Наталья Жукова
Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные шкатулки»
Проект
с детьми старшего дошкольного возраста
«Волшебные шкатулки»
Продолжительность проекта : краткосрочный (2недели). Длился с 15ноября по 26 ноября 2021 года.
Вид проекта : творческий, информационно-познавательный, групповой.
Участники проекта : дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Проект с детьми старшего дошкольного возраста „Волшебные шкатулки“» размещена в разделах
Введение: На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача воспитателя - научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике. Механизмом реализации такого подхода может служить проектный метод. Ярким примером являются разработанные и реализованные проекты с детьми дошкольного возраста. Метод проекта даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность; позволяет приобретать воспитанникам опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает основные виды функциональной грамотности - коммуникативную, информационную, деятельностную.
Актуальность проекта : Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательный интерес к окружающему миру. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Поэтому изучение истории шкатулки, ее производства, материалов изготовления расширяет кругозор детей и позволяет рассматривать шкатулку не только как аксессуар, предмет быта, но и как произведение искусства. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Развитие способности к творчеству в дошкольном возрасте – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Поэтому изготовление шкатулки позволяет объединить взрослых и детей за общим делом, а также раскрыть творческие способности каждого участника.
Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста и активизация творческого потенциала через различные виды изобразительной и прикладной деятельности; изучение истории шкатулки, материалов, из которых их изготавливают, активное вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи проекта
• Развивать внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус;
• воспитывать стремление к экспериментированию, расширять кругозор;
• формировать творческое начало в личности ребенка, развивать его индивидуальность;
• учить изготавливать подарок для близкого человека собственными руками;
• Содействовать знакомству родителей с применением различных нетрадиционных материалов в творческой деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Ожидаемые результаты реализации проекта. В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей дошкольного возраста знаний о способах применения нетрадиционных материалов в творчестве;
• владение дошкольниками техническими приемами работы с различными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять свои знания на практике;
• повышение компетентности родителей воспитанников по данному проекту; активное вовлечение родителей в творческий процесс вместе с детьми.
Срок и этапы реализации проекта 15 ноября 2021 – 26 ноября 2021 года
I этап – подготовительный: 15 ноября 2021
• Подбор литературы, информации и фото для реализации проекта.
• Разработка содержания проекта
• Провели анкетирование родителей о наличии в их домах готовых шкатулок из различных материалов для создания экспозиции мини-музея.
II этап – основной:
• Проектная деятельность началась с беседы на тему: «История шкатулки». Дети узнали, где впервые появился этот аксессуар, из чего его изготавливали, какой формы и размеров были древние шкатулки, получили знания о русских мастерах – «шкатулочниках», что шкатулка на Руси не только «коробочка» для хранения драгоценностей, но и предмет быта: ведь сундук для хранения вещей - не что иное, как большая шкатулка.
• Далее просмотрели с воспитанниками несколько видеороликов и мастер-классов на тему: «Изготовление и декорирование шкатулок». Дети узнали, как делаются шкатулки, какой длинный и трудоёмкий путь проходят на производстве, перед тем как попасть на прилавок магазина, и как много людей трудится над их изготовлением и украшением. Но в то же время их легко можно сделать своими руками из бросового материала и украсить по своему вкусу.
• С каждым днем в группе пополнялась коллекция шкатулок из домов наших ребят: каждую из них мы внимательно изучали, рассматривали, пытались узнать ее историю появления в семье воспитанника, что обычно в ней хранили дома.
• Когда набралось достаточно большое количество экспонатов, мы организовали в группе мини-музей «Волшебные шкaтулки». Вначале он состоял только из 1 экспозиции готовых шкатулок, сделанных на производстве или привезенных из туристических поездок.
• Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей группы.
• Формирование навыков художественно-эстетической деятельности детей старшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
• Особой гордостью для детей стали шкатулки, изготовленные самостоятельно. Основой для будущих шкатулок стали старые коробочки, задекорированные в технике пластилинографии, аппликация, украшенные стразами, наклейками, цветочками, фетром
III этап – завершающий:
Демонстрация экспонатов - шкатулок, представление результатов.
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературных источников по теме.
2. Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
3. Консультация для родителей «Развиваем творчество детей»
Основной этап.
1. Беседа на тему: «История шкатулки».
2. Чтение художественной литературы:
Сказка П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», Г. В. Александровой «Домовенок Кузька в большом городе», А. Усачев «Шкатулка»
2. Дидaктические игры «Собери картинку», «Из какой сказки угадай!»
3. Изготовление шкатулки воспитанниками.
Заключительный этап.
1. Подготовка и проведение фотовыставки детских работ «шкатулка для мамы»;
2. Итоговое мероприятие: «Дарим подарок-шкатулку маме»;
3. Выступление с проектом на педагогическом совете;
Результаты проекта.
Цели и задачи, поставленные в начале реализации проекта, полностью выполнены. Воспитанники нашей группы в ходе проекта узнали историю шкатулки с древних времен до современности, материалы изготовления, научились делать подарок для близкого человека из подручных средств, используя свою фантазию и творческий потенциал. Во многих семьях появилaсь и поддерживается традиция совместного творчества в выходные дни. Работа над этим проектом оказалась очень интересной, познавательной и творческой.
Выставка работ показала значимость проведённого проекта : дети испытывали чувство радости, успеха и самореализации.
Заключение
Таким образом, систематическая и целенаправленная проектная деятельность, как метод формирования основ функциональной грамотности в художественно - эстетическом развитии старших дошкольников доказал свою значимость. Смысл проектной деятельности заключается не столько в получении результатов проектирования, сколько в привлечении ребят к активной познавательной деятельности.
Создание творческих и исследовательских проектов предоставляет личности возможность развиваться и совершенствоваться. Благодаря процессу исследования ребенок познает мир, обнаруживает его закономерности, обогащается новой информацией.
Спасибо за внимание!
Список литературы.
1. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
2. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М. : Знание, 1994. 157стр.
3. Захоренцев К. Д. Экспериментальная психология М. : Проспект, 2005. 208 с.
4. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. М. : Просвещение, 1988. 192 с.
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М. : Педагогика, 2005. 126 с.
6. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М. : Просвещение, 1991. 137 с.
7. Комарова Т. С., Савенко А. А. Коллективное творчество детей. М. : Знание, 1998. 127 с.
8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010 – 240 с.
9. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
10. Макарова И. В. Психология: конспект лекций. – 2-е изд., доп. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 237
11. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и др. ; Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1988. – 271 с.
12. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М. : Педагогика, 1995. 101 с.
13. Нечаева В. Г. Трудовое воспитание в детском саду. М. : Просвещение, 1964.
14. Новикова Г. П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества. М. :3нание, 2000. 130 с.
15. Пантелеева Л. В. Детское рукоделие. М. : Просвещение, 2005. – 128 с.
16. Парамонова Л. А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» : лекции 1-4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.
17. Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009. – 196.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
19. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.