Квитченко Ольга
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «В гостях у тетушки Совы»
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Актуальность проекта
1.2. Тип проекта. Срок реализации.
1.3. Состав участников проекта
1.4. Цель проекта
1.5 .Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
2. Содержательный раздел
2.1. Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта.
2.2. Перспективный план работы с родителями в рамках проекта
2.3. Ожидаемые результаты
2.4 Методическое обеспечение
1.1 Актуальность проекта
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „В гостях у тетушки Совы“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Сова. Проекты для детей
- Средняя группа
- Темочки
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
1.2 Вид проекта
Долгосрочный, опытно-экспериментальный
Время реализации проекта : ноябрь 2018 год – май 2019
1.3 Состав участников
Участники проекта : воспитатели, дети, родители воспитанников
1.4 Цели и задачи проекта
Цели:
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, глина, песок;
• Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию
• Заинтересовать родителей в совместной деятельности : воспитатель-родитель-ребенок. Выполнять совместные задания по проекту.
1.5 Материально-технические ресурсы,
необходимые для выполнения проекта
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Лупы, зеркала, термометры, бинокли, пипетки, лампы, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, терка, соль, клей, мел, пластмасса и т. д.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, полиэтиленовые пакетики.
3. Неструктурированные материалы: песок, вода, глина, земля
2.1. Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
-Изучение проблемы;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
-Составление плана работы над проектом;
-Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала, оборудования для проведения экспериментальной работы;
- Изготовление лэп-бука «Вода», уникуба «Воздух», макета почвы, дидактических игр и пособий, составление картотеки опытов;
- Оборудование уголка экспериментирования.
II этап (реализация проекта)- внедренческий
III этап – заключительный - подведение итогов
Создание фотоальбома, презентации, оформление выставки для родителей.
Темы ОЭД /Цель
Ноябрь
1 Свойства воды - Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
2 Времена года - Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Декабрь
1 Льдинка и снежинка Освобождение бусинок из ледяного плена - Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения.
2 Можно ли пить талую воду? - Показать детям, что снег грязнее водопроводной воды. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения.
3 Разноцветная вода. Цветные льдинки - Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.
4 Водопад - Дать представление о том, что вода может изменять направление движения
Январь
1 Какие особенности у теплой и холодной воды? - Выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
2 Как вода отправилась гулять - Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой
3 Пар-это тоже вода - Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, воспитывать осторожность при работе с водой.
4 Свет повсюду - Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Февраль
1 Солнечный зайчик - Привлекать детей к простейшим наблюдениям явлений природы; знакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света, тепла); научить находить отражение «солнечного зайчика», следить за его перемещением
2 Что в пакете? - Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
3 Игры с соломинкой - Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи
4 Все увидим, все узнаем - Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением
Март
1 Из чего состоит песок. Песок сухой и мокрый - Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
2 Как покрасить песок? - Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (с добавлением гуаши, цветного мела). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета.
3 В песчаной пустыни - Продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью - быстро и медленно.)
Апрель
1 Зачем нужна земля? - Формировать представления детей о свойствах земли (мягкая, состоит из мелких комочков, легко пропускает воду, бывает сухой и влажной). Развивать речь, умение выдвигать предположения и с помощью воспитателя делать выводы.
2 Как вода даёт жизнь растению. - Показать значение воды в жизни растений, делать выводы по окончании опыта. Содействовать гуманному отношению к объектам природы.
3 Каждому камешку свой домик - Дать представление о камнях; классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
4 Какими свойствами обладает глина - Дать представление о глине; помочь определить её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая.
Май
1 Как сравнить песок и глину? - На основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом. Поддерживать интерес к опытнической деятельности
2 Как происходит загрязнение почвы? - Выяснить последствия загрязнения почвы. Развивать умение сравнивать, размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать бережному отношению к миру природы.
3 Волшебное сито - Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.
4 Подведение итогов, создание презентации - Презентация опыта работы по реализации проекта : выступление на педагогическом совете, публикация в печатных изданиях.
2.2 Перспективный план работы с родителями
Ноябрь
• Анкетирование родителей на тему: «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»
Цель: Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
• Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
• Консультация для родителей: «Значение познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.
Декабрь
• Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Уголок познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
• Консультации для родителей «Как развивать любознательность ребенка?».
Январь
• Беседа: «Развитие исследовательских способностей детей в игре на прогулке».
• Предложить родителям провести эксперименты с детьми.
•
Февраль
• Памятка: «Соблюдение безопасности при проведении опытов и экспериментов в домашних условиях.»
• Консультация для родителей. Тема: «Экспериментирование в домашних условиях».
Март
• Мастер-класс от родителей: «Как мы проводим опыты дома»
Апрель
• Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
• Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с песком, глиной.
Май
• Оформление папки: «Маленькие исследователи»
2.3. Ожидаемые результаты
Для детей:
Расширение знаний об окружающей природе; свойствах воды, воздуха, почвы, песка, земли и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; формирование коммуникативных навыков.
Выведение на более высокий уровень познавательной активности;
Формирование уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
Для родителей:
Повышение компетентности по познанию окружающего мира, опытно-экспериментальной деятельности, бережному отношению к природе.
Для педагога:
Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация
2.4 Ресурсное обеспечение проекта.
1. Тугушева Т. П., Чистякова А. Е. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста” 2010 г.
2. Модель Н. А. «Химия в ванной Исследовательская деятельность детей», Изд. «Т. Ц. Сфера», 2017
3. Султанова М. «Простые опыты с бумагой», ООО «Хатбер-пресс», 2015
4. Султанова М. «Простые опыты с воздухом», ООО «Хатбер-пресс», 2015
5. Султанова М. «Простые опыты с природными материалами», ООО «Хатбер-пресс», 2014
6. Веракса Н. Е., О. Р. Галимова. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. -М. :Москва-синтез, 2015г.
7. Рыжова Н. В., “Игры с водой и песком”, Обруч №2, 1997 г.
8. Рыжова Н. В., “Опыты с песком и глиной”, Обруч №2, 1998 г.
9. Использованы интернет ресурсы.