Папки-передвижки

Программа «Психологическая готовность к школьному обучению»

Ирина Алексеевна Началова
Программа «Психологическая готовность к школьному обучению»

Пояснительная записка

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования. Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения направлена на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и на содействие становления психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Публикация «Программа „Психологическая готовность к школьному обучению“» размещена в разделах

Цель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи деятельности педагога-психолога :

- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

- профилактика и преодоление трудностей в развитии воспитанников от 2 до 7 лет.

Структура рабочей программы отражает деятельность педагога-психолога по направлениям :

- психологическая диагностика;

- психопрофилактика и психологическое просвещение;

- развивающая работа и психологическая коррекция;

- психологическое консультирование.

Психологическая диагностика

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.

Ц е л ь диагностической деятельности педагога-психолога – получение информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей для индивидуализации образования воспитанников и оптимизации работы с группой детей.

Направление «Психологическая диагностика» включает следующие разделы:

Раздел «Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка» (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года).

Ц е л ь: выявление проблем в развитии, факторов риска для психологического здоровья.

Результатом изучения является создание диагностической основы для разработки и реализации индивидуальных форм поддержки развития ребенка с учетом его психологического статуса, социальной ситуации.

Раздел «Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет» (в течение учебного года).

Ц е л ь: выявление кризисных изменений, негативных и позитивных симптомов психологического кризиса.

Результатом изучение является создание диагностической основ для проектирования и реализации программ психологического сопровождения детей в период возрастных кризисов, направленных на преодоление внутренних конфликтов развития и нормализации социальной микросреды.

Раздел «Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе» (воспитанники 5-6 лет – конец учебного года, 6-7 лет – начало и конец учебного года).

Ц е л ь: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.

Раздел «Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов»

Ц е л ь: выявление уровня сформированности личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов.

Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих повышению профессионализма педагога.

Психопрофилактика и психологическое просвещение

Ц е л ь психопрофилактики в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности предупредить нарушение в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных условий в дошкольном образовательном учреждении.

Путь достижения данной цели предполагает продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что и рассматривается как средство психопрофилактики.

Развивающая работа и психологическая коррекция

Организация развивающих занятий для воспитанников, направленные на выработку способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях.

Направление реализуется по следующим разделам:

- развивающая работа в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении;

- развивающая работа в период возрастных кризисов;

- развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников.

Психологическое консультирование

Ц е л ь: возрастно-психологическое консультирование ориентированное на потребности и возможности возрастного развития, а также на индивидуальные его варианты.

Направление включает следующие разделы:

- консультирование по проблемам раннего развития детей;

- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации к ДОУ;

- консультирование по проблемам детско-родительских отношений;

- консультирование по проблемам трудностей в обучении;

- консультирование по проблемам психологической готовности к школе;

- консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе.

Концептуальная основа программы

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Основными методами формирования психологического здоровья и всестороннего развития детей являются:

психогимнастика;

упражнения;

психологические игры;

этюды;

решение проблемно-практических ситуаций;

элементы арт. терапии;

игры-драматизации;

подвижные игры;

чтение и анализ сказок;

беседы и др.

Работа с детьми осуществляется в:

- индивидуальной;

- групповой формах.

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей:

Группа Время занятия

Первая младшая группа 15 мин

Вторая младшая группа 20 мин

Средняя группа 20 мин

Старшая группа 25 мин

Подготовительная группа 30 мин

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

Вторая младшая группа - восприятие;

Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;

Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;.

- цикличность построения занятий;

- доступность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года, промежуточную (В середине года, и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Таким образом, содержание настоящей рабочей программы обеспечивает полноценное психическое развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Младшая группа

Психологические особенности детей 2-3 лет

Показатели Характеристика

Ведущая потребность Потребность в любви.

Ведущая функция Восприятие

Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Способ познания Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок.

Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)

Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами

Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности Разнообразие окружающей среды; физический комфорт.

Новообразования возраста Формирование Я-концепции

Публикации по теме:

Готовность к школьному обучению детей с ОНР в подготовительной группе Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Необходимо отметить, что дошкольный.

Готовность к школьному обучению (продолжение) Первая школа ребёнка — Ваш дом. Благодаря исследованиям Ж. Пиаже, Б. Блума, Э. Эриксона, мы знаем, что запас знаний, который необходим для.

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников с целью адаптации к школьному обучению «Большое морское путешествие» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Коррекционно-развивающая программа по.

Психологическая готовность к школьному обучению Курылева О. Н., Суконкина С. Г. Психологическая готовность к Школьному обучению Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению»Проект: «Психологическая готовность к школьному обучению» Пояснительная записка Актуальность: Психологическая готовность к школьному обучению, является одним из важнейших этапов развития дошкольников.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Родительское собрание Подготовила практический психолог: Щербань Н. А. «специалист.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Психологическая готовность к школьному обучению»
Опубликовано: 25 октября 2016 в 15:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД