Проектная деятельность по созданию мини-музея «Кабинет Кота Ученого» в старшей группе

Татьяна Кудряшова
Проектная деятельность по созданию мини-музея «Кабинет Кота Ученого» в старшей группе

ЦЕЛЬ:научить измерять с помощью разнообразных мерок окружающие

предметы и даже друг друга;

формировать умение у дошкольников использовать полученные

знания на практике;

расширять кругозор детей.

ПРОГРАММА: «Наш дом – природа» (Н. А. Рыжова):

блоки:«Волшебница вода»,

«Солнце»,

«Песок. Глина. Камни»,

«Растения»,

«Человек и природа».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современном обществе музеи продолжают свою культурную

и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев,больших и маленьких,овеянных мировой славой и мало-известных. Сложно найти человека,который хотя бы раз в жизни не

посетил музей или картинную галерею.

Организованный в ДОУ мини музей,посвященный определенному

предмету,объекту природы или явлению, способствует использованию

метода системного подхода. Этот метод включает в себя ТРИЗ.

Необходимо выделить следующие цели и задачи мини музея это:

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми

формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной

деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и

систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления,воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

Народная мудрость гласит:«Кто хочет–ищет возможности,кто не хочет – ищет причины». Свой мини музей мы расположили в групповой комнате. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно по мере получения новой информации.

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью.

Поэтому эффективность всей работы в мини музее в немалой степени зависит от того,насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. На наш взгляд наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут настенные полочки, ширмы,стенды, столики разной величины.

Оформляя мини музей по данной теме мы решили,что это долгосрочный проект. Создавая свой мини музей мы продумали расположение и его оформление, продумали какие разделы войдут в него; какие оформим экспонаты, изготовим модели.

В своей работе с детьми мы использовали:

- экспериментирование;

- экскурсии;

- наблюдение и труд;

- чтение и обсуждение с детьми произведений;

- моделирование;

- конструирование;

- элементы изодеятельности;

- игры;

- ознакомление с детской литературой;

- учли необходимость создание уголка самостоятельной деятельности;

- разработали методические рекомендации для педагогов;

- разработали конспекты занятий.

Мини музей мы расположили в групповой комнате,как дополнение

к экологическому уголку. На столике расположили коробочки с крупами

для взвешивания и самостоятельной деятельности дошкольников. На полочке мы разместили информацию для педагогов. Оформили ширму, где расположили экспонаты раздела: длина, время, температура, времена года.

Все оформлено эстетично, соответствует возрасту детей 5 – 6 лет,

доступно для дошкольников и в достаточном количестве.

Мини музей включает в себя разделы:

- Время: часы, календари;

- Длина;

- Температура.

Экспонаты размещены на стендах,полочке и ширме. Среди них находятся как предметы, так и их изображения (иллюстрации).

РАЗДЕЛ «ВРЕМЯ»

Подраздел «Природные часы» Экспонаты этого подраздела служат своеобразной иллюстрацией к рассказам о том, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов.

1.Солнышко - оформлено зеркало, когда ребенок смотрит в него,то он видит себя и обязательно вспомнит, что это самые первые часы. До сих пор многие люди просыпаются и начинают день с первыми лучами солнца.

2.Петушок - оформлен,сидящий на шпиле. Человек заметил,что петушок поет примерно в одно и то же время. Да не один раз,а целых три. Голосистого петушка часто использовали в качестве будильника.

3.«Цветочные часы» макет иллюстрирует о связи раскрываемости цветков и времени суток. На нем в виде циферблата выложены картинки с изображением картинки растений и указанием времени раскрытия и закрытия их цветков.

Подраздел «Часы, которые изобрел человек». Эта часть экспозиции знакомит детей с эволюцией приборов, показывающих время.

1.Солнечные часы. Подобраны иллюстрации и материал по

истории появления и способов определении времени.

2.Водяные часы – иллюстрации и информация для детей и

взрослых.

3.Песочные часы. Имеются экспонаты таких часов, а также

иллюстрации и информация по истории изобретения и использования

их.

4.Огненные часы – имеется информация об их существовании и их

использования.

5.Современные часы представлены разнообразными реальными предметами, а также их изображениями. Например, картинки необычных, уникальных часов, которые могут заинтересовать детей: часы на здании кукольного театра им. С. Образцова, знаменитые пражские часы с двигающимися фигурами.

РАЗДЕЛ «КАЛЕНДАРЬ».

Этот раздел музея помогает понять, как измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки – неделя и год. Здесь представлены разнообразные макеты, модели. Как и в предыдущем разделе, первые экспонаты помогают детям узнать. Каким образом отсчитывали врем наши предки.

- Луна, месяц – картинки. Схема убывающей и растущей Луны помогает понять, что такое неделя.

- Времена года отражены на открытках, рисунках моделях. Модель «Времена года» изготавливается детьми. Сначала изготовили кольцо – основу модели. Далее колесо разделили на 4 сектора, соответственно по временам года – зима, весна, лето, осень. Все это изготовлено с помощью условных обозначений (зима – на белом фоне голубые и блестящие снежинки,весна – на голубом фоне первые зеленые листочки, лето –на зеленом фоне – красные цветы, осень – на желтом фоне оранжевые, красные кленовые листочки.) Также на основе колеса подобраны и оформлены иллюстрации, характеризующие определенное время года.

- Дерево загадок. Изготовлено дерево, а к листочкам прикреплены загадки о временах года, которые систематически обновляются и предлагаются детям для отгадывания.

- Схема вращения Земли вокруг Солнца формирует понимание, что такое год.

- Коллекция календарей: отрывные, перекидные, плакаты, карманные, сувенирные и прочие.

- Природные календари. Имется спил дерева – своеобразный календарь, подсчитав годовые кольца которого можно узнать, сколько дереву лет.

- Черепаха – иллюстрация. необычным «ходячим» (правда очень медленно) календарем является черепаха. Ее панцирь украшен узором из многоугольников. Каждый многоугольник, как и спил дерева. Состоит из годовых колец.

РАЗДЕЛ «ДЛИНА»

1. В этом разделе музея представлены разнообразные линейки:

- школьные (деревянная, пластмассовая, треугольник);

- деревянная складная;

- рулетка;

- портновский сантиметр;

- медицинский ростомер;

2. Иллюстрации с изображением старинных мер длины.

3. Кармашки с разнообразными мерками (карандаши, кубики, палочки).

4. Кармашки с лентами, тесьмой, кружевами разной длины для измерения.

5. Пособия «Кольца Луллия» с набором колец по теме «Длина»

РАЗДЕЛ «ТЕМПЕРАТУРА»

В качестве экспонатов макеты и игрушечные медицинские термометры.

Имеющийся календарь природы позволяет детям выкладывать термометры повышения или понижения температуры. А с помощью макета термометра они сами могут устанавливать ту или иную температуру.

Модель «Термометр» изготовлен из плотной бумаги. На прямоугольник нанесена разметка термометра. Положительная – красным цветом, отрицательная – синим цветом. В верхней и нижней частях термометра с помощью дырокола аккуратно сделаны отверстия. Две тесьмы – красная и белая пропустили через отверстия и соединили ее кольцом. Красная тесьма показывает положительную температуру. Дети могут тренироваться и устанавливать различную температуру.

РАЗДЕЛ «ВЕС»

Представление о «весе» дошкольники лучше всего усваивают в процессе исследований. Эта часть экспозиции предоставляет ребенку условия для самостоятельных действий. Для этого на столике помещены различные весы и гири.

- Весы настоящие и игрушечные.

- Материалы для самостоятельного изготовления весов. (покатый камушек и небольшая дощечка, равновесие устанавливается с помощью особых гирек – камушков различной величины).

- Мешочки с крупой, одинаковые по цвету и размеру, но разные по весу (по М. Монтессори) дети располагают мешочки в порядке возрастания или убывания веса.

УГОЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В каждом разделе есть приборы и дидактические пособия, с которыми дети могут работать самостоятельно.

- Модель «термометр» для самостоятельных действий по установлению температуры.

- Модель часов также для самостоятельных тренировок по установлению различного времени.

- кармашки с лентами для измерения ширины и длины.

- линейки, рулетка, сантиметр для измерения длины. Ширины и высоты.

- набор для изготовления весов и взвешивания мешочков.

Работая над данным проектом мы использовали в работе с детьми:

- Экспериментирование «Старинные меры длины»

«Современные измерительные приборы»

«Определим температуру»

«Пока идут песочные часы»

- Экскурсии: в магазин

в осенний парк

в медицинский кабинет

на кухню

к швее.

- Наблюдение и труд:

за работой продавца;

за работой медсестры;

за работой завхоза;

- Чтение и обсуждение с детьми произведений:

С. Михалкова «У меня опять тридцать шесть и пять»

Остера «38 попугаев»

- Моделирование: термометра;

весов

«Времена года»

- Конструирование: «снежинка»

- Изобразительная деятельность: «Часы будущего»

Использовали детскую литературу:

- загадки ;

- пословицы;

- сказки «Лиса и журавль»;

«Как мужик гусей делил»;

«Липунюшка»;

- чтение В. Даль «Старик-годовик»

В. Берестов «Часы»

Н. Подлесова «Календарь»

В. Приходько «Часы»

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

В Древней Руси большие расстояния измеряли полетом стрелы. Если бы наших предков спросили, далеко ли от парка находится наш детский сад. Они бы наверняка ответили: на расстоянии в четыре полета стрелы.

Особая мера длины в Англии. Это ярд. Существует легенда о происхождении этой меры. Однажды король вытянул вперед правую руку и заявил: «Расстояние от кончика моего носа до большого пальца рука будет служить для всего моего народа мерой длины. Называться такая мера будет «ярд»» Подданные короля изготовили бронзовый прут «от королевского носа до пальца» Так ярд стал английской единицей измерения длины.

А на Руси были такие меры длины:

- Вершок – «Верх перста, по 16 на аршин» (По В. Далю).

- Перст – длина указательного пальца.

- Пядь – длина между растянутыми большим и указательными пальцами.

- Пядь с кувырком – с прибавкой двух суставов указательного пальца или пять вершков.

- Четыре пяди – аршин.

- Три аршина – сажень.

- Пятьсот саженей – верста.

С этими мерами связаны многие поговорки и пословицы:

Мерить на свой аршин (Так говорят, когда у каждого свое мнение о событии).

Родной земли и пяди не уступим.

Семи пядей во лбу. (об очень умных0

От горшка – два вершка.

Верста коломенская.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Методические рекомендации

1. Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты. От степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях:вертикальном и горизонтальном (это стеллажи). Полочки, ширмы, стенды, тумбы, столики разной величины.

2. Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении. Легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.

3. Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

4. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.

5. Конечно, же дошкольники обращают внимание на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель сообщает: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем (воздух, песок, дерево, вода, длина и прочее) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается совсем немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.

6. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи. То возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.

7. При создании мини-музеев нельзя забывать,что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет. Какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. Дидактические игры и материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить.

8. Важная особенность элементов развивающей среды мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения. Совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Проектная деятельность по созданию мини-музея «Кабинет Кота Ученого» в старшей группе
Публикации по теме:

Краткосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Чудо-дерево». Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви.

Проект «Мини-музей оригами»Проект «Мини-музей оригами» МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №95» ПАСПОРТ, МИНИ-МУЗЕЯ «ОРИГАМИ» Воспитатели: Бороздина О. В. Каленик Ю. М. Г. Каменск – Уральский Сведения об.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Дикие животные
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Проектная деятельность по созданию мини-музея «Кабинет Кота Ученого» в старшей группе
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 19:18
+56
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...