Раиса Резникова
Психолого-педагогические особенности развития детей 3–4 лет
Психолого-педагогические особенности развития детей 3–4 лет
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
Публикация «Психолого-педагогические особенности развития детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет
Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.
В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.
Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.
Возраст с 3 до 4 лет является переломным для ребенка. Бывший ранее милым и послушным, он вдруг становится упрямым и своевольным. Видя такие перемены в поведении родители делают вывод, что избаловали ребенка и что-то упустили в его воспитании.
Чаще всего это не так. Проявление упрямства, излишний негативизм, отрицание всего и вся, это проявление индивидуальных психологических особенностей детей 3-4 лет. Через этот период развития личности проходит каждый ребенок. И этот период по настоящему необходим для него. Задача родителей правильно реагировать и осторожно корректировать поведение ребенка.
Создавайте ситуации в которых ребенок сможет проявить свою самостоятельность и в то же время научится чему-то новому. К примеру вы собираетесь в детский сад и ваш ребенок настаивает на том, чтобы вместо теплой шапки одеть летнюю панамку. На улице поздняя осень. Никакие ваши уговоры на ребенка не действуют и вы чувствуете, что вот-вот разразится скандал.
Чтобы не ссориться с ребенком позвольте ему выйти на улицу в этой панамке, но заранее предупредите что на улице холодно и он замерзнет. Теплую шапку возьмите с собой. На улице, когда ему станет холодно переоденете. Так вам удастся избежать истерики, и в то же время ваш ребенок поймет что летняя одежда не годится осенью или зимой. Потому, что в ней холодно.
Старайтесь не давить на ребенка, и в любой ситуации будьте ему опорой и поддержкой. Проявляя выдержку и спокойствие незаметно направляйте ребенка к верному решению. А главное, будьте для ребенка не только родителем, но и другом.