Лучший педагог года

Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст. и подг. группы) «Хочу все знать» на 2017–2019 гг

ирина лысенко
Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст. и подг. группы) «Хочу все знать» на 2017–2019 гг

Разработчики: Лысенко Ирина Владимировна, воспитатель в. кв. кат. ; Карпекина Юлия Олеговна, воспитатель перв. кв. кат. МКДОУ д/с №430, г. Новосибирск

Дети любят искать, сами находить.

В этом их сила».

А. Энштейн.

«Самое лучшее открытие то, которое

ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон.

1. Пояснительная записка Современных детей окружают процессы информатизации и компьютеризации. Ребенок постоянно находится в мире поиска. Детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального, познавательного развития дошколь-ников. Оно способствует развитию у дошкольников таких качеств, как самостоятель-ность, творческая и познавательная активность, самореализация и помогает в дальней-шем успешному обучению в школе. Чем разнообразнее и интенсивнее будет поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.

Публикация «Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст, и подг, группы) „Хочу все знать“ на 2017–2019 гг» размещена в разделах

Программа кружка «Хочу всё знать» разработана для развития интеллектуальных способностей детей и направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и особенностей развития детей группы и соответствует требованиям ФГОС ДО. Задача программы состоит в том, чтобы организовать посильную экспериментальную деятельность, способствующую формированию естественнонаучных представлений дошкольников.

Практический материал программы представлен с учётом условий нашего детского сада.

Основой для разработки программы кружка является ФГОС ДО, а также ряд парциальных программ и методических пособий:

• «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ» Н. В. Нищевой;

• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой и А. Е Чистяковой;

• «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» М. П. Костюченко, Н. Р. Камаловой;

• «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной;

Новизна данной программы заключается в том, что она дает дополнительные возможности знакомства ребёнка с окружающим миром через:

• поэтапное развитие умственных способностей старших дошкольников путем формирования у детей навыков экспериментальных действий и обучения методам самостоятельного сбора и обработки информации;

• применение экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира (знания, добытые самостоятельно путем исследования, всегда более осознанные и прочные);

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• совместную практическую деятельность воспитателя и детей.

Цель работы кружка:• расширять знания детей об окружающем мире посредством экспериментальной деятельности;

• способствовать развитию у детей 5 – 7 лет познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:1. Расширять представления дошкольников об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у дошкольников умение пользоваться приборами- помощниками при проведении игр -экспериментов.

3. Побуждать к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

3. Способствовать развитию у детей коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Программа рассчитана на два года обучения и реализуется на базе МКДОУ д/с № 430. Тематика перспективного планирования предполагает использование одной темы для старшей и подготовительной группы (с усложнением выполняемых задач). В старшей группе проходят демонстрационные опыты, в подготовительной - опыты - эксперименты под руководством воспитателя. Занятия проводятся в группе.

Кол-во занятий: в неделю -1 (2-ая половина дня)

в месяц – 4

в год – 28

Форма работы: – подгрупповая

Длительность занятий: 20-25мин. Для детей 5-6лет

25-30мин. Для детей 6-7лет

Структура занятия: 1. Постановка проблемной задачи.

2. Прогнозирование результата.

3. Уточнение правил безопасности.

4. Распределение детей на подгруппы (в старшем дошкольном возрасте - выбор лидера).

5. Выполнение эксперимента под руководством воспитателя.

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результата эксперимента.

8. Формулировка выводов.

В работе используются методы:

• создание проблемных ситуаций;

• наблюдения;

• экспериментирование.

Немаловажная роль в освоении дошкольниками данной программы –

использование игровой технологии. Она побуждает, стимулирует детей к познавательной деятельности, развивает потребность к самовыражению, самоутверждению, саморегуляции и самореализации.

Важно помнить, что в проведении исследовательской деятельности воспитатель для детей - партнер, проявляющий живой интерес к познаваемому объекту.

2. Планируемые результаты:• Умение детей видеть проблему (вести самостоятельный поиск доступных предметов).

• Ставить вопросы познавательного характера.

• Выдвигать гипотезы.

• Давать определение понятиям (пытаться устанавливать причинно-следственные связи).

• Классифицировать, наблюдать.

• Экспериментировать со знакомыми и новыми предметами и сравнивать их (проводить эксперименты).

• Совершать первые элементарные обобщения своего практического опыта и исследований (делать умозаключения и выводы).

• Структурировать материал.

• Готовить мини-тексты собственных докладов(6-7лет).

• Объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

3. Перспективно - тематическое планирование работы кружка

«Хочу все знать» Сентябрь. «Знакомство с детской лабораторией»

(центр экспериментирования).

2-ая неделя: «Экскурсия в детскую лабораторию»

Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

3-я неделя: «Приборы для опытов»

• Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов - микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп.

• Познакомить с правилами пользования приборами – помощниками.

Октябрь. «ВОЗДУХ»1-ая неделя: «Упругость воздуха»

(Вертушка)

Выявить, что воздух обладает упругостью через показ вертушки в действии и обсуждения и выяснения причины: почему она вертится?

• Дать детям понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

2-ая неделя: «Изменение состава воздуха»

(Свеча в банке) Е. Марудова, стр. 101)

• Показать детям изменение состава воздуха (кислорода становится меньше).

• Дать представления о том, что для горения нужен кислород.

• Рассказать о тушении пожара разными способами.

Вывод: для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ, иначе без кислорода огонь гаснет.

3-я неделя: «Изменение объема воздуха при охлаждении и

Нагревании».

*Дать детям представления о том, что воздух при охлаждении сужается,

а при нагревании расширяется.

(Большие и маленькие)- воздух имеет объем, который зависит от

температуры. Опыт с горячей и со льдом поможет детям сделать вывод:

объем воздуха зависит от температуры. При нагревании объем воздуха

увеличивается, а при охлаждении - объем воздуха уменьшается.

4-ая неделя: «Атмосферное давление»

(Сухим из воды)

• Дать детям представления о существовании атмосферного давления.

• Показать, что воздух при остывании сжимается (занимает меньший объем).

Ноябрь. «Магниты»1-ая неделя: «Действие магнитных сил»

(Волшебные магниты)

• Дать детям представления о магнитах и их свойствах - притяжение и отталкивание.

• Объяснить действие магнитных сил.

• Вывод: магниты могут притянуться или оттолкнуться в зависимости от того, какими сторонами подносить их друг к другу. Поэтому в разных случаях магниты могут действовать по - разному.

• 2-ая неделя: «Проявление магнитных сил»

(Магнит рисует)

Дать детям возможность использовать полученные знания для создания картины. (Е. Марудова, стр. 104)

Вывод: Магнитные силы проходят через многие материалы.

3-я неделя: «Проявление магнитных сил»

(Магнетизм в нашей жизни).

• Закрепить знания детей о магнитах.

• Объяснить действие магнитных сил.

• Показать, как человек может сам стать магнитом.

4-ая неделя: «Земля – магнит»

(Земля – магнит)

• Дать детям представление о том, что наша Земля – это магнит.

• Выявить действие магнитных сил Земли.

(см. описание Е. В. Марудова, стр. 105)

Декабрь. «Звук»1-ая неделя: «Распространение звука»

(Как быстрее)

• Дать детям представление о передаче звука на расстоянии, распространении через жидкие и твердые тела.

2-ая неделя: «Распространение звука через воздух и воду»

(Звуки в воде).

*Дать детям представление об особенностях передачи звука через

твердые и жидкие тела.

Опыты помогут выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела.

(Опыт с камнем, брошенном в емкость с водой)

3-ья неделя: «Низкие и высокие звуки»

(Поющая струна)

*Дать детям представления о частоте звука.

• Объяснить причину происхождения низких и высоких звуков

Проводимый опыт (натяжение проволоки) поможет детям выявить

происхождение низких и высоких звуков, высота которых зависит

от натяжения проволоки, чем сильнее она натянута, тем выше звук.

4-ая неделя: «Восприятие звука человеком и животным»

(Почему глупый мышонок не услышал щуку)

• Дать детям представление о строении слухового аппарата у человека.

• Дать представления об отличиях в восприятии звуков человеком и животными.

Опыт проводится при помощи тонкой и плотной бумаги. Дети делают вывод: тонкая бумага быстрее улавливает звуковые колебания

Январь. «Вода»3-ая неделя: «Как зависит замерзание жидкости от ее плотности»

(Замерзание жидкости, см. опыт: Е. Марудова, стр,95.)

*Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, формы, прозрачная, с различными жидкостями.

• Выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей.

• Результат: жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не

замерзают вообще.

Вывод: чем больше плотность жидкости, тем ниже температура замерзания.

4-ая неделя: «Объем жидкости»

(Что изменилось)

• Познакомить детей с понятием «объем».

• Выяснить причины изменения объема жидкости при замерзании.

Вывод: Вода сама по себе не имеет объема. Она принимает форму того сосуда, в который помещена, а при замерзании жидкость расширяется, что приводит к изменению объема.

Февраль. «Вода»- продолжение1-ая неделя: «Замерзание воды на разной глубине»

(Защитные свойства снега)

Познакомить детей со свойствами снега и льда.

Опыт проводится с тремя емкостями воды. Вода в разных ситуациях

ведет себя по- разному.

Вывод: снег сохраняет тепло, а холод приводит воду при замерзании к

Расширению и бутылка лопается.

2-ая неделя: «Сила воды»

Вода может перемещаться.

* Познакомить детей с понятием «движение воды».

*Доказать, что вода движется по различным причинам.

Проводимый опыт дает возможность сделать вывод: не только ветер,

наклонная поверхность заставляют воду двигаться. Но есть разные

причины приводящие воду в движение.

3-ья неделя: «Фильтрование воды»

(Как очистить воду)

Познакомить детей с разными способами очистки воды.

В ходе опыта дети учатся проводить очистку воды. Лучше всего

воду очищает бумажный фильтр.

Вывод: любой бумажный пакет может служить фильтром для

воды.

4-ая неделя: "Вода-растворитель"

(Через опыты подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие - нет.)

*Познакомить детей с веществами растворимыми в воде.

*Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с

Различными материалами (соль, сахар, мыло, песок, мел, глина)

Март. «Теплота»1-ая неделя: «Нормы поведения с огнем»

(Горячо – холодно)

• Дать детям представления о зависимости температуры огня от его близости (теплоты).

• Рассказать о свойствах огня, правилах поведения с огнем.

2-ая неделя: «Изменение веществ под воздействием температуры»

(Волшебные превращения)

Дать детям объяснение изменению состояния веществ от изменений

Температуры.

Вывод: дети наблюдают переход веществ из одного состояния в другое:

Из жидкого - в твердое, газообразное, пар.

3-ья неделя: «Теплопроводность материалов»

(Не обожгись)

Дать детям представления о том, что предметы, сделанные из разных

материалов, нагреваются по-разному.

Вывод: разные материалы имеют разную теплопроводность.

4-ая неделя: «Теплопроводность материалов»

(Как не обжечься? Е. Марудова, стр. 94)

*Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по - разному (теплопроводность материалов).

В результате экспериментирования дети выясняют и объясняют

происшедшие изменения и делают вывод: у разных материалов

разная тепло проводимость.

Апрель. «Вес»1-ая неделя: «Притяжение Земли»

(Как увидеть притяжение)

• Познакомить детей с понятиями «притяжение» и «вес».

• Объяснить взаимосвязь земного притяжения и веса предмета

Через опыты дети учатся понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Используя разный материал, подвешенный на нитку и весов, дети делают вывод: предметы притягивает Земля, а удерживает их от падения нить. По силе натяжения нити определяется сила притяжения.

2-ая неделя: «Что такое невесомость»

(Что легче)

• Познакомить детей с понятием «невесомость».

• Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

3-ья неделя: «Вода в условиях невесомости»

(Дождинки)

• Продолжать знакомить детей с понятием «невесомость».

• Дать детям представление о том, как выглядит вода в условиях

невесомости.

В результате проводимого опыта дети получат представление о том,

как ведет себя вода в невесомости. Она сохраняет свою форму -

шар, и ее можно "поймать" в ведро.

4-ая неделя: «Сила притяжения»

(Волшебные пробки)

• Закреплять знания детей о притяжении и весе.

• Выяснить, как действует сила притяжения.

Опыт поможет детям выяснить как действует сила притяжения.

При помощи 2-х пробок и емкости с водой дети смогут сделать

вывод: предметы в воде могут притягиваться друг к другу.

Май. Самостоятельная исследовательская и опытническая

деятельность детей. • Игры и опыты с водой и воздухом.

• Игры и опыты с песком, почвой, глиной и камнями.

4. Библиографический список 1. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.

СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром

(экспериментирование, СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016.

4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников

через экспериментальную деятельность. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.

5. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское

Экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими

дошкольниками: Метод. пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2016

(Библиотека Воспитателя).

6. Костюченко М. П., Камалова Н. Р. Деятельность дошкольников в детской

Экспериментальной лаборатории. – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Батова И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами

(технологические карты).- Волгоград: Учитель, 2017.

8. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность

Дошкольников. М., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематической неделе «Хочу все знать!»Фотоотчет о тематической неделе «Хочу все знать!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени Хочу всё знать - про то, как много интересного.

КВН в подготовительной группе «Хочу все знать!» Цель игры: Создать социально – коммуникативные условия для обобщения знаний полученных в познавательных и игровых ситуациях. Задачи 1. Создать.

Сценарий развлечения для подготовительной группы «Математический КВН. Хочу все знать!» Математический КВН (для детей подготовительной к школе группы) «Хочу все знать!» ЦРР детский сад ДВФУ Воспитатель: Ильина Р. К. Цель: Закрепление.

Проект для детей второй младшей группы «Хочу все знать про растения» Участники проекта: Дети и воспитатели второй младшей группы Срок реализации: 3 месяца Цель: опытным путём доказать влияние внешних и внутренних.

Проект по экспериментальной деятельности «Хочу все знать» Педагогический проект по экспериментальной деятельности на тему «Хочу все знать» Руководители проекта: воспитатели средних групп детского.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Хочу все знать» "Хочу все знать"-рабочая программа по дополнительному образованию. С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность.

Программа кружковой деятельности «Хотим все знать» 1.1. Актуальность С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования.

Программа кружковой деятельности «Хотим все знать». Содержательный раздел 2.1. Форма организации кружковой деятельности Программа «Хочу все знать» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей старшего.

Сценарий мини-олимпиады «Хочу все знать» для педагогов ДОУ Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги, гости. Мы часто проводим с детьми разные мероприятия (конкурсы, развлечения, викторины, КВН, олимпиады).

Весна в лаборатории «Хочу все знать». Фотоотчет ВидеоВесна в лаборатории «Хочу все знать». Фотоотчет Видео Уважаемые коллеги, доброго времени суток. В нашей лаборатории "Хочу все знать" кипит работа. За видео, которым будет завершена публикация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст. и подг. группы) «Хочу все знать» на 2017–2019 гг
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 12:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД