МААМ-картинки

Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации

Елена Савинкина
Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

Татарникова Н. Н., Савинкина Е. П.

МБДОУ «ДСОВ № 76», г. Братск

Создание положительных психолого-педагогических условий в период адаптации – это первое и, пожалуй, одно из самых важнейших направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении. От того как ребенок «проживет» эти первые дни в детском саду, как его встретят в его первом социальном коллективе во многом зависит не только его отношение к детскому саду, а иногда и даже его будущее развитие.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении работа по созданию таких условий для детей раннего и дошкольного возраста начинается до того как ребенок пойдет в детский сад.

Основная цель занятий в Клубе «Кроха» – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, раннее развитие детей, не посещающих детский сад, выстраивание партнерских отношений с родителями микрорайона. В основу работы положена программа «Кроха» пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет (авторы Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочеткова).

В ходе комплексного развития детей в Клубе «Кроха» решаются такие важные задачи, как:

1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

4. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и другие.

С учетом психофизических особенностей детей раннего возраста количество времени пребывания в группе определили 2 раза в неделю по 1,5-2 часа после дневного сна. Обязательным условием является присутствие на занятиях и ребенка и одного из родителей (мамы, папы или бабушки, дедушки).

Режим пребывания в Клубе в течении занятия – гибкий, родитель ребенка может сам (или по рекомендации руководителя Клуба) по самочувствию малыша прекратить занятие раньше. Особенно впервые дни для малышей много впечатлений – мы постепенно увеличиваем время пребывания и нагрузку в физкультурном зале.

В своей работе мы используем разнообразные наглядные материалы и пособия для разностороннего развития детей :

• Для познавательно-речевого развития детей,

• Для физического развития детей,

• Для художественно – эстетического развития детей,

• Для социально – личностного развития детей.

Большинство детей посещающих занятия в Клубе «Кроха» стали нашими постоянными воспитанниками, а их родители нашими большими друзьями. В дальнейшем наблюдая за адаптацией наших детей в условиях ДОУ, мы видим, что она проходит легко, ведь дети уже успели полюбить детский сад.

Но не только дети раннего возраста нуждаются в создании условий по адаптации, как показывает практика, из-за существующей очередности дети впервые попадают в детский сад в возрасте от 4 до 6 лет. Многим из них еще труднее адаптироваться в условиях ДОУ, чем малышам.

Разработанная нами программа поэтапного социального и личностного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути познания и самопознания направлена помочь ребенку дошкольнику адаптироваться в коллективе сверстников. Основа построения работы по программе это её ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, что способствует

Свою работу мы ведем в следующих направлениях: «Я среди других», «Что Я могу?», «Я и другие». В первом разделе программы: «Я среди других» решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них. Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, до-школьник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти различия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Надежным союзником в этом непростом деле - постижении себя - должен стать для ребенка взрослый.

Во втором разделе: «Что Я могу?» представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

В третьем разделе: «Я и другие» совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.

Организация занятий по данному направлению иметь как самостоя-тельный, так и «включенный» характер.

Для детей средней группы рекомендуется проводить игры и упражне-ния, включая их в другие виды занятий по курсам: «синтез искусств», «окружающий мир», а также раз в месяц проводить итоговую игру-занятие. Его целью является выявление результативности формирования у детей опыта самопознания, уровня самоотношения; возможна коррекция личностных затруднений дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте проводится одно занятие в неделю, наряду с играми и игровыми упражнениями, беседами с детьми на темы, связанные личностными и нравственными переживаниями. Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками, взрослыми.

В отличие от традиционных учебных занятий наши встречи с детьми проводятся в свободной форме: дети могут свободно перемещаться по ком-нате, занимать удобное положение на ковре, на стульях. Учитывая, что за-нятия строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных уп-ражнений, практически исключается умственная перегрузка.

Часть материала мы используем в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных занятий. В ходе игр и деятельности по собственному выбору воспитатель корректно управляет ею, не нарушая ее задуманного хода. И в то же время умело пользуется ситуациями, в которых фиксирует внимание детей на их чувствах и поступках, отношении к окружающему предметному и социальному миру. Часть занятий, к примеру, блока «Мир чувств, мир эмоций», по усмотрению педагога, может быть организована в форме вечеров развлечений, а также включена в другие занятия по дошкольной подготовке.

В результате работы дети знают:

• что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);

• что родители есть не только у людей, но и у животных и растений;

• название эмоциональных состояний человека;

• собственные возможности и характерные особенности;

• способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;

• что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.

Дети могут:

• понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;

• проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

• видеть друг в друге сходные черты и различия;

• проявлять эмпатию и толерантность;

• описывать свое настроение, понимать настроение других;

• осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;

• выражать свои чувства и понимать чувства другого;

• пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека;

• делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;

• анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них;

• находить конструктивное решение конфликта.

Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду, само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша, облегчения процесса адаптации. Требуется вовлечение в эту деятельность всех участников образовательного процесса, но именно педагог-психолог может стать тем «ангелом-хранителем», который может и должен осуществить эту миссию в развитии ребенка!

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения способного воспитанника ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОСОБНОГО ВОСПИТАННИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАДУГА» МДОУ.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ 1. Сведения о ребёнке Ф. И. ребёнка ___ Шифр ___ Возрастная группа.

Консультация «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…» Пояснительная записка Данная работа имеет своей целью изучить и обобщить теоретический материал по проблеме адаптации детей раннего возраста.

Психолого — педагогические и физиологические особенности детей 4–5 лет Слайд 1. Вашему вниманию представляю презентацию на тему: «Психолого – педагогические и физиологические особенности развития детей 4 - 5лет».

Психолого-педагогические основы развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Речевая готовность детей к обучению в школе как результат психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса г. Альметьевск МБДОУ №40 «Гуси- Лебеди» Воспитатель 2 кв. категории Новикова Юлия Владимировна. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации
Опубликовано: 18 декабря 2015 в 08:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД