Получи документы

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей)

Евгения Хализова
Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей)

В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально - волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих занятий по комплексной сказкотерапии, которая может быть использована педагогами и психологами на коррекционных занятиях, как один из способов формирования эмоционально - волевой сферы и является наиболее оптимальным в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Публикация «Проект: „Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии“ (формирование эмоционально-волевой сферы детей)» размещена в разделах

Сказкотерапия оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности дошкольника. Поэтому использование сказкотерапии может представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Цель

преодоление различные кризисные моментов дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности.

Задачи

• снижать уровень тревожности и агрессивности у детей дошкольного возраста;

• развивать умения преодолевать трудности, страхи;

• выявлять и поддерживать творческие способности, способствовать самовыражению детей (танцы, рисование, проигрывание эпизодов, постановка спектаклей и т. д.);

• научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

• знакомить с навыками релаксации и саморегуляции для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием;

• развивать речевую активность (пересказы, составление творческого рассказа, драматизация, сочинение сказки, придумывание небылиц, загадок, частушек);

• знакомить с моральными качествами личности, дать понятие о полярности этих чувств (добрый – злой, уважение – высокомерие. трудолюбивый – ленивый; аккуратный – неряха; щедрый – жадный,; честный – лживый; смелый – трусливый);

• развивать эмпатию;

формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления;

Понятийный аппарат проекта :

Объект

Дошкольники подготовительной группы, наблюдавшиеся в течение 3-х месяцев, Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Белогорская начальная школа – детский сад», расположенного по адресу Ленинградская обл. Гатчинский р-н, д. Белогорка, ул Институтская, д. 1

Предмет

Показатели личностного и когнитивного развития конкретных дошкольников в процессе исследования.

Гипотеза

процесс формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

1) разработана система занятий по комплексной сказкотерапии;

2) осуществлена подготовка специалиста к ведению занятий по сказкотерапии;

3) занятия оснащены необходимыми наглядными и дидактическими пособиями.

Педагогическая стратегия

1. Изучить исторический аспект метода сказкотерапии;

2. Провести теоретический анализ научно – методической литературы, посвященной данной проблематике;

3. Создать соответствующую развивающую среду в группе и в музыкальном зале, коллекцию атрибутов;

4. Подобрать методики, пригодные для диагностики личностного развития дошкольника и уровня его познавательных процессов;

5. Включить элементы сказкотерапии в планирование разных видов деятельности дошкольников;

6. Производить оценку и анализ результатов, полученных в результате поведенных диагностических срезов;

7. Повысить эффективность взаимодействия «ребенок-родитель-воспитатель» за счет апробации новых форм работы с родителями.

8. Выявить качества личности, которые получают в обществе моральную оценку и знакомы, понятны дошкольникам:

- отношение к людям (добрый – злой; уважение – высокомерие);

- отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

- отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

- честность (честный – лживый);

- смелость (смелый - трусливый).

Методологическая основа проекта

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап Назначение Содержание этапа

1. Ритуал «входа» в сказку

2. Повторение

3. Расширение

4. Закрепление

5. Интеграция

6. Резюмирование

7. Ритуал «выхода» из сказки Создать настрой на совместную работу.

Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились;

Расширить представление ребенка о чем-либо;

Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка;

Связать новый опыт с реальной жизнью;

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз

Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают к груди

Выводы :

Сравнивая результаты наблюдений по началу учебного года в ноябре можно сделать определенные выводы по работе с детьми, построенной по методике Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайлова (см. книгу данных авторов «Волшебный источник»). Если в начале учебного года прослеживается некоторая пассивность, вялость, то позже идет переход в вовлеченность, активность. Скачок яркий, интересный в наблюдении. В основном это вновь прибывшие дети (Дима Бондаренко, Таня Буланова); часто болеющие (Лера Попова, Оля Целищева). Эти ребята сначала присматриваются, наблюдают за происходящим, но ярко проявить себя не решаются. Но, по ходу занятий, картина меняется, появляется уверенность, умение проявить себя, уровень тревожности снижается, работают более внимательно, сосредоточенно, а главное, что все дети испытывают радость от встречи со Сказочной страной, пишут письма (схематично) Доброй Фее – волшебнице с пожеланием прислать новую сказку, с которой они соприкоснутся, проживут сами в специально подготовленной обстановке, где царит тайна и волшебство, где добро всегда побеждает зло. Это и подчеркивает продолжительный результат нашей работы – мы смогли увлечь ребенка, занятия прошли на пользу. Именно здесь дети чувствуют, что они не просто играют в сказку или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнакомый им МИР. И упражнения, которые будут выполнять, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране. Сказка поможет нам развивать эмпатию, фантазию, воображение, умение доходчиво и правильно формулировать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи. Дети учатся слушать, что говорят сказочные герои и другие дети.

• Использование сказкотерапии помогло сформировать умение доходчиво и правильно формулировать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи

• Итоговая диагностика детей подготовительной группы показала, что снизился уровень тревожности и агрессивности у детей дошкольного возраста;

• Данные диаграммы доказывают успешность применяемой технологии – сказкотерапии. Развитие речевой активности (пересказы, составление творческого рассказа, драматизация, сочинение сказки, придумывание небылиц, загадок, частушек) детей за 3 месяца выросло на 10 процентов.

• Анкетирование родителей показало, что увеличилось время, на отведенное домашнее чтение

• Родители стали активнее принимать участие в праздниках

Публикации по теме:

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.

Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей)
Опубликовано: 21 января 2015 в 23:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД