Папки-передвижки

Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе музыкального воспитания детей раннего возраста»

Светлана Асташевская
Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе музыкального воспитания детей раннего возраста»

Актуальность проекта

Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на всевозрастающие негативные воздействия среды, плохую экологию и напряженность в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое, но и физическое здоровье детей. Здоровый образ жизни должен занимать первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Публикация «Проект „Здоровьесберегающие технологии в системе музыкального воспитания детей раннего возраста“» размещена в разделах

В наше дошкольное учреждение поступают дети раннего возраста. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – зачастую тяжелый и болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу, а затем к болезни. Для успешной адаптации и дальнейшего комфортного пребывания в ДУ необходимо сформировать у ребенка положительную установку на детский сад, помочь успокоиться, расслабиться, снять напряжение, создавать атмосферу тепла и внимания. Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок не болеет. Отсюда возникла необходимость включить в музыкальные занятия помимо обязательных видов деятельности оздоровительные упражнения.

Вид проекта : творческий

Участники проекта : музыкальный руководитель, дети I-й младшей группы «Радуга, «Ягодка», воспитатели.

Срок реализации: долгосрочный.

Цель: разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) .

4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза: развитие музыкальных способностей детей раннего возраста и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Методическое сопровождение проекта :

«Логоритмика для малышей» М. Ю. Картушиной – М., Сфера, 2008;

«Музыкальные занятия» О. Н. Арсеневской – Волгоград, изд. «Учитель», 2012;

"Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской - г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Планирование работы

Этапы работы Виды деятельности Сроки

1 этап - организационный Разработка системы оздоровительных упражнений и включение их в календарно-тематическое планирование музыкальных занятий Август 2014г.

2 этап - практический Организованная образовательная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий В течение года

3 этап – заключительный Открытое мероприятие по результатам проведенной работы Апрель 2015г.

Содержание и структура проекта.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

Все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники проходят непосредственно в групповых комнатах. Групповые помещения соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: хорошее естественное и искусственное освещение, просторное место с большим ковром для проведения музыкальной образовательной и самостоятельной деятельности младших дошкольников. В каждой группе имеется:

• хорошо настроенное пианино;

музыкальный центр или магнитофон;

В музыкальном кабинете в секционной стенке располагаются:

музыкальная и методическая литература;

• дидактический и игровой материал;

• детские музыкальные инструменты;

• танцевально-игровая атрибутика;

• коллекция записей музыкального материала.

Для реализации целей и задач музыкального воспитания в нашем детском саду создана богатая музыкальная предметно-развивающая среда, способствующая раскрытию потенциала ребенка и позволяющая педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс.

ФГОС ставит перед нашим педагогическим коллективом серьезные задачи. Одна из них – организация образовательного процесса с младшими дошкольниками не только в процессе непосредственной образовательной совместной деятельности детей и взрослых, но и в самостоятельной детской деятельности, и во время режимных моментов. В нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для развития как организованной, так и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Вид занятий – фронтальные. По содержанию – типовые, тематические, комплексные, интегрированные.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

• валеологические песенки-распевки;

• дыхательная гимнастика;

• артикуляционная гимнастика;

• гимнастика для глаз;

• игровой массаж, самомассаж;

• пальчиковые игры;

• упражнения для осанки;

• речевые игры;

музыкотерапия.

Обязательное музыкальное приветствие, которое включает в себя отдельные приёмы психогимнастики – помогают мне создать психологический комфорт на занятии, вызвать чувство радости у детей. Основной целью данной части занятия является развитие умений управлять своими эмоциями, которые являются жизненно важным приобретением, пресекающие ряд заболеваний. Используя в своей работе упражнения по музыкальному аутотренингу, целесообразно наблюдать за правильностью мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию. В своей работе использую варианты психогимнастики разработанные М. А. Давыдовой.

Дыхание – это синоним жизни и имеет сверхважное значение. Дыхательные упражнения способны нормализовать состояние организма и настроить на волну здоровья. Восстанавливая правильную ритмику дыхания, можно добиться колоссального оздоровительного эффекта. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Работа, включающая дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса, что помогает укрепить и развить дыхательную мускулатуру, повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Артикуляционная гимнастика готовит речевой аппарат к постановке звуков, способствует развитию артикуляционной моторики, стимулирует функцию речедвигательного аппарата.

Очень любят дети гимнастику для пальчиков, которую провожу с пропеванием или с проговариванием текста. Систематические упражнения для пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память, внимание ребенка, соединяют пластику с выразительным мелодическим интонированием.

Гимнастику для глаз использую для снятия у детей зрительной нагрузки, развития остроты зрения, применяя при этом схемы зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глаза, головы и туловища в позе свободного стояния. На шкафу или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую–либо игрушку или фигуру. А приятная музыка, звучащая во время их выполнения создает положительный эмоциональный настрой.

Благоприятно воздействуют на организм различные виды самомассажа, которые провожу в игровой форме с музыкальным сопровождением. Во время проведения дети знакомятся с пользой точечного массажа и самомассажа, которые стали неотъемлемой частью занятий. В основном используется самомассаж активных точек на пальцах рук, некоторых точек на голове, лице и ушах. Дети с большим удовольствием «лепят», «мнут», «разглаживают» свое тело. Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды и особенно показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.

В последнее время увеличилось количество детей с неправильной осанкой. Упражнения для укрепления мышц спины и шеи – отличное профилактическое средство. Использую различные музыкальные игры : подвижные, ритмические, речевые, музыкально-дидактические, игры-инсценировки с элементами импровизации.

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Изучая систему занятий по развитию чувства ритма у детей М. Ю. Картушиной я обнаружила множество замечательных упражнений, которые лаконично вписываются в любое музыкальное занятие. Применяемые логоритмические упражнения, способствуют развитию двигательных функций и речи.

Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы : звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Все здоровьесберегающие технологии, каждая по-своему, способствуют развитию психологической и физической комфортности детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие, снимают напряжение во время занятий, игр, активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процесс утомления.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Анализ результатов

Применение инновационных здоровьеберегающих технологий способствует оздоровлению детей, что доказывают данные отчетов медицинских работников ДУ - заболеваемость к концу года в среднем снизилась на 17% по сравнению с началом учебного года.

Публикации по теме:

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна. уна[/b] Перспективы развития.

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна Перспективы развития детей.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста» Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори» Мастер-класс для родителей Тема «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори» Автор: Антропова Надежда.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии с детьми второй группы раннего возраста» 1 Слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Великая ценность каждого человека-здоровье. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Проект «Здоровьесберегающие технологии» (Неделя здоровья) Здоровье - это драгоценность, и при том единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать.

Проект «Здоровьесберегающие технологии как фактор укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста» Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст Его берегите, как сердце, как глаз.

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возрастаЗдоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. Одна из мер, обеспечивающих более успешного их развития – это здоровое.

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его.

Здоровьесберегающие технологии в жизни детей дошкольного возраста .«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» «Здоровье - это та вершина, которую каждый должен покорить сам» В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе музыкального воспитания детей раннего возраста»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 10:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД