Елена Муртазина
Программа познавательного и социально-личностного развития посредством организации совместной трудовой деятельности по ФГОС
Программа по познавательному и социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию совместной трудовой деятельности в соответствии с ФГОС.
Автор: Муртазина Елена Владимировна, воспитатель высш. кв. категории
Пояснительная записка.
Публикация «Программа познавательного и социально-личностного развития посредством организации совместной трудовой деятельности по ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Взаимодействие и взаимоотношения людей друг с другом зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социально-личностное развитие ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь в становлении личности и социального развития.
Таким образом, содержание дошкольной образовательной программы должно быть направлено в первую очередь на достижение таких целей, как:
- освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей;
- развитие у детей познавательных интересов через развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование положительного отношения к труду через развитие трудовой деятельности и воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Если говорить о современных детях, то нужно сказать, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют мало. Это связано с тем, что современное общество требует от детей ранних успехов и достижений, забывая о том, что ведущая деятельность дошкольника – игровая. Однако игровая деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем: во-первых, действуя с игрушками или с предметами, их заменяющими, ребенок познает их физические свойства, конструкцию, возможные преобразования; во-вторых, знакомится с их общественно значимой функцией, в которой они употребляются взрослыми; в-третьих, в процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих отношений, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе; в-четвертых, что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности. Ребенок осваивает мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни; в игре формируется положительное отношение к образу людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Совершенствование и расширение игровых замыслов, а также, формирование желания организовать сюжетно-ролевые игры тесно связано с формированием первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование, ручной труд, – просто сливаются с игрой.
Таким образом, при развитии сюжета в игре дети пользуются знаниями, полученными во время совместной трудовой деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда, сформировать первое обобщенное представление о некоторых видах труда и профессиях. Воспитателям в детском саду необходимо создавать атмосферу доверия, содружества, гуманистического взаимодействия во взаимоувлекательной деятельности, особое внимание уделять совместной деятельности детей и взрослых.
Следовательно, познавательное и социально-личностное развитие детей должно быть организовано через развитие игровой и совместной трудовой деятельности.
В современных дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется развитию ведущей игровой деятельности при воспитании и обучении дошкольников. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в воспитательно-образовательном процессе используются обучающие и развивающие программы по различным направлениям образовательного процесса именно через игру.
Однако, решением целей и задач воспитания, поставленных программой дошкольного образования, возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка. От педагогического мастерства каждого воспитателя зависит уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.
Актуальность данной программы очевидна : проблема в правильной организации и грамотного руководства воспитателя в совместной игровой или трудовой деятельности остается нерешенной, большинство практикующих педагогов не могут привлечь детей к игре или труду, а ведь именно интерес делает процесс развития ребенка в данной деятельности занимательным и эффективным. Часто педагог готов взяться за реализацию своих идей, но не может найти «точку опоры».
Основной идеей внедрения данной программы в ДОУ является создание условий для самореализации педагогов при взаимодействии с родителями путем внедрения проекта «Фабрика игрушек».
Содержание же проекта «Фабрика игрушек» главным образом направлено на раскрытие проблем: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи» и «Совершенствование образовательной среды путем создания мастерской по изготовлению атрибутов и игрушек-самоделок «Фабрика игрушек».
Чтобы проект состоялся, необходимо вместе с родителями изучить проблемы организации игры : дети не умеют играть или не хотят, в группе недостаточный диапазон игр. После обсуждения нужно предложить родителям организовать мастерскую «Фабрика игрушек». Воспитатель составляет план, перечень игр и основные атрибуты к ним. Затем вместе с родителями поэтапно будут изготавливаться атрибуты (сначала для одной игры, потом для второй и т. д.). По мере того, как будут готовы атрибуты, воспитатели группы будут обучать детей, какую ролевую нагрузку несет каждый атрибут. Затем родители становятся участниками игр и в итоге развиваются дружеские отношения между детьми, между детьми и родителями.
Основное содержание включает такие темы, как:
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений дошкольников. Игрушка в жизни ребёнка. Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка. Требования к игрушке. Игрушки-самоделки. История возникновения игрушки. Методические рекомендации по руководству трудовой деятельностью детей, направленной на изготовление игрушек-самоделок из различных материалов. Мастер-класс по изготовлению игрушек-самоделок из различных материалов.
Практическая работа: создание «Фабрики игрушек», выставка игрушек-самоделок.
Развивающие процедуры : просмотр презентаций: «Игрушка», «Русская игрушка», «Игрушки-самоделки из бросового материала», «Игрушки из соленого теста», «Самодельная мягкая игрушка», дискуссии на заданную тему, обсуждение результатов выполненных заданий.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный этап :
• выбор темы и разработка проекта;
• изучение методической литературы;
• подбор информации для родителей;
• составление перспективных планов по реализации проекта.
2. Диагностический этап:
• выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры в средней группе через наблюдение и оформление результатов в картотеке;
• выявление уровня знаний о структуре сюжетно-ролевых игр, о значении их в развитии ребенка у родителей путем анкетирования.
3. Основной этап:
• составление перечня сюжетно-ролевых игр;
• проведение занятия по совершенствованию коммуникативных навыков у детей средней группы;
• теоретическое обоснование детям целесообразности использования атрибутов, предметов-заместителей для предметно-игровой среды;
• проведение бесед на тему: «Все профессии важны!»;
• дидактическая игра «Кому что нужно для работы.»;
• систематическое проведение сюжетно-ролевых игр;
• составление картотеки по восприятию детьми сюжетно-ролевых игр;
• проведение семинара-практикума для родителей «Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру» с домашним заданием для родителей: организовать оснащение игровой зоны (сшить одежду, постель к кукольную кроватку, изготовление атрибутов и игрушек – предметов-заместителей (бигуди, ножницы, градусники, таблетки);
• составление графика работы «Фабрики игрушек»;
• проведение конкурса книжек-малышек «Мама, папа, я – дружная семья!».
4. Обобщающий этап:
• подведение итогов по выполнению проекта на вечере «Веселые посиделки» с показом сюжетно-ролевой игры «Клиника доктора Айболита», «Аптека»;
• организация фотовыставки «Игра и жизнь наших звездочек»;
• повторное проведение анкетирование родителей.
Риски:
1. Пассивность родителей и детей
пути решения: - подробная информация для родителей
- активное вовлечение детей для участия в мероприятиях, умение заитересовать их.
2. Нежелание родителей общаться с детьми, ссылаясь на нехватку времени
пути решения: - беседы об актуальности проблемы.
Результаты внедрения проекта:
1. Обогащение предметно-пространственной среды;
2. Укрепление дружеских отношений, семейных отношений;
3. Обогащение знаний детей об окружающем мире.
Участники проекта (воспитатели, родители) будут знать:
• Влияние предметно-игровой среды на развитие игровых умений дошкольников;
• Значение игрушки в жизни ребёнка;
• Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка;
• Методику руководства трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста, направленной на изготовление игрушек-самоделок из различных материалов.
• Особенности изготовления игрушек-самоделок.
Участники проекта (воспитатели, родители) будут уметь:
• Самостоятельно изготавливать атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
• Руководить трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста, направленной на изготовление игрушек-самоделок из различных материалов;
• Пользоваться полученными методическими и практическими знаниями при работе с родителями воспитанников.