Создание условий для развития проектной деятельности в детском саду

Наталья Новикова
Создание условий для развития проектной деятельности в детском саду

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования.

В настоящее время в нашем детском саду реализуется примерная основная общеобразовательная программа «Детство», разработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в которой прописаны интегративные качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения, а также будущий первоклассник: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Поэтому, мы считаем, что для достижения планируемых результатов в освоении программы, необходимо создать благоприятные условия для развития проектной деятельности в детском саду.

И уверенны в том, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Всплеск интереса к организации проектной деятельности дошкольников как форме и способу развития познавательных способностей, приходится на конец девяностых годов двадцатого века. Особое внимание к данной области дошкольного образования появилось в связи с публикацией ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы. Государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.

Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.

Каждый педагог, работающий в «логопедической» группе (группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, знаком с тематическим принципом формирования лексики детей с ОНР. С. А. Миронова, Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. предлагают проводить занятия по продуктивным видам деятельности в унисон с логопедическими занятиями. То есть, если учитель-логопед проводит с детьми занятия, например, по теме «Транспорт», то и воспитатель будет заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием по данной теме.

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет Серафима Алексеевна Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.

Нам, специалистам, работающим с детьми логопедической группы, известно о низкой познавательной активности у этих дошкольников. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.

Поэтому Педагогам ДОУ следует:

1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Организация образовательной работы с детьми по проектной деятельности заключается в следующем:

1. В преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей:

строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования (в группах; на детских игровых площадках в зависимости от сезона; дополнительных развивающих помещениях (в нашем детском саду – это Центр игровой поддержки: где экспериментальная, исследовательская деятельность проводится с использованием песка, здесь идёт подготовка и реализация проектов «Путешествие песчаной бури», где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности необходимо оборудовать и оснастить Центр экспериментирования (или «Детская лаборатория») включающий в себя в старших группах следующее оборудование:

Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; природный материал:камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена…и т. д. ;

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

Разные виды бумаги;

Красители: гуашь, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

2. Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельностный подход в процессе реализации проектов:

очень важно сделать в начале года перспективное планирование проектной деятельности в каждой возрастной группе дошкольников. Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:

проектную деятельность, организованную педагогом;

проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);

познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;

демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

долгосрочные наблюдения – эксперименты.

3. Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности, исследовательской (проектной) деятельности:

разработать или использовать уже существующие в дошкольной педагогике (например: «Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности» разработанная профессором А. И. Савенковым: «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы»).

Три кита исследовательского обучения:

Савенков Александр Ильич, организатор, руководитель и председатель жюри Российского конкурса для дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», доктор психологических и педагогических наук, академик Академии педагогических и социальных наук разделяет программу исследовательского обучения дошкольников на три элемента:

1. Элемент - Развитие у детей исследовательских умений и навыков:

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить собственные мини-доклады;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

2. Элемент - Детская исследовательская практика:

Основное содержание в этом разделе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Непосредственно образовательную деятельность в этой программе следует выстраивать так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.

3. Элемент - Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников:

Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребёнку изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Структура детского исследования:

Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

Проверка гипотез (сбор данных,экспериментирование,реализация в действиях);

Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы);

Формулирование выводов.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Публикации по теме:

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.

Учебно-практическое пособие «Хрестоматия» для детей 3–4 лет.Учебно-практическое пособие «Хрестоматия» для детей 3–4 лет. Приобщение дошкольников к художественной литературе – одно из приоритетных направлений образования. Чтение литературных произведений рассматривается.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • Искусство
Автор публикации:
Создание условий для развития проектной деятельности в детском саду
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 12:57
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Знайка в гостях у ребят — конспект открытой образовательной деятельности в старшей...
Цель : Закрепление полученных знаний. Задачи: Ознакомление с окружающим миром : 1. Расширять представление детей о природных сообществах ( болоте. 2....
Фотоотчет «Широкая Масленица, мы тобой не нахвалимся!»
С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К песне, к шутке, к радости приглашаем...
Мы — на катке!
Самым простым и доступным оздоровительным средством для детей и взрослых являются прогулки на свежем воздухе. В нашем поселке проводится самая разнообразная...
Песня-переделка «Песня про воспитателя»
Песня -переделка "Песня про воспитателя" Песня на мотив "Надежда, мой компас земной" Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Так как я в душе...
Проект «Играя, развиваем речь»
Постановка проблемы: На репетиции утренника дети играли в Русскую народную игру "Шел козел по лесу" один ребенок сел на стульчик и отказался играть,...