Лучший педагог года

Проект «Удивительный мир камней»

светлана пахомова
Проект «Удивительный мир камней»

Информационная характеристика проекта :

АВТОР ПРОЕКТА : Пахомова Светлана Дмитриевна.

СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ : Руководитель проекта – воспитатель, дети и родители группы.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет

ПАСПОРТ ПРОЕКТА :

Тип проекта :

По доминирующей деятельности: познавательно - исследовательский.

По числу участников проекта : групповой.

По времени проведения: краткосрочный.

Публикация «Проект „Удивительный мир камней“» размещена в разделах

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По профилю знаний: НОД образовательной области «Познание».

ПРОБЛЕМА:

Проводя работу по экологическому воспитанию, мы чаще обращаем внимание детей на живые объекты. Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало.

Ввиду недостаточности разработанности темы в программе «Радуга», у меня возникла необходимость в углубленной тематической разработке по ознакомлению детей с разновидностями камней и использованию их человеком.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы культуры человека, интерес, стремление познать и принять общечеловеческие духовные ценности. Дети должны научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности. Чтобы сформировать у детей представление об окружающем его мире, необходимо уделять больше внимания для всестороннего изучения природы, экосистемы края и страны в целом.

Наша страна, наша республика Коми богата разными полезными ископаемыми. В недрах нашего края есть крупные месторождения каменного угля, нефти, газа, бокситов, титана, золота, алмазов, каменных и калийных солей, различных строительных материалов.

Но, как правило, у детей в этом возрасте мало знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство с их разнообразием, поможет детям ближе познакомиться с природой родного края и страны. Приобщение детей к познавательно-исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи «человек - природа».

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование познавательной активности детей, на формирование нравственных чувств ребенка, способствует формированию активного словаря, расширяет кругозор, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Поэтому важно:

- сформировать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира;

- формировать навык самостоятельно применять знания в практической деятельности;

- помочь детям устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе;

- формировать у детей навык бережного отношения к окружающему миру.

ЦЕЛЬ: Формирование познавательной активности у детей через ознакомление с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком, используя разные виды деятельности.

ЗАДАЧИ:

Для педагога:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести анализ имеющихся знаний детей по данному вопросу.

3. Составить плана работы по ознакомлению с разнообразием камней.

4. Расширение и обогащение развивающей среды.

5. Повышение компетентности воспитателя.

Для детей:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

2. Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.

3. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.

4. Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Обогащать словарь детей.

7. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

8. Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе.

Для родителей:

1. Вовлекать родителей в детско-взрослые отношения, через совместное участие в проекте.

2. Повышать компетентность родителей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап –

подготовительный 1. Подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

2. Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

3. Подбор необходимого оборудования, пособий и познавательного материала для детей (наборы камней, познавательных книг, иллюстраций, картинок, видеоматериала)для практического обогащения проекта.

4. Изготовление презентаций по ознакомлению детей с разными камнями.

5. Составление плана работы.

6. Расширение развивающей среды группы для поддержания интереса детей к данной теме.

7. Привлечение родителей к участию в проекте.

II этап – основной 1. Рассматривание камней на улице, в аквариуме, небольшую коллекцию, собранную в группе.

2. Рассматривание различных камней через лупы.

3. Опыты – эксперименты:

«Что твёрже – камень или дерево», «Что тяжелее – камень или дерево», «Тонет – плавает», «Свойства соли», «Выращивание кристаллов соли», «Извержение вулкана» и др.

4. Рассматривание украшений с разными камнями.

5. Беседы «Свойства камней», «Где люди используют камни» и др.

6. Просмотр презентаций «Каменный уголь», «Каменная соль», «Солнечный камень - ЯНТАРЬ», «Драгоценные камни».

7. Чтение Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»; А. Клёнов «За многое должен человек сказать «спасибо» камню», отрывок из рассказа А. Гайдара «Чук и Гек» и др.

8. Выполнение детьми в технике мозаики изделий из камней.

9. Художественное творчество «Превращение камушка», «Подснежники» (с использованием соли).

10. Д/игры «Найди речной (морской) камешек», «Какого камня не стало и др.

11. П/И «Камешек, ко мне» (по типу «Колечко, колечко»,

«Береги камень, не зевай» и др.

III этап - заключительный - Выставка детских работ «Подснежник»,

- Создание альбома «Мир камней»,

- Создание мини-музея «Удивительный мир камней».

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА :

Проект предполагает организацию воспитательно-образовательной работы. Реализация задач осуществляется через непрерывность воспитательно-образовательного процесса ДОУ, тесную связь с семьей. Осуществляется преемственность ДОУ и семьи. Все это позволит оптимально решить основную задачу – расширить представления детей старшего дошкольного возраста о разновидностях камней, их свойствах и применением их человеком. Воспитание интереса и бережного отношения к объектам не живой природы, а в частности к полезным ископаемым (камням).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА :

Проект реализует работу по ознакомлению детей с неживой природой, с полезными ископаемыми, что входит в систему работы дошкольного учреждения. Проект открывает возможность формирования у детей интереса к окружающему миру. Развивает потребность детей в получении и обсуждении информации, закрепляя названия различных камней, обобщаем понятия «полезные ископаемые», знания о пользе и использовании их человеком. Проект развивает желание экспериментировать, делиться полученными знаниями с родителями и друзьями. Реализуя проект, мы формируем у детей навыки коллективного труда, бережное и любовное отношение к природе, которая делится с человеком своими богатствами. Воспитываем уважение к труду людей камнедобытчиков, работающих на шахтах, рудниках и т. д. Пополняем и расширяем развивающую среду в группе. Осуществляем подбор информации, игрового материала по данной теме, расширяем кругозор свой детей и родителей. Привлекаем родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству. Поощряем совместные занятия детей и родителей, вовлекаем их в воспитательно-образовательный процесс; привлекая их к участию в реализации проекта.

ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ГРУППЕ :

Воспитатель Проведение с детьми НОД и СОД, консультирование родителей.

Дети Участие в НОД и СОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.

Родители Закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Для педагога:

- Повышение своей профессиональной компетентности.

- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.

- Совершенствование предметно – развивающей среды.

Для детей: - Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.

- Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.

Для родителей:

- Повышение у родителей интереса к жизни детей в ДОУ.

- Повышение компетентности родителей по данному направлению.

- Расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТЕ :

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Познавательная деятельность (НОД, СОД, презентации,

Исследовательская деятельность.

Чтение научной и художественной литературы,

Игровая деятельность,

Продуктивная деятельность,

Художественно-эстетическая деятельность.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Научно-методическое обеспечение,

Организационные: музей, викторины, выставки.

Информационные ресурсы: библиотека, сеть Интернет, консультации.

Мотивационные ресурсы: обогащение личного опыта.

Материально-технические: мультимедийный проектор, СД, ДВД, ТВ.

Папки-передвижки, школьные экспонаты камней.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :

Виды деятельности Содержание работы Цель

Познавательная деятельность НОД, беседы:

«Что мы знаем о камнях»,

«Откуда появляются камни»,

«Простые и ценные камни»,

«Камни разные нужны, камни всякие важны»,

«Как человек использует камни».

Работа с картой республики Коми «Уголёк, ты откуда?», «Добыча соли в Коми крае».

Викторина: "Что мы знаем о камнях"

Создание альбома «Мир камней»

Создание мини-музея «Удивительный мир камней» Формирование представлений детей о камнях : их назначении в природе и использовании человеком.

Показ презентаций по теме «Камни» :

«Каменный уголь», «Каменная соль», «Солнечный камень - ЯНТАРЬ»,

«Драгоценные камни».

Просмотр мультфильмов:

«Серебряное копытце»,

«Каменный цветок»,

«Малахитовая шкатулка» Конкретизация представлений детей о разных видах камней.

Исследовательская деятельность Работа в «лаборатории» по ознакомлению детей с миром камней :

«Что твёрже – камень или дерево»,

«Что тяжелее – камень или дерево»,

«Тонет – плавает»,

«Есть ли воздух в камнях», «Растворимость минералов», «Свойства соли»,

«В какой воде лучше растут растения»,

«Выращивание кристаллов соли»,

«Извержение вулкана»

«Мел – это камень?» Расширение кругозора и экологических представлений у детей посредством опытов в процессе практической деятельности.

Художественное творчество Творческая мастерская:

«Превращение камушка»,

«Подснежники» (рисование солью).

Конструирование:

«Мозаика из камней»

Создание художественных образов на основе природных форм.

Формирование умения планировать свою работу и технологично осуществлять свой замысел.

Игровая деятельность Д/ И:

"Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь", «Найди речной (морской) камешек», «Какого Камня не стало,

«Что изменилось?», «Третий лишний».

Подвижные игры:

«Камешек, ко мне» (по типу «Колечко, колечко», «Береги камень, не зевай»,

«Эстафеты с камешками», «Царь горы».

СРИ:

«Геологи», «Шахтеры». Закрепление и систематизация знаний детей об окружающем мире через игровую деятельность.

Чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций книг, альбомов и энциклопедий.

П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;

И. Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

А. Клёнов «За многое должен человек сказать «спасибо» камню»,

отрывок из рассказа А. Гайдара «Чук и Гек».

Чтение стихов, пословиц, загадок, сказок о камнях,

Энциклопедии. Ознакомление с научными и художественными произведениями.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

1. Программа «Радуга» Т. Н. Доронова

2. Т. И. Гризик «Познаю мир»

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

4. Т. Н. Зенина «Ознакомление дошкольников с природными объектами»

5. Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду»

6. Энциклопедия «Я познаю мир» (сокровища Земли)

7. Энциклопедия «Я познаю мир» (камни и минералы)

8. Природоведение «Камни и минералы»

9. А. Н. Квитко «Каменные цветы Жигулей»

10. Л. В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно»

Публикации по теме:

«Удивительный мир камней». Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности .

Проект «Удивительный мир природы» «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в мире природы,.

Детский творческий проект «Удивительный мир природы»Детский творческий проект «Удивительный мир природы» Беречь живую природу, ценить и любить родные места, выращивать растения и ухаживать за ними. Всему этому учат дошколят в детском саду.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир камней». Организация проектной деятельности детей в старшей группе по теме: Волшебный мир камней. Авторы конспекта проекта: Королева Анна Александровна,.

Проект по теме: «Этот удивительный мир жаб» Проект в подготовительной группы по теме: «Эти удивительные жабы» Автор: Царёва Л. Ю. Цель проекта: развивать и обогащать.

Проект «Удивительный мир динозавров»Проект «Удивительный мир динозавров» Актуальность: Динозавры – актуальная тема еще с древних времен не только для ученых, но и для обычных людей, особенно эта тематика интересует.

Проект «Удивительный мир игры» Проект «Удивительный мир игры». Подготовила и провела: Воспитатель второй младшей группы Понькина Е. В. Вид проекта: исследовательски.

Проект «Удивительный мир пластилина» Актуальность темы «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В. А. Сухомлинский) Лепка имеет.

Проект к 135 летию К. И. Чуковского «Удивительный мир сказок» Шукубаева Лаура Егоровна, Ведерникова Людмила Сергеевна Корней Иванович Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность.

Экологический проект «Удивительный мир природы»Экологический проект «Удивительный мир природы» Паспорт проекта Вид проекта: творческо-информационный Продолжительность проекта: средней продолжительности (с 01.03.2017 г. – по 31.03.2017.

Автор публикации:
Проект «Удивительный мир камней»
Опубликовано: 13 сентября 2017 в 11:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД