Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Сказка в песочнице»

Наталья Ракутина
Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Сказка в песочнице»

Введение

Песок оказывает благоприятное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние. Ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом у детей концентрируется внимание, развивается любознательность, увлеченность.

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость. Рисуя песком, ребёнок может расслабиться, отдохнуть.

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОНР. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). При этом развивается фантазия, внимание, пространственное восприятие.

Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям: ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.

Состав участников – дети, педагоги

Предмет – использование песочного стола для создания условий познавательно – речевого и творческого развития детей

Вид проекта – долгосрочный

Цель:

- Расширить возможности песочного стола;

- Вооружить педагогов превосходной технологией сотворчества с детьми.

Задачи:

- Активировать познавательную деятельность детей;

- Повышать речевую мотивацию;

- Развивать творчество детей;

- Закреплять полученные знания, умения, навыки;

- Снижать психофизическое напряжение.

Предполагаемый результат:

- Повысится познавательная активность детей;

- Повысится речевая мотивация;

- Дети смогут использовать полученные знания, умения и навыки

Правила:

- Ящик с песком должен находиться справа от ребёнка (для левшей – слева, чтобы ребёнку было удобно брать песок;

- Подсветка во время работы не должна быть яркой, чтобы не напрягать зрение.

Этапы

I Вводный: изучить литературу, интернет ресурсы

II Основной:

1. Игры и упражнения для стола с подсветкой (Приложение № 1)

Для работы необходимо выбирать фон приглушённого зелёного или голубого цвета, так как эти цвета более щадящие для глаз: не вызывают напряжение и спокойные.

- Обведение по контуру;

- Задания на логику;

- Рисование дорожек.

2. Игры и упражнения для обучения грамоте (Приложение № 2)

Раскрасить буквы (картинки) в зависимости от цвета фона: - если фон синего цвета, раскрась предметы, которые начинаются с твёрдого согласного; - если фон зелёного цвета – предметы, которые начинаются с мягкого согласного; - если фон красного цвета, раскрасить буквы (предметы, которые начинаются с гласного.

3. Игры и упражнения для стола с песком (Приложение № 3)

Дети выполняют упражнения без подсветки, затем можно включить её. Цвет выбирает ребёнок в зависимости от настроения, характера рисунка и т. д.

Способы рисования песком (Приложение № 4)

- Создание фона (насыпание, наброс)

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (Приложение № 5)

- «Отпечатки ваших рук»;

- «Что же спрятано в песке?».

Варианты возможных движений руками

- «скользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней;

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно;

- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.

4. Развивающие игры и деятельность, придуманные самим ребенком (Приложение № 6)

III Заключительный

- демонстрация проекта воспитателям ДОУ

Преимущества использования светового и песочного стола

- Личная заинтересованность ребёнка;

- Увлечённость самостоятельной деятельностью;

- Играя, ребёнок учится;

- Развивается самоконтроль;

- Экономия раздаточного материала.

Вывод:

Игры с песком являются многогранным методом, востребованным в разных сферах жизни. В соответствии с этим, песочная игра является увлекательным занятием для любого ребёнка, а также представляет из себя, самую доступную форму работы и взаимодействия с детьми.

Список литературы.

1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия – Петропавловск, 2010 – 74с.

2. Белоусова О. А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75

Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Грабенко Т. М. «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005 год

5. Казакова Р. Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Сфера. Москва 2004г.

6. Программа от рождения до школы. /Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

7. http://sand-therapy.ru/

8. http://www.deti-club.ru/

9. www.trn.ua/articles/5584/

Приложение № 1

«Дорожки»

Вопросы:

- Кто нарисован?

- Как он передвигается? (прыгает, ползёт и т. д.)

- Куда идёт ослик? (ослик идёт к сену)

Световой стол: наложить чистый лист на основу, провести «дорожку» фломастером по центру дорожки. Затем ребёнок сам дорисовывает персонаж и предмет, к которому он направляется.

Песочный стол: ребёнок засыпает дорожку песком, затем по линиям убирает песок, рисует дорожку по центру.

«Куда едет автомобиль»

Вопросы :

- Какие машины нарисованы?

- Куда едет автомобиль?

- Какую пользу приносит людям?

Световой стол: наложить на основу чистый лист, нарисовать дорожку, по которой движется автомобиль. Затем ребёнок сам дорисовывает картину: машины, дома, деревья и т. д.

Песочный стол: ребёнок пальчиком проводит по дороге, затем засыпает картинку песком. Воспитатель или другой ребёнок называет предмет, который надо «откопать», затем ребёнок по памяти рисует дорогу.

Приложение № 2

• Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

• Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т. д.

• Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

• Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

• При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

• Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

• Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

• Игра «Назови звук» (Н. В. Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

• Игра «Найди друга» (Н. В. Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.

Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

• Раскрасить буквы (картинки) в зависимости от цвета фона: - если фон синего цвета, раскрась предметы, которые начинаются с твёрдого согласного; - если фон зелёного цвета – предметы, которые начинаются с мягкого согласного; - если фон красного цвета, раскрасить буквы (предметы, которые начинаются с гласного.

Приложение № 4

1. Щепотка

- насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак;

- высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла

2. Песочная струя:

- песчинки попадают в одну точку- круг;

- песочная струя рассыпается зигзагом- волны, чайки…;

- песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…;

- песочная струя рассыпается линией- дороги, дома…;

- песочная струя рассыпается замкнутой линией- воздушные шары, облака…;

- песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…;

3. Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;

4. Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно

(крылья птиц, бабочки);

5. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды).

6. Упражнение "Необыкновенные следы".

- "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

- "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

- "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Приложение № 5

"Отпечатки ваших рук"

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: "Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?

"Что же спрятано в песке?"

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали "секретики". Каждый из Вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ своих стеклышек, фантиков, блестков, цветочков и пр. А ведь "засекречивать" можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.

Для этого можно загадывать детям разные загадки. А отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или "пишет" отгадку, вылепливая песочные буквы.

• Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

• Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

• Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

• Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

• «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

• Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

• Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

• Выложить фишками геометрическую фигуру.

• Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.

• Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

Приложение № 6

Правила

Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня?

Ход деятельности

Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:

• Рассказ детям о сказке (путешествии).

• Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).

• Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).

• Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:

— Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.

Рефлексия

Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком в книге Большебратской Э. Э. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

В конце цикла сделать выставку творческих работ под названием:

• Путешествие песочного человечка,

• Песочные замки,

• Мы песочком рисовали….

Публикации по теме:

«Математика при ознакомлении с природой» НОД в старшей группе компенсирующей направленности. Образовательная область: познание. Тема: Математика при ознакомлении с природой. Интеграция: коммуникация, художественное творчество, чтение.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Зимующие птицы» ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». I. Задачи: формирование представлений о зимующих птицах, их характерных признаках, приносимой пользе; развитие восприятия,.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема занятия “День рождения в лесу” Цель: развитие навыков.

Конспект НОД по лепке «Танк» в старшей группе компенсирующей направленности Задачи: учить детей лепить танк из отдельных частей (конструктивным способом, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах лепки.

Методический паспорт совместной деятельности «Осенняя сказка» (в старшей группе компенсирующей направленности) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Светлячок» Методический паспорт совместной деятельности «Осенняя.

Педагогический проект в группе компенсирующей направленности «Семья. Что может быть дороже!» Название проекта – «Семья - что может быть дороже!» Тип проекта – творческий, информационно-исследовательский. Возраст детей – старший дошкольный.

Проект «Месячник здоровья» в подготовительной группе компенсирующей направленности Проблема. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Проект «Неделя здоровья» для детей старшей группы компенсирующей направленности Проект «Неделя Здоровья» для детей старшей группы №11 компенсирующей направленности Подготовила и провела: Васильева И. Н., воспитатель высшей.

Проект разновозрастной старшей — подготовительной группы компенсирующей направленности «Край родной» Проект разновозрастной старшей – подготовительной группы компенсирующей направленности. МДОУ ДСКВ №2 пос. Комсомолец.

Проект «Семья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Проект «Семья» осуществлялся в старшей группе детей с ЗПР МБДОУ № 29 в течение 1 недели (с 6 декабря по 13 декабря 2013 года, то есть он.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Сказка в песочнице»
Опубликовано: 13 марта 2016 в 17:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект во 2 младшей группе «Весна — красна»
Цель: формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности. Задачи:  Расширять представления детей о...
Сценарий к выпускному «Радуга надежды»
Выпуск 2018 «Радуга надежды» Ведущий 1. Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся...
Презентация на тему: «Дети блокадного Ленинграда»
Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР плана фашистской Германией СССР «Барбаросса». В нём...
Презентация на тему: «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» С. ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ...
Использование мнемотехнологий в детском саду. Из опыта работы
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание...