Папки-передвижки

Проект «Волшебные камешки Марблс», для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет), посещающих логопункт

Светлана Рыжкова
Проект «Волшебные камешки Марблс», для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет), посещающих логопункт

Паспорт проекта «Волшебные камешки Марблс»

Пояснительная записка.

«Ум есть драгоценный камень, который,

более красиво играет в оправе скромности».

Максим Горький

Вся жизнь ребенка – это игра. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками : перекладывают, подбрасывают, собирают и т. д. Кристаллы и камни – это дар нашей планеты, который мы можем использовать для развития ребенка в XXI веке. Одной из нетрадиционных методик, в основе, которой лежит лечение с помощью камней и минералов является литотерапия.

Публикация «Проект „Волшебные камешки Марблс“, для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет), посещающих логопункт» размещена в разделах

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия, это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук. В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в коррекционно – образовательном процессе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия (применение камешков Марблс).

Камешки Марблс, универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук. При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

Игры с использованием камешков Марблс :

- стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук;

- увеличивают на 100% активность, интерес детей на занятии;

- улучшают результат коррекции речи;

- вариативны и удобны в применении.

Использование речевых игр с элементами литотерапии является совершенно новой идеей в логопедии.

Цель проекта : коррекция речи детей, посещающих логопункт, через применение игр и упражнений с камешками Марблс.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формирование познавательной активности у детей;

- формирование правильного захвата шарика кистью руки;

- обогащение словарного запаса с упражнениями в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;

- развитие коммуникативной функции речи.

Коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;

- развитие тактильной чувствительности рук;

- развитие ориентировки на плоскости;

- формирование пространственных представлений;

- развитие внимания, памяти, логики, мышления;

- формирование навыков звуко-буквенного анализа слов;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

- обучение игре в совместной деятельности, формирование дружеских взаимоотношений;

- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с камешками Марблс.

Тип проекта : долгосрочный (7 месяцев).

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, посещающие логопункт, учитель – логопед, родители (законные представители) детей.

Время реализации проекта : с 1 ноября 2019 г. по 31 мая 2020 года.

Планируемый результат:

- правильное речевое дыхание у детей;

- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

- отсутствие напряжения и скованности;

- использование родителями (законными представителями) детей посещающих логопункт метода литотерапии в домашних условиях.

Реализация проекта проходит в 3 этапа :

1 этап – подготовительный.

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

2. Выявление проблемы.

3. Разработка системы игр и упражнений с камешками Марблс.

4. Изучение уровня компетентности родителей по проблеме.

2 этап – основной (практический).

Задачи: апробирование системы игр и упражнений с камешками Марблс, в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, посещающими логопункт.

Формы работы:

1. Проведение пальчиковой гимнастики с элементами литотерапии в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке).

2. Массажирование рук и пальцев камешками (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке).

3. Проведение игр и выполнение упражнений с камешками Марблс с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Сроки Игры и упражнения

Ноябрь

1 неделя Упражнение «Знакомство». Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый.

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

2 неделя Игра «Археолог». Ребёнку предлагается сундучок, наполненный горохом, (фасолью, рисом и т. п.) с закрытыми глазами он должен выбрать камешки Марблс (сокровища пиратов).

3 неделя Игра «Муха в клетке». В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение: дается многоступенчатая инструкция, ребёнок «передвигает» глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат.

4 неделя Упражнение «Гласная или согласная?» Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).

Дополнительные вопросы и задания: произвести звукобуквенный анализ слова.

Декабрь

1 неделя Упражнение «Помоги». Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

2 неделя Игра «Весёлый счёт».

Выложить столько камешков на столе, сколько:

- У человека носов?

- Сколько пальцев на одной руке? на двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько глаз у кошки?

- Сколько крыльев у птицы?

- Сколько ножек у стола? и т. д.

3 неделя Упражнение «Гласная или согласная?» Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Произвести звукобуквенный анализ слова.

2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

3. На каком мест находится звук (в начале, середине, конце)

4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

4 неделя Игра «Волшебный мешочек». 1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

Январь

1 неделя Игра «Волшебный мешочек». 2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

- зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.

- жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

2 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.

Собиралась Золушка на бал,

Хоть ее туда никто не звал.

Ей велела мачеха: "Давай

Гречку и горох перебирай!"

Задание: Перед детьми подносы с камешками разной формы, величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам.

3 неделя Игра «Гусеничка - модница». Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

4 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.

Собиралась Золушка на бал,

Хоть ее туда никто не звал.

Ей велела мачеха: "Давай

Гречку и горох перебирай!"

Задание: Перед детьми подносы с разными камешками. Детям завязывают глаза и предлагают рассортировать камешки по признакам, определяемым осязательно.

Февраль

1 неделя Игра «Угости Петушка». Ребёнок передвигает Петушка по ступенькам вверх, одновременно называет слова с твёрдым (мягким) звуком.

2 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.

Собиралась Золушка на бал,

Хоть ее туда никто не звал.

Ей велела мачеха: "Давай

Гречку и горох перебирай!"

Задание: Два ребенка подходят к столу. Закрывают глаза. Перед каждым из них поднос с двумя видами перемешанных камней. По команде оба начинают разбирать камешки - кто быстрее.

3 неделя Игра «Напиши слово». Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс.

4 неделя Упражнение «Найдем предмет». Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

Март

1 неделя Игра «Звуковая мозаика». Взрослый называет слова, например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий, выкладывая мозаику).

2 неделя Упражнение «Найдем предмет». Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

3 неделя Игра «Помощь идёт». Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

4 неделя Упражнение «Тропинки».

Протянулся поясок

Через поле и лесок,

Да не взять его руками,

Не смотать его в клубок. (Тропинка)

Задание: Дети выкладывают ряды - "тропинки" разной протяженности из камешков, соотносят протяженность с количеством камешков, сравнивая, что длиннее, что короче. Необходимо выложить несколько рядов из камешков по убывающей величине и по возрастающей.

Апрель

1 неделя Упражнение «Змейка». Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

2 неделя Упражнение «Выложи по заданию». Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

3 неделя Упражнение «Цифра». Задание: Педагог уточняет название цифры и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.

4 неделя Упражнение «Выложи по заданию». Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение: Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Май

1 неделя Упражнение на развитие пространственной ориентации.

Задание:

- возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- возьми оранжевый камень и положи перед собой.

2 неделя Игра «Выложи букву». Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.

3 неделя Упражнение «Расскажи сказку». Детям дается задание рассказать сказку о волшебстве камешков Марблс.

3 неделя Игры и упражнение по желанию детей.

4 неделя Игры и упражнение по желанию детей.

4. Использование методов литотерапии как на коррекционно-развивающих занятиях, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

5. Проведение мастер-класса для воспитателей и родителей (законных представителей) детей на тему «Камешки Марблс, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

6. Изготовление буклета для родителей «Литотерапия в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».

7. Изготовление картотек игр и комплексов упражнений с камешками Марблс.

3 этап – заключительный

Задачи: презентация продукта деятельности.

Форма работы:

1. Подведение итогов проекта.

2. Оформление презентации проекта, показ презентации на педсовете.

3. Практический материал по реализации проекта (картотеки).

Публикации по теме:

«Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание». Информационный проект для детей подготовительной к школе группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.

Дидактическая игра по развитию речи детей 5–7 лет «Волшебные камешки» марблсДидактическая игра по развитию речи детей 5–7 лет «Волшебные камешки» марблс Дидактическая игра "Волшебные камешки" Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет). Цель: развитие навыков звукового анализа слов,.

Квест для детей подготовительной к школе группы и их родителей Цель: всестороннее развитие детей и их родителей по различным направлениям (физическому, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

НОД по социализации «Великий труженик и волшебные реки» для детей подготовительной группы Цель: дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; показать значение сердца и крови для жизни человека и для слаженной.

Образец Договора ДОУ с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад Наименование дошкольного учреждения (в соответствии с Уставом, осуществляющее образовательную деятельность (далее - МКДОУ) на основании.

Проект для работы с дошкольниками подготовительной к школе группы «Растение, изгоняющее кашель»Проект для работы с дошкольниками подготовительной к школе группы «Растение, изгоняющее кашель» Уважаемые коллеги, хочу познакомить Вас с содержаниемПроекта для работы с дошкольниками подготовительной к школе группы «Растение, изгоняющее.

Проект «Помню, горжусь» — посвященный Дню Победы для детей подготовительной к школе группыПроект «Помню, горжусь» — посвященный Дню Победы для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию цикл образовательных мероприятий, посвященных Дню Победы. Цель: уточнить и дополнить знания.

Проект «Посуда» с детьми подготовительной к школе группыПроект «Посуда» с детьми подготовительной к школе группы Актуальность Расширив и систематизировав знания детей о видах посуды, о материалах, из которых она сделана, о истории её возникновения и.

Выпускной для детей подготовительной к школе группыВыпускной для детей подготовительной к школе группы Выпускной для детей подготовительной к школе группы Сценарий составила: Магкиева. С. В. 2017 г. запись) Мы приглашаем вас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебные камешки Марблс», для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет), посещающих логопункт
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 08:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД