Программа по психологическому сопровождению детей в ДОУ при подготовке к школе

Татьяна Шуклина
Программа по психологическому сопровождению детей в ДОУ при подготовке к школе

Программа

по психологическому сопровождению детей в детском дошкольном учреждении при подготовке к школе

(старшей и подготовительной группы).

(программа рассчитана на 2 года)

Автор-составитель:

Шуклина Татьяна Михайловна, старший воспитатель,

педагог – психолог

МКДОУ Д\с комбинированного вида № 3 «Сказка» п. Восточный

Восточный

2012г.

Пояснительная записка

Российское образование сегодня переживает ответственный этап

своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка

реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая, концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также обучающихся и их родителей.

Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости воспитания высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Актуальность темы обусловлена качественными изменениями в обществе, где ведущую роль выполняют инновационные технологии, поэтому необходимо подготовить грамотных людей. Дошкольный возраст 6-7 лет это возраст, когда у ребенка кардинально меняется самооценка, общение со сверстниками, взрослыми, приходит осмысление своей значимости. В то же время федеральные государственные требования четко прописывают требования к выпускнику детского сада. Будущий первоклассник должен обладать рядом личностных качеств, которые в дальнейшем трансформируются в универсальные учебные действия.

Изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию.

А процесс обучения рассматривается как развитие личности ребенка, а именно согласование ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к его внутреннему миру, с предоставлением простора его индивидуальности, ориентации не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ребенка.

По результатам диагностики можно утверждать, что около 60% детей имеют низкий уровень эмоционально-волевой сферы, низкий уровень готовности к обучению, низкий мотивационный уровень, а это говорит о том, что больше половины детей испытывают тревожность и дискомфорт. Поэтому наряду с развитием познавательных процессов необходимо проводить занятия по снижению тревожности и повышению самооценки дошкольников, формированию позитивного отношения к обучению.

Поэтому целью программы является:

Формирование ключевых интегративных качеств дошкольников в рамках ФГТ

- формирование эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности и повышение самооценки, формирование предпосылок универсальных учебных действий, создание творческого потенциала ребенка, через сочетание применение различных методов психологической помощи на занятии.

Задачи:

1) Формирование ценностно-смысловых компетенций: позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения, воспитание целеустремлённости и настойчивости – личностные качества;

2) Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве:

Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров. Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать. Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения – коммуникативные качества;

3) Формирование умения работать с информацией (информационные компетенции)

Сбор, систематизация, хранение, использование информации – познавательные качества;

4) Формирование учебно-познавательных компетенций, способности к организации деятельности и управлению ею:

Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; - регулятивные качества.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открыть свои потребности в самовоспитании, в самоконтроле, в саморегуляции, в самооценке своих действий, в умении добывать знания самостоятельно, через интерес к занятиям НОД, через высокую мотивацию, через желание узнать больше, через освоение способов эмоционального контроля и, как следствие развивать свои многогранные способности на основе знаний, умений и навыков.

Развивать память, внимание, глазомер, крупную и мелкую моторику, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, через применение метода Мандалы.

Существует много программ по сопровождению, развитию и коррекции познавательных процессов, есть эффективные программы развития эмоционально-волевой сферы, но нет единой программы в которой предусматривалось развитие и того и другого.

Мною создана программа, в которой чередуются занятия направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов, на овладение способами саморегуляции и оценки своих действий. На занятиях создаются такие условия, при которых ребенок желает получать знания и добывает их сам. Создается ситуация «Помоги мне сделать это самому».

Программа рассчитана на детей старших и подготовительных к школе групп. Наиболее рациональное количество детей в группе до 8 человек. Это позволяет проводить индивидуальные, парные, групповые и фронтальные занятия. Рассчитана 37 занятий на 2 года.

Оценка результатов

Для отслеживания результатов эффективности работы используется метод наблюдения, методика «10 слов» для диагностики памяти (зрительной и слуховой, диагностика мышления «Преслени» - 4 субтеста, диагностика внимания «Корректурная проба» и «ММД». Диагностика уровня тревожности - это методика «Тревожность» Теммл, Дорки, Амен, метод Мандалы для диагностики и коррекции психо-эмоционального и регулятивного состояния. Самооценку дошкольников определяем по методике «Лесенка».

Выбор данного диагностического инструментария обусловлен несколькими причинами:

1. Данные методики проводятся устно, индивидуально

2. Просты в выполнении и обработки,

3. Экономичны,

4. Общепризнаны психологами.

Развивающая программа будет реализована на базе МКДОУ д\с № 3 «Сказка» п. Восточный Занятия по программе будут проводится в старших и подготовительных к школе группах в течении 4-х лет: 2012-2013,2013-2014,2014-2015, 2015-2016гг.

Прогнозируемые результаты:

В результате занятий у детей сформируются:

1 уровень – знания о социально одобряемых и неодобряемых

формах поведения; координировать свои действия с действиями партнёров.

2 уровень - Умение вести диалог, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения.

3 уровень - умения работать с информацией (информационные

компетенции (сбор, систематизация, хранение, использование

информации, учебно-познавательных компетенций, способности к

организации деятельности и управлению ею (умения самостоятельно и

совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать

решения); навыки организации рабочего пространства и рационального

использования времени.

Публикации по теме:

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Программа по психологическому сопровождению детей в ДОУ при подготовке к школе
Опубликовано: 23 октября 2013 в 16:33
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...
Разноцветные снежинки. Фотоотчет.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу предоставить вашему вниманию наши разноцветные снежинки. В нашем саду продолжается подготовка к конкурсу « Парад...
«В гости к нам пришел Петрушка». Петрушка (оригами). Фотоотчет.
Чем ближе Новый год, тем сильнее ностальгия по нему. Потому что в Новый год « Все детство свое вспоминают, счастливые светлые дни… » В новогоднюю ночь...
Театр в детском саду
ДЕТСКИЙ ТЕАТР Любимый наш театр Со сценою-малышкой, Он сказку открывает И дружит с детской книжкой. Весёлые артисты – Совсем не велики, И в возрасте...