МААМ-картинки

Программа для старшей группы «Живая экология»

Литвиненко Юлия Викторовна
Программа для старшей группы «Живая экология»

Пояснительная записка

Данная программа «Живая экология» (Программа) составлена старшим воспитателем МАДОУ «Березка» Литвиненко Ю. В. Материалы Программы разрабатывались с учетом основной общеразвивающей программы дошкольного образовательного учреждения «Березка» (ООП, парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» и имеющейся развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО.

Публикация «Программа для старшей группы „Живая экология“» размещена в разделах

В связи с отсутствием планомерной и систематической работы по экологическому образованию детей в созданных образовательных условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, возникла необходимость разработать программу «Живая экология». Формирование экологической культуры дошкольника будет строиться с широким использованием практических методов обучения и игровой деятельности, с учетом имеющейся развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС ДОУ) экологической направленности. В программе используется комплексный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено воспитание экологической культуры, не только в группе, но и в условиях ДОУ.

1. Общие положения программы

Актуальность программы.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание подрастающих поколений. Первой ступенью в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка дошкольного возраста являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания в ДОУ.

Проблема.

На сегодняшний день разработаны множество отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей : «Радуга» Т. Н. Доронова, «Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильева, «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. авторы. Внедряются специализированные программы экологического образования : «Мир природы и ребенок» Л. М. Маневцова, «Мы» Н. Н. Кондратьева, Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякина-Новикова, «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова и др.

Причины введения новой программы заключаются в необходимости ДОУ включить в образовательный процесс имеющуюся развивающую предметно-пространственную среду экологической направленности. Воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры осуществляется не в комплексе, используется в полном объеме образовательная среда ДОУ: комнаты экологии, «лаборатория», библиотека, зимний сад, экологическая тропа, картинные и фотогалереи о природе родного края и др. Программа нацелена на активное и систематическое использование образовательной среды ДОУ в воспитании экологической культуры детей.

Правовое основание для разработки Программы :

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

• Закон «Об экологическом образовании населения ХМАО» от 22.06.2000г. с изменениями №2391 от 27.12.2007г.

• ООП ДОУ «Березка», парциальная программа Николаевой «Юный эколог»

Цель: Создать эффективную систему работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по воспитанию экологической культуры дошкольников в рамках образовательной деятельности и условиях ДОУ.

Основные задачи:

1. Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

2. Развивать собственный познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Воспитывать у детей элементы экологической культуры, ценные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, следование экологическим правилам в доступных, для детей старшего дошкольного возраста, формах.

Для решения этих задач и составления программы были выбраны за основу: образовательная программа ООП ДОУ «Березка, парциальная программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, программа регионального уровня В. Гончаровой «Технология экологического образования», парциальная программа О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию.

Особенности программного материала.

Данная Программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Особый акцент в программе сделан на распределение программного материала с использованием образовательной среды ДОУ и интеграции разных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, игра, экспериментирование, наблюдение, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации образовательного процесса.

Программа реализует системный подход к решению задач экологического воспитания дошкольников и имеет практическую направленность. Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. Одним из важнейших принципов организации работы — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего города. Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и края.

В помощь педагогам представлено перспективное планирование работы с детьми, методики педагогического обследования, раскрывается система взаимодействия деятельности всех субъектов воспитательно – образовательного процесса, инновационный, деятельностный подход к организации обучения экологической культуры.

Принципы разработки Программы

1. Научной обоснованности и практической ориентации содержания.

2. Доступности. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.

3. Наглядности и практического применения.

1. Прогностичности. Формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.

4. Индивидуального подхода, помощи и поддержки: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создание наиболее благоприятных условий для их реализации.

5. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

6. Интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.

7. Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.

8. Системности. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности

Участники реализации Программы.

Педагоги старших и подготовительных групп, воспитанники в возрасте от 5-7 лет, родители.

Сроки реализации Программы.

Программа является среднесрочной, рассчитана на 2 года: с 01. 09. 2013 по 01. 05. 2015 годы. Работа проводится фронтально и по подгруппам. Реализуется программа через различные виды деятельности: по 1 часу в неделю: НОД - 1 час, художественное чтение-1 час, экспериментирование -1 час, деятельность в комнатах экологии- 1 час, а также реализация программы проходит через совместную образовательную деятельность воспитателя и ребенка в режимных моментах и самостоятельную деятельность детей (центры экологии, книги, экспериментирования, игры).

Результативность.

На первом этапе для реализации программы проведено педагогическое обследование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста (97ребенок) при помощи диагностики, разработанной В. Г. Фокиной, О. М. Газиной (Приложение 6). Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка (или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др. [14, 92].

Список литературы:

1. Белевец, О. В. ПРОГРАММА "Мир природы" –М. : 209г. ,127 с.

2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов. - М. : ООО Издательство «Детство-пресс»,2014.-32с.

3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. -М. : ООО Издательство «Детство-пресс»,2014.-125с.

4. Иванова, А. И. Живая экология : программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. -М. : ТЦ Сфера, 2009.-80с.

5. Корнилова, В. М., «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2009.-128с.

6. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок. Учебное пособие /Под, ред. Маневцевой Л. М:, Саморуковой П. Г. Изд. 2-е — СПб., 1998.

7. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. -Волгоград: Учитель,2013,-232с.

8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей : методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. -М. : АРКТИ, 2004.-320с.

9. Николаева, С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.

10. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения/С. Н. Николаева. -2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.-144с.

11. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М. : Новая школа,1996.-48с.

12. Рыжова Н. А., Экологическое образование в детском саду-М. : Изд. Дом «Карапуз», 2011.-432с.

13. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников

14. Фокина, В. Г. «Экологическое воспитание» / О. М. Газиной, В. Г. Фокиной/ : М. :2007г., 147с.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия (ознакомление с окружающим, экология, аппликация) Конспект интегрированного занятия: (Ознакомление с окружающим, экология, аппликация) Тема: Через добрые дела можно стать экологом Цель:.

Конспект НОД «Свойства Воды» ОО «Познание» (экология) подготовительная группа. Конспект НОД «Свойства Воды» ОО «ПОЗНАНИЕ» (экология) подготовительная группа Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет,.

Проект «Экология души» во II младшей группе детского сада МБДОУ ЦРР детский сад №2 "Аленушка" Проект «Экология души» во II младшей группе детского сада подготовила воспитатель.

Проект «Живая азбука»Проект «Живая азбука» Этот проект мы сделала ещё в марте. Мы его делали всей семьёй 2 дня. А потом оказалось, что нужно было сделать одну букву. Все буквы (печатные.

Раздел: «Ознакомление с окружающим. Экология» Тема: «Царство воды» Цель: Знакомство со свойствами воды. Задачи: Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами воды: вода не.

Сценарий родительского собрания «Экология детского здоровья» Сценарий родительского собранияТема: «Экология детского здоровья» Цель: помочь родителям находить причины возникновения страхов у детей;.

Сообщение на тему «Экология для дошкольников»Сообщение на тему «Экология для дошкольников» “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил.

Тематическая неделя экологической безопасности «Экология и мы» 1 день «Лукошко грибника». УТРО. Сюрпризный момент. В центре группы стоит лукошко с грибами и ягодами. Педагог привлекает внимание детей.

Экология и дети На современном этапе экологическое воспитание детей является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь ранее приобщение.

Экология и ТРИЗ (из опыта работы) Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для старшей группы «Живая экология»
Опубликовано: 3 сентября 2015 в 09:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД