Наталья Серебренникова
Проект «Учимся вместе» с использованием дистанционного обучения во взаимодействии логопеда с детьми ДОУ»
Проект на тему : «Учимся вместе» с использованием дистанционного обучения во взаимодействии логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями»
Пояснительная записка
Проект предназначен для учителей-логопедов и педагогов образовательных учреждений.
Публикация «Проект „Учимся вместе“ с использованием дистанционного обучения во взаимодействии логопеда с детьми ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Пандемия внесла коррективы в нашу работу. Но специфика логопедической коррекции такова, что нам нельзя ее прерывать. Большие пропуски в занятиях у детей с ОВЗ могут "свести к нулю" все достижения ребенка. Поэтому дистанционная работа учителя-логопеда оказалась так важна.
У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.
К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки. Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития, с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана.
Учитывая, что карантинные меры, возможно, могут повториться, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь).
Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение.
Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.
Актуальность и востребованность проекта
Актуальность дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией и неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Новизна: внедрение дистанционной формы обучения дошкольников с ОВЗ, как инновационной образовательной технологии.
Участники проекта : дети с речевыми нарушениями (с 5-7 лет, родители, учитель-логопед.
Типовые особенности проекта :
• По характеру создаваемого продукта: обучающий.
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: долгосрочный.
• По содержанию: учитель-логопед + ребенок и его семья.
• По профилю знаний: монопроект.
• По характеру координации: с открытой координацией.
• По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения - ДОУ.
• По типу объекта проектирования : экзистенциальный
Цель проекта создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению речевых нарушений у детей при взаимодействии c учителем-логопедом и активном участии семьи ребенка с использованием информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения.
Задачи:
• Повысить информационную, социальную, педагогическую компетентность родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
• Создать условия для единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению речевых нарушений у детей при взаимодействии c учителем-логопедом и активном участии семьи ребенка с использованием дистанционных технологий.
• Определить эффективность дистанционного обучения в коррекционной работе с детьми и учителем - логопедом.
• Повысить педагогическую компетентность учителя-логопеда по использованию электронных средств в дистанционном обучении
Структура проекта
1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
• Изучение нормативных документов, методического материала по проблеме.
• Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития).
• Создание базы данных (создание группы в WhatsApp, адреса электронной почты родителей);
• Подбор информации по наиболее актуальным темам, методического материала.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. (Приложение 1)
Мероприятия:
1. Изучаем нормативно-правовую базу по данной проблеме (дистанционное обучение) :
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
• Приказ Миниобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года № 1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
• Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", с изменениями от 21.01.2019 г.
2. Организационные мероприятия: (Приложение 2)
• Провести установочную беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения.
• Выяснить у родителей методом опроса наличие средств, для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера, планшета с подключением он-лайн).
• Наладить дистанционную связь-контакт с родителями детей для установления дистантного общения и обучения (с использованием любого мессенджера : WhatsApp, Viber).
• Составить расписание он-лайн занятий с учетом времени пользования компьютера, с учетом индивидуальных возможностей, файл-задание для самостоятельной работы (или с родителем). Довести до сведения родителей.
• Дать родителям рекомендации по закреплению изучаемого материала в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка с ОВЗ.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
2 этап- практический, коррекционно-развивающий.
На этапе реализации мероприятий по внедрению дистанционных технологий необходимо руководствоваться нормативной базой, а также «Методическими рекомендациями по организации дистанционного обучения детей с ТНР учителем-логопедом» Института коррекционной педагогики РАО (https://ikp-rao.ru/specialistam/). (Приложение 3)
При организации дистанционного образования должен быть осуществлен учет особых образовательных потребностей детей, а именно:
• особенности психических процессов, общего и речевого поведения;
• трудности при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания;
• учет индивидуального темпа работы над заданиями, дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.
Условия организации дистанционных занятий
• необходимо дать рекомендации родителям, касающиеся подготовки рабочего места ребенка;
• обозначить технические требования к организации обучения;
• дать формы предъявления материала;
• длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21. Распространяются на возрастную группу детей старше 5 лет – 5 мин непрерывно и 10 мин в день. Дети старше 6 лет – 15 мин непрерывно и 20 мин в день. Занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся;
Различные форматы занятий: (Приложение 4)
В режиме онлайн (Skype, Zoom и пр. приложения)
В режиме сообщений через мессенджеры со ссылками на различные материалы для просмотра (видеоролики, презентаций, и пр.)
Онлайн задания для детей.
Консультации для родителей по темам:
• «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»
• «Пальчиками играем, речь развиваем»
• «Речевое дыхание основа правильной речи»
• «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»
3. Выполнения ребенком задания с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей;
Структура занятия в дистанционном режиме. Может как повторять привычную ребенку и логопеду структуру, так и отличаться от нее.
Принципы построения дистанционного занятия :
1. Обязательное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Проведение зрительной гимнастики, физкультминутки обязательно.
2. Смена видов связи в ходе занятия, как средством активизации внимания ребенка.
3. Смена видов деятельности, как средством активизации внимания ребенка.
4. Разграничение видов работы.
5. Вид работы, реализующей непосредственно коррекционные цели - видеосвязь с учителем-логопедом. В данном виде работы необходимо наиболее подробно расписать средства контроля правильности выполнения заданий.
6. Вид работы, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка - развивающие упражнения. Могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей.
7. Варьирование продолжительности занятий, используя перерывы между частями занятия.
8. Определение обязательной длительности только коррекционной части.
9. Длительность работы с видеооборудованием должна соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21.
Формы организации дистанционного обучения.
• индивидуальные
• групповые (подгрупповые)
Групповые дистанционные занятия.
Сложности:
1. Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствуют точному распознаванию речи в целом и инструкций логопеда в частности, что создает предпосылки для неточного понимания, ошибок и повышенной утомляемости детей.
2. Групповые занятия требуют достаточно высокого уровня произвольности у детей и высокого авторитета логопеда.
3. Для части детей участие в групповом дистанционном занятии может быть, возможно, только в присутствии родителей.
Положительно:
1. С помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно многим участникам (объяснение нового материала, должно быть ограничено во времени);
2. Создать коммуникативную среду для ребенка, когда он устанавливает контакты с группой – возможность дозировано участвовать, в занятии очень привлекательна.
3. Логопед может привлекать ребенка к коммуникации с помощью жеста (помаши группе, подражанию (помаши руками с нами вместе, сделай, как мы) и другим, доступным ребенку формам коммуникации.
4. Приоритетной задачей группового занятия с детьми с речевыми нарушениями может быть объяснение нового задания (материала) или организация групповой коммуникации.
Индивидуальные дистанционные занятия
Положительно:
1. Дают логопеду больше возможностей для собственно коррекционной работы.
2. Требуют от ребенка большей включенности в работу с ресурсом, через который ведется работа. Именно ресурс непосредственной работы с экраном, с компьютером регулирует СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21.
3. Большинство времени непосредственной работы с ребенком через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля логопеда, чтобы ребенок видел и слышал педагога.
4. Дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов.
5. Основными способами являются: аудиосвязь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации.
6. Задания, которые ребенок может выполнять в дистанционных системах обучения (где контроль правильности выполняет компьютер, могут быть разделены перерывом во времени для обеспечения отдыха ребенка и соблюдения гигиены дистанционного обучения.
3 этап- аналитический. Контрольно-рефлексивный
Цель: Проанализировать деятельность по проекту.
Задачи:
• Анализ эффективности оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Выяснение удовлетворенности результатами сопровождения каждого участника проекта.
• Издание и распространение информационно-методической продукции об инновационных формах работы с детьми с ОВЗ среди семей и педагогического сообщества.
• Выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшей деятельности
Ожидаемые результаты:
• Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
• Родители самостоятельно используют материалы с сайта ДОУ;
• Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Вывод:
Дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трансформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.
У детей дошкольного возраста повышается мотивация к процессу через компьютерные технологии – это современно и в будущем пригодиться в жизни.
Конечно, дистанционная форма работы требует значительно большей подготовки к занятиям. Для дистанционных занятий с дошкольниками очень трудно подобрать качественный дидактический материал даже на просторах интернета. А чтобы удержать внимание дошкольника на расстоянии в течение 10-15 минут, необходимы частая смена видов деятельности, смена заданий, понятных ребенку с ОВЗ на слух и зрительно. ….И … много фантазии, артистизма и творческого подхода.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что организация логопедической помощи в рамках дистанционного взаимодействия с использованием интерактивных методов обучения обеспечивает качественно новый уровень деятельности логопеда, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности.
Список используемой литературы :
1. Безруких М. М. Макарова Л. В. Параничева Т. М. «Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» .ФГБНУ «ИВФ РАО».2020 г.
2. Ворошилова Е. Л., Кошечкина Т. В. «Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ТНР учителем-логопедом». ФГБНУ ИКП РАН. 2020 г.
3. История дистанционного обучения
4. https://edunews.ru/onlajn/info/istorija-distancionnogo-obuchenija.html
5. Особенности организации ДО
https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-distancionnih-obrazovatelnih-tehnologiy-v-obuchenii-1128690.html
6. «ТОП-10 секретов логопеду для перехода на дистанционное консультирование». ЛОГО-ЭКСПЕРТ https://logopedprofiportal.ru/