МААМ-картинки

Программа «Детская сказка глазами родителей». Сказкотерапия

Маргарита Черныховская
Программа «Детская сказка глазами родителей». Сказкотерапия

Программа . Сказкотерапия

Каждый ребенок – это драгоценная жемчужина, и от нас, взрослых зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма, раскрыть «внутренний мир» ребенка и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.

Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована еще у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают такие нарушения эмоционально-волевой сферы как застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Такие состояния возникают от внутренних переживаний ребенка и, хочу отметить, что очень часто это бывает от того что нарушены взаимоотношения и нет взаимопонимания в семье самого маленького человека.

Публикация «Программа „Детская сказка глазами родителей“, Сказкотерапия» размещена в разделах

Сказкотерапия - это один из наименее травмоопасных и наиболее безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что именно с помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и, соответственно, с помощью сказки можно проходит переосмысление, трансформацию и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего.

Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.

Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост : “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.

Таким образом, сказкотерапия способствует эмоциональному сближению ребенка и родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника.

Однако родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной этих проблем является семейное неблагополучие. В этой связи использование такого известного и широко используемого подхода, как системная семейная психотерапия, становится весьма проблематичным, поскольку семья должна признать свое неблагополучие и вступить во взаимодействие с психотерапевтом.

Следует отметить, что к ухудшению детско-родительских отношений способствуют следующие черты личности родителей :

• повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все принимать «близко к сердцу», легко расстраиваться и волноваться;

• эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом, в сторону его снижения;

• склонность к беспокойству;

• противоречивость личности;

• стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;

• эгоцентризм — фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;

• гиперсоциальность — повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

Коррекция этих деструктивных личностных черт родителей, оптимизация родительской позиции — психологической и воспитательной направленности матери и отца — являются неотъемлемой частью семейной терапии, одной из важнейших задач психологокоррекционной работы с семьями, имеющими проблемы межличностного общения.

Родительская позиция, оказывающая оптимальное воздействие на развитие личностного потенциала ребенка, обладает следующими свойствами:

адекватностью (оценка психологических и характерологических особенностей ребенка, наиболее близкая к объективной);

динамичностью (способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);

прочностью (последовательность и однозначность);

направленностью воспитательных усилий в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь;

сочетанием эмоционального принятия и поддержки ребенка с высокой требовательностью и необходимым контролем и т. д.

К факторам неэффективности во взаимоотношениях родителе с детьми специалисты относят:

1) низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания;

2) высокую степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности;

3) выраженную опеку и ограничение ребенка в каких-либо сферах жизнедеятельности;

4) повышенную стимуляцию возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений и т. д.

Следовательно, у детей задерживается развитие способности к сочувствию и сопереживанию, не развивается способность адекватно воспринимать себя и других.

Сказкотерапия сама по себе является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов.

Еще можно отметить, что сказкотерапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение. Так же сказкотерапия дает возможность социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет проанализировать мысли и чувства (которые человек привыкает подавлять) и постепенно развивать способность к саморегуляции.

Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают также процессы лечения психосоматических заболеваний.

Цель программы – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.

Основные задачи программы :

1. Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;

2. Коррекция внутрисемейных отношений;

3. Усиление сплоченности семьи;

4. Повышение социальной адаптации семьи.

5. Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;

6. Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

7. Помощь родителям в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;

8. Способствовать урегулированию психоэмоционального состояния ребенка, его психическому и социальному развитию.

9. Способствование регулированию детско-родительских отношений.

10. Повышение психологической грамотности родителей за счет просветительской работы (родительские собрания, тренинги, консультации, оформления родительских уголков).

Программа сказкотерапии «Детск ая сказка глазами родителей»создана для детей 6-7 лет и их родителей. Она представляет собой детско-родительские занятия-тренинги с использованием сказкотерапии, которая обеспечивает эмоционально-личностное развитие детей, приобретение коммуникативных навыков и создание гармоничных детско-родительских отношений.

Программа «Детская сказка глазами родителей» содержит:

12 совместных занятий детей и родителями;

3 совместных проекта детей и родителей;

2 групповые консультации;

1 семинар-практикум;

1 сказкотерапевтический тренинг с родителями;

индивидуальные консультации по запросу.

Таким образом, программа включает три основных блока:

1) диагностический (блок методик, проводится до реализации программы и после);

2) просветительский (тренинг, консультации – групповые и индивидуальные);

3) практический (совместные занятия и проекты для родителей и детей).

I. Диагностическая работа

В диагностической работе используются следующие психологические методики.

1. Для детей:

1) проективный тест «Несуществующее животное»;

2) проективный тест «Рисунок семьи»;

3) проективный тест «Дерево»;

4) цветовой тест Л юшера (в обработке Л. Н. Собчик).

2. Для родителей :

1) анкета «Вы и ваш ребенок»

2) опросник АСВ;

3) семейная социограмма.

Данное сочетание тестов дает достаточно полное представление о межличностных внутрисемейных отношениях и используется для оценки эффективности проведенной психокоррекции.

Кроме перечисленных методик необходимо использовать метод наблюдения и интервью.

II. Просветительская работа

Просветительская работа с родителями включает в себя 2 групповые консультации, 1 семинар-практикум, 1 сказкотерапевтический тренинг и индивидуальные консультации по запросу.

o Групповые консультации с родителями на темы :

1. «Сказкатерапия для детей»;

2. «Сказкотерапия или сказочное лечение души»

o Семинар-практикум для родителей "Сказка глазами детей и родителей"

Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка.

o Сказкотерапевтический тренинг для родителей «Преданья старины глубокой…»

Цель: научить взрослых понимать важность сказки с позиции детей, повысить уровень эмоциональной культуры родителей дошкольников.

Задачи семинара-практикума и тренинга

1. Сплочение коллектива родителей.

2. Создание доверительной атмосферы в группе родителей.

3. Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей.

o Индивидуальные консультации с родителями

Психокоррекционные детско-родительские группы обязательно должны быть закрытыми, то есть после первого занятия новые участники в группу не допускаются.

III. Практическая работа

Практическая работа включает в себя 12 занятий и 3 проекта детей совместно с родителями,

Перспективный план коррекционных занятий-тренингов

№ Название занятий Цели занятий Время занятий

1 «Сказка о своей семье» (Сказкотерапия) унакомство и установление контактов между участниками группы, повышение активности членов группы, придание занятию игровой формы. 40 мин

2 «Сказочный рисунок» (Изотерапия) установление более тесного эмоционального контакта между участниками, установление взаимопонимания между взрослым и ребенком. 40 мин

3 «Чудесная страна»

(Пескотерапия) расширение представлений участников группы о самих себе и о своих детях (родителях, укрепление чувства доверия друг к другу. 40 мин

4 «Волшебный город»

(Сказкотерапия) развитие чувства сплоченности (в группе, между родителями и детьми). 40 мин

5 «Старая сказка на новый лад» (Сказкотерапия) развитие способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения, снятие страха и формирование умения выражать свои чувства перед собственными детьми (родителями, освобождение от неосознаваемых подавленных эмоций, развитие эмпатии, установление взаимопонимания между взрослым и ребенком. 40 мин

6 «Волшебная полянка» (Сказкотерапия) расширение представлений участников о самих себе и своих детях (родителях) как о талантливых, уникальных, способных к внутреннему росту личностях. 40 мин

7 «Семья из сказки»

(Танцевальная терапия) развитие способности выражать свои истинные чувства, коррекция неадекватной «Я-концепции», установление взаимопонимания между взрослым и ребенком. 40 мин

8 «Наша семейная сказка» (Пескотерапия) повышение компетентности в общении с собственными детьми (родителями) и другими участниками группы. 40 мин

9 «Сказка по кругу» (Сказкотерапия) повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня групповой и семейной сплоченности. 40 мин

10 «Волшебные пуговицы» (Креативная терапия) повышение компетентности в общении, развитие сенситивности (чувствительности) по отношению к другим людям. 40 мин

11 «Сказочное дерево»

(Креативная терапия) осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе работы учебной группы, достижение более высокого уровня групповой и семейной сплоченности. 40 мин

12 «Моя чудесная семья» (Сказкотерапия) подведение итогов и планирование перспектив. 40 мин

Структура занятий

1. Приветствие.

2. Рефлексия. Обсуждение домашнего задания.

3. Психогимнастическое упражнение / решение сказочной задачи

4. Сказкотерапия с элементами игротерапии, изотерапии, пескотерапии.

5. Сказкотерапевтические игры / упражнение / танцы

6. Обобщение приобретенного опыта. Обмен впечатлениями от занятия.

7. Объяснение домашнего задания

8. Ритуал выхода из сказки.

Сказкотерапевтические проекты

1.«Цветочек доброты»

2. «Машина времени»

3. «Сказочная страна»

Ожидаемые результаты после реализации программы

Детско-родительская коррекция в представленной программе выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям, проявляют эмпатию и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Родители на занятиях проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов. Подчинение и детей и взрослых единым правилам игры дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, способствуют укреплению волевых качеств.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников и партнеров, потому что играющий с ним родитель старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение усиливает веру в установившиеся отношения, облегчает ребенку понятие собственного «я».

Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы – управлять собой, творить, повелевать, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным. Это переживание, без сомнения, в высшей степени облегчает и стимулирует рост ребенка, формирует позитивное отношение к окружающему миру. Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Дети учатся выражать свои чувства словами, выражать эмоции и распознавать их, что является профилактикой алекситимии (состояние, когда, «нет слов для названия переживаемых состояний») и психосоматических заболеваний и невротических расстройств.

Так же в группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений действий и поступков других, тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других. Они помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в группу, делают совместные шаги на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоления отклоняющегося поведения, обучаются адекватным способам реагирования на проблемы.

Форма проведения – подгрупповая (9-12 человек);

Количество занятий – 12, 1 раз в неделю;

Срок проведения занятий – 12 недель;

Продолжительность каждого 40 мин.

Для организации и проведения эффективной работы с родителями и детьми в условиях группы дошкольников мной подобран материал (занятия, консультации и тренинги) построенный на основе содержания современной литературы, программ и технологий по сказкотерапии, пескотерапии., игротерапии, танцевальной терапии, креативной терапии, терапии по проэктивным картам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васькова О. Ф. Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2011г.

2. Васильева И. Р. Книга сказочных игр «Волшебный сундучок». – СПб. : ООО Речь, 2013г.

3. Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей. – Р. - н/Д. : Феникс, 2013г.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб. : Златоуст, 1999г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе. – СПб. : ООО Речь, 2014г.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сокровищница жизненных сил. Набор психологических карт. – СПб. : ООО Речь, 2012г.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии — СПб. : Златоуст, 1998г.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. — СПб. : Речь, 2006г.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии - СПб. : ООО Речь, 2000г.

10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2006г.

11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. практикум по креативной тперапии. – СПб. : Речь, 2001г.

12. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. – СПб. : Речь, 2014г.

13. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. : Речь, 2007г.

14. Олиферович Н. И., Малейчук Г. И. Проэктивные сказочные карты. – СПб. : ООО Речь, 2013г.

15. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2004г.

16. Соколова Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М. ,Института психотерапии, 2005г.

17. Шапарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. – Р. н/ Д: «Феникс», 2006г.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Учитель-логопед глазами родителей» 1. Довольны ли Вы пребыванием ребенка в логопедической группе? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить 2. Меня полностью удовлетворяет уровень.

Консультация «Детская агрессия. Сказка про Кляксу» Агрессия в том или ином виде присуща всем людям, и взрослым, и малышам. Но если взрослый человек может контролировать свои переживания и.

Досуговая программа клуба «Муромец». Общественная детская организация «Тимуровец»Досуговая программа клуба «Муромец». Общественная детская организация «Тимуровец» Кто, дело сделав, ждет совета,Тому не впрок ни то, ни это,А кто заранее все обсудит,Тот в дураках потом не будет. Если человек с ранних лет.

Консультация для родителей «Сказкотерапия в жизни дошкольника» Сказкотерапия или «терапевтическая сказка» – это новое молодое течение в педагогике, которое широко используется при работе с дошкольниками.

Программа кружка «Разноцветный мир глазами детей» для старшей группы МБДОУ ДС №4 «Ласточка» Пояснительная записка. Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы – основной источник.

Развивающая сказкотерапия для детей «Одинокий принц» (авторская сказка) Перед тем, как педагог начнет рассказывать сказку дети рассаживаются вокруг стола с песком (для песочной терапии).Звучит спокойная, тихая.

Семинар-практикум «Сказка глазами родителей и детей» в подготовительной группе Цель: Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи: Рассказать как правильно читать детям книги, познакомить с программным.

Сказкотерапия. Сказка про Настёну, которая не хотела делиться игрушками проблема-нежелание делиться игрушками Жила-была девочка Настёна. Утром мама и папа уезжали на работу, а Настёну отводили в детский сад.

Сказкотерапия для детей и родителей «Аксанкины Арт сказки» Луна и мечта Ежика Направление: Испуг. Страх не успеть исправить ситуацию. Ключевая фраза: Я боюсь! Я ничего не успел сделать! Мыслеформа:.

Занятие из проекта «Сказкотерапия» — «Радуемся вместе» (сказка «Три поросенка»)Занятие из проекта «Сказкотерапия» — «Радуемся вместе» (сказка «Три поросенка») «Радуемся вместе» (сказка «Три поросенка»)Задачи: 1. Знакомство детей с такими эмоциями как злость, радость. 2. Побуждение детей к эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Детская сказка глазами родителей». Сказкотерапия
Опубликовано: 5 октября 2016 в 18:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД