Лучший педагог года

Проектно-исследовательская деятельность «Одуванчики. От семени до растения» для детей детей старшей группы (5 фото)

Надежда Стецик
Проектно-исследовательская деятельность «Одуванчики. От семени до растения» для детей детей старшей группы

2018–2019 г

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители и воспитатели.

Сроки реализации проекта: с октября по апрель.

Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, вместе с родителями подбирают информацию в энциклопедиях, рисуют.

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность „Одуванчики, От семени до растения“ для детей детей старшей группы» размещена в разделах

Цель проекта: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян; организация наблюдений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Образовательные задачи:

1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.

2. Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)

3. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.

4. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.

Воспитательные задачи:

1. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.

2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Развивающие задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.

2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.

Желаемый результат:

Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде.

Объект исследований:

В качестве объекта исследований выбраны семена культурных растений. Семя - это из чего начинается растение и его дальнейшие этапы развития.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике (октябрь-апрель). Высадить рассаду цветов бархатцев на клумбу группового участка и следить за процессом выращивания (май-сентябрь).

Для реализации проекта был разработан план:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Земля.

Беседа: «Узнаем какая земля»

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Вода.

Беседа: «Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток поливают, другой нет).

Солнце.

Беседа: «Солнце и растения»

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток получает солнечный свет, другой закрыт в шкафчике).

Человек.

Беседа: «Человек и растение»

Цель:Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

Опыты

Цель опыта Содержание опыта

1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной тканью). Посадить семена – сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. Ростки кабачка регулярно поливать, другие не поливать.

2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно – в теплое место, другое – в холодное

4. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений Два одинаковых растения поместить одно в банку с плотно закрытой крышкой, другое в доступным воздуху месте.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

-Индивидуальные беседы.

-Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений.

-Задание на весну: сделать «огородный» фоторепортаж о выращиваемой рассаде помидоров, болгарского перца в домашних условиях.

Ожидаемый результат:

• Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

• Экспериментальным путем выяснить:

- как из семян появляется растение;

- влияние благоприятных условий на рост и растений, связь живой и неживой природы.

• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• С помощью родителей собрали коллекцию семян.

• Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

• Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

• Изготовлена таблица строения семени подсолнуха и молодого растения-проростка.

• Сделали подборку дидактических игр «Что сначала, что потом?», «Слова, что растут в огороде» (подбор загадок, «Где посадим семена?», «Найди по описанию»

• Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

• Дети под руководством воспитателя прорастили семена кабачков, гороха, подсолнуха, цветов-бархоток, головки лука.

• Пророщенные семена подсолнуха, гороха, кабачков посадили в стаканчики с почвой и разместили в теплом, хорошо освещенном месте (на подоконнике).

• Посадили в контейнеры с почвой семена цветов бархоток.

• Были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в влажном контейнере;

- проращивание семян гороха, подсолнуха, кабачков во влажной ткани;

- высадка пророщенных семян в подготовленную плодородную почву;

- благоприятные условия для выращивания растений из семян (влияние света, тепла, воды на прорастание семян) и рост растений.

• Дети с воспитателем наблюдали за ростом растений, делали фотографии, вели дневник наблюдений. Дети фиксировали наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы.

• В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.

• Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

• Оформили огород на подоконнике.

• Обогатили знания детей о быте и труде деревенских жителей.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• Пророщены семена различных культурных растений, высажены в почву, проведены опыты о влиянии на жизнь растения благоприятных условий (почва, влага, свет, тепло).

• Посеяли семена бархатцев, астр, сальвию на рассаду для клумбы группового участка.

• Посажены семена авокадо, яблони.

• Все этапы проекта фотографировались и в результате оформлены в альбом.

Проведена работа воспитателя по подготовке проекта:

• собраны иллюстрации по теме проекта

• подготовлены наборы семян для изучения

• отобрана познавательная и художественная литература по теме, непосредственно-образовательной деятельности на темы «В мире семян», «Строение семени»

• подготовлены фотоматериалы и дневник наблюдений за ростом семян

• собрана картотека дидактических игр

• подобраны загадки и стихотворения

• подготовлены наглядные пособия

• схемы-описания, алгоритмы деятельности

Итог проекта:

- В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

- У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе.

- Сформированы начала экологической культуры у детей: осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

- Развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- У детей появилось желание общаться с природой.

Дальнейшие перспективы:

- Готовится новый проект «От растения до плода» на май-июль месяцы этого года.

Список используемой литературы:

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С. 23.

Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.

Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт-сост. М. П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 87с.

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.

Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88с. («Путешествие в мир природы и развитие речи»).

Проектно-исследовательская деятельность «Одуванчики. От семени до растения» для детей детей старшей группы
Фото «Одуванчики. От семени до растения»
Проектно-исследовательская деятельность  для детей детей старшей группы - фото
Фото №1 Участники проекта дети лет родители и воспитатели Фото №2 Сроки реализации проекта с октября по апрель
Публикации по теме:

Консультация «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников» «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе,.

«Проектно исследовательская деятельность в детском саду» "Проектно исследовательская деятельность в детском саду" Одной из форм приобщения дошкольников к финансово-экономической культуре является.

Проектно-исследовательская деятельность «В чём секрет подсолнечного масла?» Проектно-исследовательская деятельность. "В чём секрет подсолнечного масла?" Воспитатель СП ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Тимашево детский сад "Рябинка".

Познавательно-исследовательская деятельность. Занятие для детей старшей группы «Письмо к дракону. Теплопередача» Цель: Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию. Материалы: Спиртовка или свечка, металлическая.

Проектно-исследовательская деятельность «День космонавтики»Проектно-исследовательская деятельность «День космонавтики» Тип проекта: познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети 2 младшей группы, педагоги, родители. Цель:.

Проектно-исследовательская деятельность в младшей разновозрастной группе. Краткосрочный проект «Космос»Проектно-исследовательская деятельность в младшей разновозрастной группе. Краткосрочный проект «Космос» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хоронхойский детский сад» Проектно – исследовательская деятельность Краткосрочный.

Проектно-исследовательская деятельность «Зимушка-зима» I. Введение. 1.1. Обоснование актуальности. Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений.

Проектно-исследовательская деятельность с детьми средней группы «Вырастим зеленый лук» Тема проекта:: экология. Творческое название: Экологический проект «Вырастим зеленый лук». Пояснительная записка. Экологическое воспитание.

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ (из опыта работы) Наше дошкольное учреждение, детский сад «Ромашка», уже несколько лет работает с использованием метода проектов. Метод проектов - способ.

Презентация «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшей группы» Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Ребенок – дошкольник активно стремится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность «Одуванчики. От семени до растения» для детей детей старшей группы
Опубликовано: 27 мая 2019 в 16:52
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД