее дети с помощью родителей и воспитателя стали собирать материал: вырезки из журналов и газет, сбор информации о народных костюмах, рисование элементов костюмов, составление пословиц, загадок, сбор любимых народных книг, изготовление совместно с родителями атрибутов для игр, изготовление костюмов и т. д.

2. Организационный этап

Проведение образовательной деятельности, игр, наблюдений, поездок, экскурсий, изготовление продукта.

На протяжении всего проекта проведено много интересных совместных форм работы: экскурсии, посещение концертов, непосредственно образовательная деятельность, показ спектаклей для малышей, воспитателей, родителей, подготовка атрибутов, изготовление костюмов, рисование, лепка аппликация, изготовление дидактических игр, альбомов, пособий.

3. Внесение необходимых корректив в ход реализации проектной деятельности.

На протяжении всего проекта дети постоянно вносили свои предложения, проект изменялся и дополнялся новыми идеями, делами, мероприятиями.

3. Заключительный этап

1. Подведение итогов с детьми и родителями (анализ).

По завершению проекта, после показа итоговой презентации среди детей проведён итоговый опрос, воспитанники делились впечатлениями, новыми предложениями. Решено было продемонстрировать итоговую презентацию для детей младших групп.

2. Оформление результатов проектных исследований

Совместно с детьми были составлены информационные альбомы, оформлен мини-музей, пошиты совместно с родителями для театра народные костюмы, в которых в дальнейшем дети подготовительной группы участвовали в творческих концертах и показах не только в ДОУ но и в концертах проводимых в городе. Детьми изготовлены атрибуты для игр, собраны пословицы, загадки и поговорки об одежде и её элементах.

3. Презентация и защита своего проекта перед другими детьми и родителями.

В конце ноября в детском саду прошла итоговая шоу-презентация «Русский народный костюм». Данное представление было продемонстрировано для родителей, показано для музыкальных работников города. Родители и дети совместно изготовили старинные и современные народные костюмы. Что примечательно, вся одежда была пошита по старинным эскизам, собранным в Интернете и соответствующим реальной одежде прошлых лет. Работа над проектом дала детям творческий заряд и веру в себя.

Родительское собрание на тему: «Русский народный костюм».

Родительское собрание в старшей группе №9. Презентация проекта «Русский народный костюм» в МАДОУ д/с №9 «Теремок» .

Цель: презентация опыта работы группового проекта : «Русский народный костюм» Предварительная работа:

-работа по проекту «Русский народный костюм»

-оформление зала в русском стиле (русская изба)

-оформление выставки «Русская вышивка», «Народные промыслы»

План собрания.

1. Презентация (реализация проекта «Русский народный костюм»)

2. Игры с родителями («Составь пословицу», «Вопросы и ответы»)

3. Демонстрация русского народного повседневного костюма детьми.

4. Виртуальный музей народного костюма.

5. Демонстрация праздничного русского народного костюма

6. Игра с родителями «Бабушкин сундучок», хоровод «Гори, гори ясно».

7. Демонстрация русских народных костюмов детьми (общий выход детей, танец с родителями и гостями).

8. Итоги собрания.

Ход собрания.

Презентация проекта «Русский народный костюм»

1. Игровой блок с родителями.

1. Игра «Вопросы и ответы» :

1. Из чего изготавливалась самая первая одежда? (из шкур, меха, шерсти животных)

2. Какие были составляющие мужского гардероба наших предков? (штаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух)

3. Какую обувь носили только на Руси? (Лапти)

4. Как отличались сарафаны? (В зависимости от региона отличались покроем и орнаментом)

5. Отчего произошло название рукавицы? (Рука, перчатки-перст-палец,

6. Что дарили жениху родные невесты к свадьбе? (три рубахи)

7. Как называлось грубое сукно? (сермяга)

8. Чем служил пояс? (Карманом)

2- Игра «Составь пословицу» : выходит 4 участника игры, каждому дается задание, составить из разрезанных полосок со словами пословицу об одежде.

(Одежда в ряд не обобьет пят. Какова пряха - такова и на ней рубаха. Не поносишь старого - не поносишь нового. У него шуба дом стережет).

3 - Показ повседневного русского народного костюма.

Воспитатель: Пройдут сейчас ребята в ряд

В костюмах необычных

Прекрасной старины наряд

Покажут дети лично.

Простой платочек, сарафан,

На ножках чоботочки.

В таком наряде в старину

Ходили наши предки,

Звучит русская народная песня «А мы просо сеяли», входят девочки и мальчики в повседневном русском народном костюме.

Девочки: А мы просо сеяли, сеяли, Ой, люли-люли, сеяли, сеяли (делают вид, что сеют зерна).

Мальчики: А мы просо пололи, пололи,

Ой, люли-люли, пололи, пололи, (наклоняются, как бы вырывая руками сорняки).

Девочки: А мы муку мололи, мололи,

Ой, люли-люли, мололи, мололи, (вращают кулачками перед грудью).

Мальчики: А мы сено косили, косили,

Ой, люли-люли, косили, косили, (подражают движениям косарей).

Девочки: А мы сено копнили, копнили,

Ой, люли-люли, копнили, копнили, (идут, забрасывают вилами сено).

Мальчики: А мы кашу варили, варили,

Ой, люли-люли, варили, варили, (показывают, как варят кашу).

Девочки: А мы кашу кушали, кушали,

Ой, люли-люли, кушали, кушали, (показывают, как едят кашу).

Мальчики: А мы вас ловили, ловили,

Ой, люли-люли, ловили, ловили, (притопывают одной ногой).

Дети выполняют танцевальные движения, кланяются и уходят.

4.-Музей.

А сейчас мы с вами отправимся в необычный музей, он виртуальный, и познакомимся с элементами женской и мужской старинной одежды. На экране появляются фотографии элементов одежды:

Мужская одежда.

Кожух - шапка.

Портки - одежда.

Рубаха (сорочка) - основная часть одежды.

Верхница - верхняя рубашка из плотного цветного материала.

Сорочка - нижняя рубаха (белая)

Косоворотка - русская рубаха.

Штаны - мужские брюки.

Кафтан - одежда, надеваемая поверх рубахи.

Зипун - поддевка под кафтан.

Картуз - фуражка с козырьком

Женская одежда.

Рубаха - сорочка (из холста, домашняя одежда) - в ней ходили на покос.

Сарафан - длинная одежда без рукавов.

Ватная нижняя юбка - для пышности

Кофта - такого же цвета, что и юбка, кроме черного.

Понева - нижняя юбка в старину.

Не сшитая по краям юбка - замужняя.

Передник - надевался поверх юбки.

Душегрея (телогрея) - короткая одежда без рукавов.

Кушак - пояс.

Убрус – платок.

Обувь.

Поршни - мягкие туфли.

Чоботы - простые башмаки, сапоги, полусапожки.

Онучи — портянки.

Валенки — катанки.

Лапти.

Головные уборы и другое.

Рукавицы, перщатые - перчатки.

Малахай - овчинный треух.

Онуфья - маленькая шапочка.

Клобук - колпак

Урус - головной убор горожанок.

Кичка - сложный женский головной убор).

Кокошник, чепец, капор.

5. Показ праздничного костюма

Воспитатель:

Когда закончится работа,

Наступит летний вечерок.

Пойдут девчата за ворота

И на лужайку в хоровод!

И сарафан расшит тесьмой.

В деревне самый лучший парень

Пройти не сможет стороной.

Звучит русская народная песня «Кадриль», девочки и мальчики в праздничных русских народных костюмах (4 пары) исполняют танец. По окончании танца приглашают гостей выйти поиграть.

6. Вопросы для родителей.

7. Хоровод «Гори, гори ясно».

Дети и родители становятся в круг вокруг березы. Внутри круга ведущий с платочком, который идет в противоположную сторону движения круга. Дети поют слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, птички летят, колокольчики звенят». Все останавливаются, ведущий останавливается между двумя игроками и по окончании музыки игроки бегут по кругу, кто быстрее дотронется до платка, он становится ведущим.

По окончании игры дети провожают родителей на стулья, кланяются и уходят.

Загадки для всех.

Игра «Бабушкин сундучок»

В сундучке хранятся вещи. Необходимо одеть двух девочек в русские костюмы. Приглашаются родители, условие, нужно успеть одеть детей, пока звучит музыка.

По окончании песни выходят все дети, ребенок приглашает гостей и родителей на общий танец:

Дорогие гости, выходите! С нами русский танец вы спляшите!

По окончании танца дети выстраиваются в полукруг.

Ребенок: Россия, как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

В нарядах русских песни предков,

И синь озер, и солнца мед,

Сирени ароматной ветка —

Все, что в душе моей живет!

Дети кланяются и уходят.

9. Итог собрания.

Благодарность родителям, которые помогали в реализации проекта.

Пословицы и поговорки о труде портного.

1. Какова пряха - такова и на ней рубаха.

2. Не носишь старого - не носишь и нового.

3. Одежда вряд не обобьет пят.

4. У него шуба дом стережет.

5. У бедного шуба на рыбьем меху.

6. У бабы рубашки - те же мешки: рукава завяжи и, что хочешь, положи.

7. Два сапога - пара, и оба на левую ногу.

8. Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички - разные.

9. Торопясь и лаптя не сплетешь.

10. Без веретена пряжи не спрядешь.

11. Без клиньев и кафтана не сделаешь.

12. Без топора не плотник, без иглы - не портной.

13. Весело пьется, весело прядется.

14. Всякий портной на свой покрой.

15. Где шьют, там и порют,

16. Добрый портной с запасом шьет.

17. Как шьется, так и порется.

18. Каково волокно, таково и полотно.

19. Кривое веретено не выправишь,

20. Кроить – не шить, после не раскроишь.

21. Кто шьет, а кто порет.

22. Не учась, и лаптя не сплетешь.

23. Не игла шьет, а рука.

24. Портной без порток, сапожник без сапог.

25. Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть.

26. Крой да песни пой: шить станешь - наплачешься.

Вопросы для зрителей.

1. Почему портного так называют? (На Древней Руси вся одежда так называлась)

2. Что такое кожух? (Шапка)

3. В каком веке стали применять слово «платье»? (В 16)

4. Как называлось грубое сукно? (сермяга)

5. Сколько предписывалось иметь каждому человеку платьев?

6. Что дарили жениху родные невесты к свадьбе? (три рубахи)

7. Из чего изготавливалась самая первая одежда? (из шкур, мех, шерсти животных)

8. Как назывались мужские брюки? (Штаны)

9. Из чего шились шубы богатым, простолюдинам? (соболь, заяц, собака)

10. Какие были составляющие мужского гардероба наших предков? (гитаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух)

11. Для чего поддевалась нижняя юбка? (для пышности)

12. Как отличались сарафаны? (В зависимости от региона отличались покроем и орнаментом)

13. Сколько юбок одевали зажиточные женщины? (их могло быть и 15 и 20, юбки были мерилом достатка)

14. Кто подпоясывался кушаком? (все)

15. Чем служил пояс? (Карманом)

16. В каком веке появились валенки? (в 19).

17. Какую обувь носили только на Руси? (Лапти)

18. Из чего плели лапти? (Из липового лыка, реже из коры березы)

19. Отчего произошло название рукавицы? (рука, перчатки-перст-палец).

Загадки об одежде, обуви, украшениях.

Стоит сыр дуб,

В сыром дубу - ящик,

В ящике - синь плат,

В плате золото

(изба, сундук, одежда, деньги).

С одного бока - лес,

А с другого - поле (шуба).

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой (рубашка).

День-деньской скачет, пляшет,

И на покой идет со мной (рубашка).

Надевают для покоя,

А снимают для учтивости (халат).

Надену - ободом сведет,

Сниму - змеей упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно (пояс).

Днем - обручем,

Ночью - змеей (пояс).

Что за друг, без которого мужик

Из избы не выйдет? (шапка)

Зимой протянулся,

А летом - свернулся (шарф).

В лыковом корытце,

Живое мясо шевелится (лапти).

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет (лапоть).

Привяжешь - пойдут,

Отвяжешь - останутся (лапти).

Весь в шерсти, а кожи нет (валенки).

Два арапа - родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищают (сапоги).

Не шит, не кроен,

На ниточке сборен (чулок).

На десятерых братцев

Двух шуб хватает (рукавицы).

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Зубов много, а ничего не ест (гребень).

Под леском, леском, Висят колеском (серьги).

Что не имеет ни начала, ни конца? (Кольцо)

Желтенький жучок, На кончике червячок (булавка)

КОНСПЕКТ

ОД Тема» Русский народный костюм»

(старшая группа)

Ход ОД:

Дети под русскую народную музыку входят в зал

М. р. : Здравствуйте, гости! (сели на стулья)

Послушайте, ребята!

Как музыка звучит

Наверное, к нам в гости

Кто то поспешит!

Заходят гости в русских народных костюмах (девочка и мальчик)

Гости: (Артём) :Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, красны девицы!

Есения :Здравствуйте, добры молодцы! Низкий вам поклон!

В-ль: Какие гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по-особенному! Ребята, а почему так говорят: «Добры молодцы», «Красны девицы»

Андрей: Слово красная обозначало красивая девушка, добры молодцы -красавцы.

Гости: А пришли мы к вам из прошлого, из Древней Руси.

М. р. : Давным-давно наша страна называлась Русью, а теперь Россия. С давних пор на всей Руси все люди были вежливые и всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы с вами поздороваемся с гостями и друг с другом и поклонимся как в старину. (встали поздороваться)

В-ль: Какие вы гости нарядные, красивые! В русских народных костюмах!

Артё м:

Мы красиво нарядились,

В круг себя оборотились.

К вам пришли мы поиграть-

Себя людям показать!

М. р. : Заводите хоровод поиграем в русскую народную игру

«Гори, гори ясно»

Уважаемые гости, наши дети много знают про ваш наряд- русский народный костюм. И хотят вам об этом рассказать.

Есения: А мы их послушаем как же люди одевались в старину. (сели на стулья)

Дети подходят к мольбертам или рассматривают слайды с видом женского и мужского костюма.

Соня: Русский народный костюм сшил сам народ из льняной ткани. Славилась наша земля рукодельницами. Все женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали.

В-ль: Из чего же состоял мужской и женский наряд? И что у них общего?

Даша: Общего у них: рубаха- сорочка

Женщины поверх рубахи надевали сарафан. Это длинная одежда без рукавов. Для тепла на сарафан надевали душегрейку (греет душу, короткая широкая одежда на лямках. А более длинной одеждой согревающей не только душу но и тело была - телогрейка. Головным убором у женщин были платки и кокошники. На ноги обували лапти и чуни.

Настя: А мужчины с рубахой одевали штаны. Мужскую рубаху называли косовороткой из-за особенности воротника. И подпоясывали её поясом- кушаком. Для тепла верхней одеждой служил - кафтан, у которого были длинные рукава. А под него зипун. На голове у мужчин были остроконечные шапки, кепки, шляпы. На ноги надевали сапоги, лапти.

М. Р. : А почему эти костюмы красивые и праздничные?

Милана: Потому, что они украшены вышивкой (узор, орнамент). Которая служила оберегом, защитой от злых сил.

В-ль: Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству. Перешивали и донашивали до полной ветхости. В такой одежде было удобно и работать и на гулянья ходить, песни петь, хороводы водить. Давайте и мы заведем хоровод с нашими гостями.

Хоровод «Земелюшка чернозём»

Игра «Наряди молодца и красну девицу».

В-ль: А теперь давайте вспомним пословицы про одежду.

Матвей П: «Какова пряха, такова и рубаха»

Глеб:«Не одежда красит человека, а добрые дела»

Наташа:«Не украшай платье, а украшай ум»

Музыкальный руководитель: Раньше на Руси не было ни телевизоров, ни компьютеров, ребята бегали на улице и играли в игры, вот одна из игр:

«А мы просо сеяли, сеяли».

В-ль: А еще для гостей наши дети споют частушки о русской народной одежде.

1. Очень любят сарафаны

Девочки - припевочки.

Сарафаны новые,

Сами чернобровые.

2. Я - веселая девчонка,

Голубые глазки,

На мне новая одежка,

Словно я из сказки.

3. Я - девчонка озорная,

На мне рубаха расписная,

Кокошник золоченый

И сарафан парчовый.

4. У меня на сарафане косолапы петуха

Я сама не косолапа, косолапы женихи

ВСЕ:

Мы - веселые девчонки Очень весело живем

В своих новеньких нарядах Никогда не пропадем.

Муз. рук. : Наши ребята подготовили для вас танец «Кадриль».

«Кадриль».

Муз. рук. :А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ручеёк»

«Ручеёк»

В-ль: Молодцы, ребята! Много вы рассказали нашим гостям о костюмах.

Я думаю им очень понравилось!

Гости:

За старания и знания,

Дорогие детки!

Дарим вам мы на прощанье,

Вкусные конфетки.

В-ль: А гостям мы скажем: Приходите к нам еще!

Проект старшей группы «Русский народный костюм»
Фото «Русский народный костюм»
Проект старшей группы - фото
Проектная деятельность Проект старшей группы по теме Русский Народная культура фольклор народный костюм Цель развивать интерес к женскому и мужскому Русский народный костюм русскому народному костюму Национальная одежда Проекты Рассматривание книг о женском и мужском костюме Рассматривание элементов узора с целью ознакомления с их значимостью Разучивание русских народных игр хороводов частушек и пословиц об одежде Словарная работа добры молодцы красны девицы душегрейка телогрейка кокошник чуни косоворотка кушак кафтан зипун орнамент Интеграция образовательных процессов познание коммуникация социализация музыка
Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм»Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм» Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Образовательная задача: • Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм» МБДОУ № 45 детский сад "Ручеек" с. Кагальник Азовского района Ростовской области Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с.

Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни»Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни» Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством». Часть 8. 10 декабря.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 2-ой вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздникомВасильев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект старшей группы «Русский народный костюм»
Опубликовано: 14 октября 2023 в 14:25
+238Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД