МААМ-картинки

Психологические особенности развития детей 6–7 лет

Лариса Матевосян
Психологические особенности развития детей 6–7 лет

Психологические особенности развития детей 6-7 лет

Период дошкольного возраста длится с 3 до 7 лет и является важным отрезком в становлении личности ребенка, а также важным периодом в подготовке его к новой социальной роли- роли школьника. В это время происходит овладение социальным миром человеческих отношений через взаимоотношение со взрослыми, сверстниками и окружающей действительностью. А. Н. Леонтьев дал определение периода дошкольного детства как «фактического склада личности, как периода развития личностных механизмов поведения».

Публикация «Психологические особенности развития детей 6–7 лет» размещена в разделах

Переход к дошкольному возрасту происходит в период кризиса 3 лет.

Согласно Л. С. Выготскому этот отрезок является переходным периодом, когда происходит «ломка и отмирания старых интересов и, во-вторых, период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы». В период дошкольного детства прослеживается тенденция раннего онтогенеза- молниеносное развитие психических свойств растущего организма. В конце раннего периода детства происходит «отделение» ребенка от взрослого, что дает предпосылки для создания новой социальной ситуации, складывается новый этап взаимоотношений ребенка и окружающей его действительностью. Эти взаимоотношения Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Социальной ситуацией развития целиком определяет возникновение новых новообразований в личности ребенка дошкольного возраста. По словам Л. С. Выготского "переход от дошкольного к младшему школьному возрасту связан с «потерей непосредственности». У ребенка появляется обобщенное отношение к себе и к миру, определяемое обобщенными эмоциональными представлениями. От бессознательного использования социально выработанных средств психической регуляции деятельности ребенок переходит к их сознательному применению[4].

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. В этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Ведущим видом деятельности в этот период остается игровая деятельность, мотивом которой является сама игра. Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ему смысл взаимоотношений между людьми в разных ситуациях. Основным видом игры является сюжетно - ролевая игра, в которой ребенок выступает как субъект социальной действительности.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь как средство общения. К 7 годам ребенок достаточно владеет устной речью. С помощью речи дошкольник рассказывает, делится своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично. Речь становиться орудием мышления и средством познания. Коммуникативные контакты в этот период начинают выходить за рамки конкретных ситуаций познания и личностных потребностей. В таких ситуациях перед дошкольником встает задача «как нужно себя вести». Это требует подчинения правилам.

М. И. Лисина рассматривает общение дошкольника со взрослым как своеобразный вид деятельности. Постепенно сотрудничество дошкольника со взрослым приобретает внеситуативный- познавательный характер, оно позволяет расширить рамки познание окружающего мира. К концу дошкольного возраста появляется высшая ступень общения со взрослыми-внеситуативно - личностная. Его основой является «чистое» общение без какой-либо деятельности. В разговорах преобладают темы о мире людей, их отношениях. С помощью такого общения ребенок приобретает нравственные нормы и правила взаимоотношений. Новые отношения с миром взрослых находят наиболее полное выражение в учебной деятельности младшего школьника. В 6-летнем возрасте учебная деятельность еще отсутствует, даже если дети учатся в школе. Можно говорить лишь о некоторых ее предпосылках. Самая непосредственная из них — появление специфического отношения к задачам как учебным, т. е. понимание того, что смысл их решения состоит не в получении результата, а в овладении обобщенным способом действий. Во взаимоотношениях со сверстниками в дошкольном возрасте также происходят изменения. В общении со сверстниками дети более раскованы. Форма общения со сверстниками внеситуативно -деловая. Общение развертывается на фоне сюжетно-ролевой игры, игр с правилами. В этот возрастной период переходят от соучастия к сотрудничеству, проявляется умение уступать друг другу, идти на компромисс.

Как было сказано выше, в своих исследованиях Л. И. Божович выделила психологическое «присвоение» ребенком своего нового социального статуса отражается в отказе от «дошкольных» ориентации и в формировании внутренней позиции школьника. Она характеризуется положительным отношением к школе и учению, стремлением к социально нормированным формам поведения, к овладению социально значимыми знаниями и умениями, признанием авторитета учителя как носителя социального опыта. Раньше всего появляется положительное отношение к школе, затем — ориентация на социально нормированные формы поведения, в последнюю очередь — на новое, специфически школьное содержание занятий, на учителя как проводника социального опыта. Хотя у 7-летних детей она может быть сформирована не в полном объеме[3].

На 7-м году начинает складываться обобщенная самооценка и ранний образ Я, включающий содержательное дифференцированное представление ребенка о себе, которые носят предвосхищающий характер: представления и оценки ребенка отражают не его реальные качества, а желаемые, ожидаемые им. Самооценка дошкольника носит эмоциональный характер. Он легко оценивает себя с положительной стороны и затрудняется отрицательно. Дети - дошкольники учатся оценивать себя как друга, как доброго, внимательного, старательного и т. д. К концу дошкольного возраста у ребёнок развивается способность делать выводы о своих достижениях, поступках. Эти психологические образования, как и социальные эмоции, актуализируются почти исключительно в беседе со взрослым и пока еще не играют существенной роли в регуляции деятельности.

В старшем дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другу - их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение школьника. Согласно А. Н. Леонтьеву на основе соподчинения мотивов у ребенка появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдельному мотиву. Соподчинение мотивов происходит первоначально в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В этот период складывается способность к волевому усилию.

Эмоциональное развитие дошкольника связано с прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. В исследованиях П. М. Якобсона отмечено, что у дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, заставляющее его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидя в своей деятельности не только интеллектуальный результат, но и эмоциональный.

Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу. На протяжении дошкольного периода складывается три основных вида действия восприятия: действия идентификации, действия отнесения и моделирующие действия.

В дошкольном возрасте увеличивается объем внимания. Внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. На протяжении дошкольного детства преобладает непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания у дошкольников происходит под руководством взрослого. В экспериментах Л. С. Выготского было показано, что развитие произвольного внимания происходит с усвоением средств управления- указательного жеста, слова взрослого.

Центральное место в психологическом развитии детей дошкольного возраста по мнению Л. С. Выготского лежит развитие памяти. Главное место в познавательных процессах занимает образная память. Основное содержание памяти детей дошкольного возраста составляют представления о предметах, явлениях, людях и т. п. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У детей 4-7 лет сохраняется зависимость запоминания от привлекательности материала. Этапы становления произвольной памяти были изучены З. М. Истоминой. В старшем дошкольном возрасте «память постепенно превращается в особую мнемическую деятельность, которая подчиняется специальной цели- запомнить, и для ее реализации опирается на специальные приемы и способы».

К 6 годам достигает высокого уровня развития наглядно-образное мышление, в частности способность к оперированию обобщенными, схематизированными образами. Эта способность развивается на протяжении всего дошкольного возраста и не может, следовательно, рассматриваться как специфическое новообразование «кризиса 7 лет». В качестве такого психологического новообразования выступает появление у ребенка нового — сознательного — отношения к символическим и знаковым средствам психической деятельности. Новое отношение резко расширяет возможности использования этих средств при решении разнообразных задач, прежде всего учебных[1].

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходит изменение и развитие в познавательной сфере. На основе наглядно-действенного мышления начинает развивается наглядно-образное мышление. Оно является доминирующим в этом возрасте. Формированию наглядно-образного мышления способствует подражание взрослому. Дети становятся способными к обобщению, основанном на опыте практической предметной деятельности. С старшем дошкольном возрасте дети становятся способными к решению сложных задач, требующих выделения связей и отношений между предметами, явлениями и действиями. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи объяснения замеченных явлений, рассуждает о них и делает выводы. А. В. Запорожец в своих работах показала, что развитие мышления дошкольника в смене отношения ребёнка познанию окружающей действительности. «Если к началу дошкольного возраста мышление связано с игровой и практической деятельностью, то к 5-6 годам развития начинают появляться познавательные задачи и интеллектуальные действия, направленные на их решение». Игра не исчезает из деятельности ребенка, а наоборот, в игре складываются познавательные задачи. И если в жизни детей достаточное место отводится сюжетно-ролевой игре, то игровой мотив полноценно удовлетворяется и на протяжении 7-го года жизни уступает ведущее место учебному и социальному. В противном случае он нередко остается одним из доминирующих, переносясь в неадекватную ему сферу учебы. К концу дошкольного детства создаются предпосылки для развития логического мышления. В своих исследованиях Ж. Пиаже сделал вывод, что ребенок научается находить ответы к решению задач при помощи действий со словами, другими знаками, сопоставляет и обобщает выводы, использует аналогии[2].

В дошкольном возрасте продолжается процесс накопления ребенком представлений о самом себе. Эти накопления пополняются благодаря разнообразию развития видов деятельности, общению со взрослыми и сверстниками. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок продолжает усваивать социальные нормы поведения, начинает понимать их значимость, у ребенка вырабатывается привычка проведения, эмоциональное отношение к этим нормам.

Кроме того, происходит развитие воли как способности к управлению своим поведением, формируется умение подчинять свои действия правилам и требованиям в решении задач, умение добиваться поставленной цели, преодолевая трудности

Окончание дошкольного возраста характеризуется кризисом 7 лет. Поведение ребенка становиться странным, немотивированным. Ребенок утрачивает наивность и детскую непосредственность. Причина этому, по мнению Л. С. Выготского, «лежит в недостаточной дифференцированности внешней и внутренней жизни ребёнка». Переживания ребенка становятся сложными и двойственными, примеряя на себя будущую роль школьника. В этот период ребенок начинает понимать, что означает «я радуюсь», «я обижен» и т. д. В период кризиса семи лет ребенок проявляет непослушание, упрямство, хитрости, часто ссорится со сверстниками. В период «кризиса 7 лет» складывается принципиально новый уровень регуляции деятельности. Это сознательная регуляция на основе плана, построенного с учетом социально заданных норм и социально выработанных средств[1].

Важным моментом в дошкольном возрасте в психологическом плане является психологическая готовность к школе. Как было нами отмечено выше, она включает в себя личностно-мотивационный компонент- развитие мотивационной сферы ребенка. Этот компонент заключается в развитии познавательных и социальных мотивов учения, в осознании ребенком своей новой роли в социуме - роли школьника.

Эмоционально-волевой компонент заключается в формировании у дошкольника произвольности поведения, волевых качеств.

Интеллектуальный компонент заключается в уровне сформированности у будущего школьника познавательных процессов.

Коммуникативный компонент проявляется в потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, умение общаться, а также способность исполнять роль ученика и выполять правила, установленные в коллективе. Коммуникативный аспект состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями, умении общаться со сверстниками и взрослыми на безконфликтной основе.

Таким образом, период дошкольного возраста является феноменальным возрастным периодом, во время которого происходит закладывание фундамента становления личности, характеризующийся стремительным развитием всей психических свойств. Дошкольный возраст характеризуется изменение социальной ситуацией развития. Изменяются взаимоотношения со взрослыми, происходит постепенное «отделение ребенка от взрослого», происходит постепенное осознания себя как субъекта окружающего мира. Возрастает самостоятельность ребенка в жизненных ситуациях. Возрастает произвольность поведения, которая проявляется в подражании поведению взрослых. Возникновение первичных этических поступков, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям и к самому себе. Ведущим видом деятельности остается игра. Через нее ребенок познает мир социальных отношений и этические нормы поведения.

Главным новообразованием дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школе.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Детская психология т. 4: собрание в 6 т; под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1994.

2. Кондакова Я. А. Психологические особенности готовности детей к школе. //ж. Образование и наука в России и за рубежом. 2016. №5. с. 5-15.

3. Максимова С. М. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школе // ж. Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы IX Mеждунар. науч. конф. С. : Асгард. 2016. с. 25-27.

4. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. 1988. : // https://www.studmed.ru (дата обращения 23.02.2018)

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности развития детей 6–7 лет
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 12:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД