Получи документы

Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы «На пороге школы»

Ольга Курченко
Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы «На пороге школы»

Цель практикума: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи:

• ознакомление родителей с основными аспектами понятия «психологическая готовность к школе»;

• обучение практическим приёмам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе;

Публикация «Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы „На пороге школы“» размещена в разделах

• ознакомление с играми, развивающими речевые способности (звуко-буквенный анализ, фонематический слух, связную речь) и познавательные психические процессы;

• предоставление практического опыта игрового партнёрства с детьми;

• акцентирование внимания на соучастии, сопереживании и поддержке ребёнка, а не на роли эксперта, оценивающего уровень его интеллектуального развития.

План практикума

1. Вводная часть. Игровое упражнение с мячом «Закончите фразу»

(5 мин).

2. Теоретическая часть. Мини-лекция педагога-психолога, учителя-логопеда (15 – 20 мин).

3. Практическая часть:

• встреча детей, выполнение упражнения «Давайте поздороваемся»

(3 мин);

• демонстрация фрагмента занятия по развитию речи и обучению грамоте

(15 мин);

• упражнение «Летит – едет – плывёт» (3 мин);

• игра «Графический диктант» (5 – 7 мин);

• упражнение «Рукавички» (5 – 7 мин);

4. Заключительная часть:

• упражнение «Связующая нить» (5 мин);

• рефлексия с родителями (5 мин).

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Необходимые материалы: мяч, картинки для речевых игр и упражнений (см. приложение 1, магнитная доска и магниты разноцветные+ для составления схемы (синий – 3 шт., красный – 2 шт., зеленый – 1 шт., листы бумаги в клетку (для графического диктанта, карандаши цветные, клубок шерстяных (желательно цветных) ниток, парные рукавички из бумаги (одна пара на семью, карточки с буквами «к», «ш», «л», «о», «а», разрезное Колумбово яйцо – 2 набора (см. приложение 2)

Ход практикума

1. Вводная часть

Приветственное слово ведущих, сообщение темы практикума.

Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение».

Инструкция. Педагог-психолог по очереди бросает родителям мяч, произнося начало предложения: «Для меня выражение «Ребёнок готов к школе» означает…». Участник, поймавший мяч, формулирует свой вариант окончания данного предложения.

2. Теоретическая часть. Мини-лекция педагога-психолога и учителя логопеда

Педагог-психолог: «Я хочу начать наш практикум словами выдающегося детского психолога Леонида Абрамовича Венгера. «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». В чём же суть «готовности»?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений, навыков ребёнка, но для успешной учёбы этого недостаточно. Надо не обучать ребёнка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

1) интеллектуальная готовность – ориентировка ребёнка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе, способность к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умение строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространённая ошибка. Усилия родителей направляются на «впихивание» в ребёнка всевозможной информации. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений;

2) волевая готовность – управление своими эмоциями, поведением, умение организовать своё рабочее место и поддерживать порядок на нём, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идёт не столько об умении слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый;

3) мотивационная готовность – принятие позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят.) Однако это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, наконец, потому, что в школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если он уже умеет хорошо читать, писать и считать;

4) социально-психологическая готовность – потребность в общении, умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию».

Учитель-логопед: «Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их:

1) сформированность звуковой стороны речи – владение правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп;

2) полная сформированность фонематических процессов – умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;

3) готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи – умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа «ауи»; анализ обратного слога (гласный – согласный) типа «ап»; умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки;

4) сформированность грамматических категорий и связной речи – правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением; умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных; умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.

Важно, чтобы родители вовремя обратили внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат».

Педагог-психолог: «Важно понять, что ребёнка лучшая подготовка к школе – это естественное желание играть, а не серьёзные занятия на заданную тему. Не гасите его интерес! Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее. Так давайте поиграем!»

3 Практическая часть

Ведущие вместе с родителями встречают и приветствуют детей.

1) Упражнение «Давайте поздороваемся»

Инструкция педагога-психолога: «Вместе со своими мамами и папами вставайте в круг. Будем здороваться необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – потереться носами, когда три раза – обняться. Будьте внимательны! Замечательно.

По дороге знаний предлагаю пройти.

Разные задания вас ждут на пути.

С ними справиться сумеете,

Будьте смелее и не робейте!

А мамы и папы вам помогут в пути

Дорогу знаний достойно пройти!»

ини

2) Демонстрация фрагмента занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Игра «Какой общий звук»

Цель: развитие слухового внимания, фонематических процессов

На магнитную доску выставляются по очереди картинки – самокат, кактус, сапоги, лиса, ананас, слон. Задача детей назвать все картинки и определить звук, который встречается во всех словах (звук с). Дети дают характеристику звуку «С» - твердый, глухой, согласный. При произнесении звука «С», губы в улыбки, зубы «заборчиком, корень языка выгибается, а кончик языка упирается в нижние зубы, при произнесении звука, если поставить ладошку к губам, выдыхаемая воздушная струя холодная.

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического восприятия, связной речи, внимания, памяти, мышления

На магнитной доске выставлены три крыши со схемой позиции звука в слове (начало, середина, конец). Детям раздаются картинки со звуком «Р» в разных позициях. Задача ребенка определить в какой позиции стоит звук в слове, прикрепить свой кирпичик к крыше домика и выполнить задание логопеда. К выполнению задания подключаются родители.

Задания:

1) Придумай предложение со своим словом;

2) Сколько слогов в твоем слове;

3) Каким звуком заканчивается (начинается) твое слово;

4) Посчитай изображенный предмет на твоем кирпичики до пяти;

5) Назови свой предмет ласково;

6) Скажи, а как правильно сказать, если этих предметов много;

Игра «Анализ слов»

Цель: формирования звуко-буквенного анализа

На магнитной доске две картинки «Кот» и «Кит», под картинками схема слов, но пустая. Задача детей назвать все звуки в словах по порядку и заполнить схему соответствующими по цвету магнитиками. (Кот – синий (звук К – согласный, твердый, красный (звук О – гласный, синий (звук Т – согласный твердый)

Примечание. За выполнение заданий в конце участники получают карточку с буквой «к».

3) Упражнение «Летит – едет – плывёт»

Инструкция учителя-логопеда: «Сейчас я буду называть различные предметы. Если предмет летит – машем руками над головой, если едет – топает ногами, если плывёт – разводим руками в стороны, плывём. Готовы? Будьте внимательны!»

Предметы: самолёт, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолёт, пароход, муха, поезд, дельфин, мотоцикл.

4) Игра «Колумбово яйцо»

Для справки. «Колумбово яйцо» - это головоломка, в которой детям предлагается из десяти геометрических фигур, на которые разбита плоская фигура в виде яйца, построить различные изображения. Из набора фигур можно сложить вполне осмысленные схематические фигурки, создать узоры или орнаменты. Выполняя задания, дети знакомятся с пропорциями, учатся ассоциировать силуэты с реальными предметами. Игра способствует развитию мышления, смекалки, фантазии, комбинаторских способностей. Кроме работы по инструкции, ребёнку предоставляется возможность самостоятельно фантазировать, изобретая новые контуры знакомых предметов.

Инструкция педагога-психолога: «Для следующего задания вам нужно разделиться на команды. Первая команда – дети, вторая – родители. Команда, которая быстрее выполнить задание, получит следующую карточку. Необходимо глядя на образец составить интересные фигуры-силуэты. При составлении фигур-силуэтов следует использовать все части, присоединяя одну к другой, но не накладывая их друг на друга… Молодцы!»

Примечание. По окончании игры команды получают карточки с буквами «ш», «л».

5) Упражнение «Графический диктант».

(Участников приглашают за столы).

Инструкция педагога-психолога: «Для выполнения следующего задания вам понадобится листок в клетку, простой карандаш и внимательность. Будем выполнять графический диктант и о, посмотрим какое животное у нас получится. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию.

3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 7 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 влево, 7 клеток вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вверх. Молодцы!»

Примечание. За графический диктант участники получают карточку с буквой «о».

6) Упражнение «Рукавички».

Инструкция педагога-психолога: «Перед вами пара рукавичек, вырезанных из бумаги. Нужно как можно быстрее и, главное, одинаково раскрасить рукавички».

Примечание. За выполнение задания участники получают карточку с буквой «а».

Учитель-логопед: «Молодцы! Вы выполнили все задания и собрали карточки. Предлагаю вам выложить из них слово, тогда мы узнаем, куда нас привела дорога знаний.

4 Заключительная часть

1) Упражнение «Связующая нить».

(Упражнение проводится в круге).

Инструкция. Передавая друг другу клубок ниток, дети заканчивают фразу «Когда я стану первоклассником, я хочу, чтобы мама и папа…», а родители – фразу «Когда (имя ребёнка) станет первоклассником, я буду…».

Упражнение выполняется одновременно родителями и детьми: сначала фразу продолжает ребёнок, затем его родитель. Таким образом, взрослые получают возможность услышать потребности и ожидания своих детей, а дети – эмоциональную поддержку от родителей.

2) Рефлексия с родителями.

Вопросы для обсуждения:

• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?

• Что нового, интересного узнали для себя?

• Когда у вашего ребёнка что-то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?

• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?

Ссылки на картинки

1. https://ok.ru/semeiniilogoped/topic/67372612903110

2. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=11285&pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0612%2F001032b1-6a831d12%2F2%2Fhello_html_68f20d25.jpg&rpt=simage

3. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE&stype=image&lr=11285&source=wiz&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FlFoZOo1ltpg%2Fmaxresdefault.jpg&rpt=simage&rlt_url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-91XKyr3raR0%2FT_sdATrOTFI%2FAAAAAAAABDY%2FJHM3Du7-CXs%2Fs1600%2F%25D1%258F%25D1%258F%25D1%2587%25D0%25B0%25D0%25B2.png&ogl_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FlFoZOo1ltpg%2Fmaxresdefault.jpg

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/11/12/didakticheskaya-igra-postroim-dom-na-zvuk-r

5. https://yandex.ru/search/?clid=2186620&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%BE%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C&lr=11285&redircnt=1559546427.1

6. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5&stype=image&lr=11285&source=wiz&p=5&pos=167&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fsdelala-sama.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-02%2F1454706503_srmehmohrcs.jpg

Публикации по теме:

Презентация «Психологическое сопровождение детей на пороге школы» из опыта работы “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться” /Л.

«Ребенок на пороге школы». Дискуссия с элементами практик с участием родителей ЦЕЛЬ: • Формирование активной педагогической позиции родителей; • построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие,.

Консультация «Шестилетки на пороге школы» «Шестилетки на пороге школы» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.

Консультация для родителей «На пороге школы. Причины школьных трудностей» Причины школьных трудностейПодготовила Педагог-психолог А. Л. Колупаева, Свердловская обл. ,г Верхняя Салда, МАДОУ №51 «Вишенка» Весна. Вот.

Памятка для родителей подготовительных групп «На пороге школы» Памятка для родителей: "На пороге школы". • Избегайте больших нагрузок на ребенка. • Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там.

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы детей Готовим руку к письму Наверное, первоклашкам труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи,.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ребенок на пороге школы» Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе.

Семинар-практикум для родителей «На пороге школы» Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы» Тема: Подготовка семьи к обучению в школе. Цель: Организация совместной.

Совместное итоговое мероприятие в подготовительной группе «На пороге школы» в конце учебного года Совместное итоговое мероприятие в подготовительной группе "На пороге школы" в конце учебного года. Воспитатель Моськина Галина Викторовна.

Тренинг для родителей подготовительной группы «На пороге школы» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: • познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы «На пороге школы»
Опубликовано: 25 июля 2019 в 15:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД