Программа по психологическому сопровождению детей в ДОУ при подготовке к школе

Татьяна Шуклина
Программа по психологическому сопровождению детей в ДОУ при подготовке к школе

Программа

по психологическому сопровождению детей в детском дошкольном учреждении при подготовке к школе

(старшей и подготовительной группы).

(программа рассчитана на 2 года)

Автор-составитель:

Шуклина Татьяна Михайловна, старший воспитатель,

педагог – психолог

МКДОУ Д\с комбинированного вида № 3 «Сказка» п. Восточный

Восточный

2012г.

Пояснительная записка

Российское образование сегодня переживает ответственный этап

своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка

реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая, концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также обучающихся и их родителей.

Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости воспитания высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Актуальность темы обусловлена качественными изменениями в обществе, где ведущую роль выполняют инновационные технологии, поэтому необходимо подготовить грамотных людей. Дошкольный возраст 6-7 лет это возраст, когда у ребенка кардинально меняется самооценка, общение со сверстниками, взрослыми, приходит осмысление своей значимости. В то же время федеральные государственные требования четко прописывают требования к выпускнику детского сада. Будущий первоклассник должен обладать рядом личностных качеств, которые в дальнейшем трансформируются в универсальные учебные действия.

Изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию.

А процесс обучения рассматривается как развитие личности ребенка, а именно согласование ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к его внутреннему миру, с предоставлением простора его индивидуальности, ориентации не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ребенка.

По результатам диагностики можно утверждать, что около 60% детей имеют низкий уровень эмоционально-волевой сферы, низкий уровень готовности к обучению, низкий мотивационный уровень, а это говорит о том, что больше половины детей испытывают тревожность и дискомфорт. Поэтому наряду с развитием познавательных процессов необходимо проводить занятия по снижению тревожности и повышению самооценки дошкольников, формированию позитивного отношения к обучению.

Поэтому целью программы является:

Формирование ключевых интегративных качеств дошкольников в рамках ФГТ

- формирование эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности и повышение самооценки, формирование предпосылок универсальных учебных действий, создание творческого потенциала ребенка, через сочетание применение различных методов психологической помощи на занятии.

Задачи:

1) Формирование ценностно-смысловых компетенций: позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения, воспитание целеустремлённости и настойчивости – личностные качества;

2) Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве:

Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров. Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать. Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения – коммуникативные качества;

3) Формирование умения работать с информацией (информационные компетенции)

Сбор, систематизация, хранение, использование информации – познавательные качества;

4) Формирование учебно-познавательных компетенций, способности к организации деятельности и управлению ею:

Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; - регулятивные качества.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открыть свои потребности в самовоспитании, в самоконтроле, в саморегуляции, в самооценке своих действий, в умении добывать знания самостоятельно, через интерес к занятиям НОД, через высокую мотивацию, через желание узнать больше, через освоение способов эмоционального контроля и, как следствие развивать свои многогранные способности на основе знаний, умений и навыков.

Развивать память, внимание, глазомер, крупную и мелкую моторику, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, через применение метода Мандалы.

Существует много программ по сопровождению, развитию и коррекции познавательных процессов, есть эффективные программы развития эмоционально-волевой сферы, но нет единой программы в которой предусматривалось развитие и того и другого.

Мною создана программа, в которой чередуются занятия направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов, на овладение способами саморегуляции и оценки своих действий. На занятиях создаются такие условия, при которых ребенок желает получать знания и добывает их сам. Создается ситуация «Помоги мне сделать это самому».

Программа рассчитана на детей старших и подготовительных к школе групп. Наиболее рациональное количество детей в группе до 8 человек. Это позволяет проводить индивидуальные, парные, групповые и фронтальные занятия. Рассчитана 37 занятий на 2 года.

Оценка результатов

Для отслеживания результатов эффективности работы используется метод наблюдения, методика «10 слов» для диагностики памяти (зрительной и слуховой, диагностика мышления «Преслени» - 4 субтеста, диагностика внимания «Корректурная проба» и «ММД». Диагностика уровня тревожности - это методика «Тревожность» Теммл, Дорки, Амен, метод Мандалы для диагностики и коррекции психо-эмоционального и регулятивного состояния. Самооценку дошкольников определяем по методике «Лесенка».

Выбор данного диагностического инструментария обусловлен несколькими причинами:

1. Данные методики проводятся устно, индивидуально

2. Просты в выполнении и обработки,

3. Экономичны,

4. Общепризнаны психологами.

Развивающая программа будет реализована на базе МКДОУ д\с № 3 «Сказка» п. Восточный Занятия по программе будут проводится в старших и подготовительных к школе группах в течении 4-х лет: 2012-2013,2013-2014,2014-2015, 2015-2016гг.

Прогнозируемые результаты:

В результате занятий у детей сформируются:

1 уровень – знания о социально одобряемых и неодобряемых

формах поведения; координировать свои действия с действиями партнёров.

2 уровень - Умение вести диалог, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения.

3 уровень - умения работать с информацией (информационные

компетенции (сбор, систематизация, хранение, использование

информации, учебно-познавательных компетенций, способности к

организации деятельности и управлению ею (умения самостоятельно и

совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать

решения); навыки организации рабочего пространства и рационального

использования времени.

Публикации по теме:

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Программа по психологическому сопровождению детей в ДОУ при подготовке к школе
Опубликовано: 23 октября 2013 в 16:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...