МААМ-картинки

Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка «Почемучка» в старшей группе.

татьяна криворотова
Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка «Почемучка» в старшей группе.

Утверждаю

директор МБОУ СОШ № 24

г. о. Самара

/М. В. Романова/

Программа развития познавательно-исследовательской

деятельности

кружка

«Почемучка»

в старшей группе

Составил:

воспитатель

МБОУ СОШ № 24

Криворотова Т. Н.

г. о. Самара

Программа развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в старшей группе.

Детская любознательность,

Публикация «Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка „Почемучка“ в старшей группе,» размещена в разделах

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н. С. Лейтес

Пояснительная записка.

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.

Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

По мнению ученых, к 8 годам ребенок достигает 80% своих умственных возможностей. Отсюда становится очевидным, с какой ответственностью должен подходить педагог детского сада к организации и содержанию выбора дошкольного образования, что бы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности : ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н. Н. Поддькова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования.

Программа «Почемучка» предназначена для детей старшего возраста.

Образовательная область, реализуемая программой.

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие».

Цель программы : развитие познавательной активности детей старшего возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

• Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

• Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

О человеке: мои помощники – глаза,, уши,.

О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Структура проведения игры – эксперимента:

• Постановка, формулировка познавательной задачи.

• Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

• Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.

• Проверка гипотезы.

• Проверка итогов, вывод.

• Фиксация результатов.

• Вопросы детей.

Ожидаемые результаты

• Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.

• Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.

• Сформированность основ логического мышления.

• Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

• Сформированность коммуникативных навыков.

• Использование результатов в игровой деятельности.

Возраст детей участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на дошкольников старшей группы, срок реализации программы 1 года.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность –20 минут.

Для организации познавательно – исследовательской деятельности необходим центр экспериментирования.

Основное оборудование лаборатории:

• приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

• разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

• детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

• карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).

• индивидуальные карты для фиксации экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

сентябрь

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 предметы Мир предметов вокруг нас. Познакомить детей с разнообразием предметов, их особенностями, качеством, происхождением (естественные, искусственные, назначением; закрепить знания о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах; объяснить целесообразность изготовления предмета из определенного материала. Стеклянная ваза, пластмассовая лейка, железная машина, вата, книга, резиновый мячик, карта мира, картинки, иллюстрирующие происхождение предметов.

2 вода Вода и почва Закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности; воспитывать любовь к природе. Стеклянные баночки с сухим плодородным слоем, песком, золой, мелкие камешки, растения, увеличительные стекла, карта-схема «круговорота воды в природе», глобус.

3 растение Может ли растение дышать? Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. (эксперимент проводится в течении недели)

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

4 растение «На свету и в темноте» Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

октябрь

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 земля «Из чего состоит земля?» Познакомить со свойствами песка, глины, торфа, мела в сравнении

Емкости с песком, глиной. мел.

2 растение «Зеленые фигурки» Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.

Черенки растения, чернозем, глина, песок.

3 песок

«Песочные часы» Определить цвет песка, структуры, влияние воды на песок. Как следствие свойства сыпучести познакомить с песочными часами.

Емкость с песком, водой, весы, песочные часы

4 растения, грибы Экологическая сказка «На лесной поляне».

Закрепить с детьми знания о жизни растений, названия съедобных и несъедобных грибов; учить отличать грибы по внешнему виду, знать места их произрастания.

Шапочки с изображением грибов, цветов; корзины.

ноябрь

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 вода «Волшебни-

ца- вода» Выяснить, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета, формы (принимает форму емкости, может растворять некоторые вещества.

Прозрачные емкости с водой, сосуды различной формы, соль, сахар, камешки, трубочки, масло растительное, краски, цветные карандаши.

2 вода Твердое -жидкое Формирование представлений о твердых веществах и жидкостях. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. Кусочки льда, камень (желательно с гранями, стакан молока, стакан воды (на каждую группу, тазик с водой, картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

3 вода Нагревание-охлаждение

Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. Картинки: Пятачок, холодильник, плита с дымящей кастрюлей. Символ (тепла)- солнце, символ (холода) – снежинки. Сахар, пробирки, спиртовка.

4 явления Для чего нужна зима?

Продолжить знакомить детей с явлениями природы зимой; учить находить сходства и различия с другими временами года; познакомить детей с периодом отдыха растений, длящимся с поздней осени до ранней весны.

Иллюстрации с изображением разных времен года, в том числе зимних пейзажей, зверей и птиц зимой, растений; карточки;кроссворд.

декабрь

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 вода «Змей Горыныч о трех головах» Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар (т, ж, г). Развитие способностей к преобразованию.

Кусочки льда, емкость с горячей водой, картинки : Змей Горыныч, Иванушка и Настенька.

2 лед Лед-вода Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

Лед в целлофановом пакетике, две картинки с изображением реки в зимний и летний период.

3 вода Снегурочка Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Развитие способностей к преобразованию. Картонные кружки : с изображением солнца, Деда Мороза. Картинки Дед Мороз и Снегурка, старик и старуха, горящий костер, облачка в небе, облачко в виде фигурки Снегурочки.

4 вода Лед-вода-пар Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменений воды. Символы: картонный синий квадрат – «лед»; белый кружок, с изображением волны и пузырьков – «вода»; облако, изображение Деда Мороза на фоне снежинок и желтого солнца на красном фоне.

Январь

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 вода Выпаривание соли Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Картинки с изображением моря, реки, соленого озера; соль, пробирка, спиртовка.

2 вода Там на неведомых дорожках. Формирование представлений о конденсации воды- превращение пара в воду при охлаждении пара.

Вода в чайнике, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек.

3 снег Почему идет снег? Рассмотреть свойства воды- переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот. Влияние внешних факторов на процесс перехода.

Вода, лед. Картинки: облако, снежинки, мишки.

4 воздух Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию.

Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.

Февраль

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 воздух Воздух и его свойства Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. Надувные резиновые игрушки, тазик с водой. Картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

2 воздух Воздух вокруг нас Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.

3 материал Водолаз Декарта Формирование преставлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

Бутылка (объемом 1 л, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка.

4 материал Плавание тел. Изготовление корабля. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы- скрепка, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода.

март

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 Явления природы В начале весны Продолжать знакомить детей с явлениями природы в разные времена года, развивать зрительную память, речь, наблюдательность.

Репродукция картины В. К. Бялыницкого-Бирули «В начале весны»

2 Окружающий мир Термометр и температура Развитие способности ребенка концентрировать внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с разными видами термометров.

Термометры, чайные ложки, два стакана с горячей и холодной водой.

3 вещество

Свойства веществ

Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания.

Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.

4 вещество Строение веществ Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы.

Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5 кратного увеличения, два стакана с теплой водой, чайные ложки.

Апрель

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 Природные явления Апрель с водой, май с травой Продолжать учить находить изменения в природе; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Скворечники, игрушка- ласточка, силуэты деревьев.

2 магнит Притягиваются- не притягиваются Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия, магнит.

3 Электричество Волшебный шарик. Установить причину возникновения статического электричества.

Воздушные шары, шерстяная ткань.

4 Звук

Где живет эхо? Подвести к пониманию возникновения эха.

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

май

№ Объект Тема Цель Материал и

оборудование

1 уши человека Что я слышу? Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Сформировать представления о характеристиках звука-громкости, длительности, развивать умение сравнивать разные звуки. Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т. д., схема строения уха человека.

2 глаза

человека Наши помощники – глаза. Познакомить со строением глаза.

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

3 бумага Мир бумаги Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.

4 ткань

Мир ткани Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон, ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.

Диагностика

Характеристика уровней исследовательской активности старших дошкольников экспериментировании.

1-й уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объёме. Активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам её решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические действия. направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.

2-й уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в эпизодической помощи или наводящей подсказке воспитателя. На помощь взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные, оправданные поисковые действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но если воспитатель эмоционально поддерживает их, продолжают экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата. Инициативны, по поводу дальнейшего продолжения экспериментирования не проявляют.

3-й уровень (низкий). Дети включаются в ситуацию, но их активность быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы. Постоянно обращаются за помощью к воспитателю, действуют по подражанию. Без помощи взрослого дети самостоятельно не достигают результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На предложение взрослого участвовать в экспериментировании отвечают отрицательно.

В процессе наблюдений и ситуаций можно выделить две группы личностных проявлений исследовательской активности ребёнка в экспериментировании.

Эмоционально – личностные проявления выражаются в интересе ребёнка к экспериментированию, в предпочтении этого деятельности. Ребёнок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно охотно возвращается к экспериментированию с полюбившимися объектами (вода, глина, бумага, магнит и т. д.).

Деятельно – личностные проявления выражаются в активности инициативности ребёнка. Ребёнок самостоятельно ставит цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью.

Результат.

Высокий уровень исследовательской активности старших дошкольников лежит в диапазоне 12 – 15 баллов;

Средний уровень – 8 – 11 баллов;

Низкий уровень – 5 – 7 баллов.

Выводы

Ребёнок в дошкольном возрасте активно познаёт окружающий мир. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково– исследовательской деятельности.

Результаты работы показали, познавательно –экспериментальской деятельность оказывает влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);

- развиваются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);

Расширяется кругозор детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т. д., о применении их человеком в своей деятельности.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздуха в воде, свойствах магнита. Используя в играх-занятиях приборы, оборудование, объекты неживой и неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов у детей повысился интерес к исследовательской деятельности. Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действий путём результатов. Знания, полученные в играх – экспериментах дети чаще стали использовать в различных видах деятельности.

Публикации по теме:

План работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Сентябрь 1. Неживая природа. Помощница вода. Какие ее свойства? Программное содержание: использовать знания о повышении уровня воды для.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Впечатления о лете» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Впечатления о лете» Программное содержание: 1.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная капелька» КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА» Составила: Золотова Светлана.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Задачи: - способствовать расширению знаний о воздухе; - поддерживать.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи: - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по изучению ПДД в старшей группе Оборудование: карта-схема (маршрут города), фишки –«мышки»,макет светофора, перекрестка, машины, пешеходный переход, 2 шнура, 3 сигнальные.

Программа саморазвития педагога «Экологическое воспитание средствами познавательно-исследовательской деятельности» Методическая тема: «Формирование экологического воспитания дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель: повысить.

Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности Познавательно-исследовательская деятельность. Раздел Объект Название и цель опыта Сентябрь Неживая природа песок 1. Песочная страна.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка «Почемучка» в старшей группе.
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 16:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД