Лучший педагог года

Рабочая программа кружка по познавательной деятельности «Мир, в котором я живу» для детей младшей группы 3–4 лет

Любовь Петровна Коробкова
Рабочая программа кружка по познавательной деятельности «Мир, в котором я живу» для детей младшей группы 3–4 лет

Автор: воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад «Сказка» Коробкова Любовь Петровна.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цель, задачи, принципы, формы и методы

3. Расписание работы кружка

4. Техническое оснащение занятий

5. Учебный план работы кружка

6. Работа с родителями

7. Предполагаемые результаты

8. Список использованных источников

1. Пояснительная записка

«Ребенок это прежде всего эстет: он реагирует на внешность, на видимость, на очертания и формы».

И. Бродский

Публикация «Рабочая программа кружка по познавательной деятельности „Мир, в котором я живу“ для детей младшей группы 3–4 лет» размещена в разделах

«in medias res» - так звучит на латыни выражение «в середину вещей». Оно универсально подходит к теме нашего кружка : ознакомление с миром в котором мы живем.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности.

Работа нашего кружка поможет сформировать у детей целостное представление об окружающем мире. Вся деятельность делиться на три блока: «Мир природы», «Мир людей», Мир предметов». Каждая тема блока дается с усложнениями в соответствии с возрастной группой : в младшем возрасте у детей формируются элементарные знания о предметах и явлениях.

2. Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формировать у детей знания о живой и неживой природе;

Развивать инициативу, активность, самостоятельность;

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе;

Развивать предметные знания, умения и навыки экологической направленности;

Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение;

Расширять кругозор в процессе познавательно - исследовательской деятельности;

Развивать личностные качества (умение работать сообща, доводить начатое дело до конца, проявлять инициативу).

В процессе исследования - экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, ломается; высоко – низко - далеко; мягкий – твердый - теплый и т. д.)

Принципы, лежащие в основе программы :

• доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядность (наличие дидактических материалов);

• демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);

• научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Программа позволяет индивидуализировать игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Формы и методы:

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

• объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

• репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

• частично – поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);

Методы, в основе которых лежит форма организаций деятельности детей :

• фронтальный (одновременно со всеми детьми);

• индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

групповой (работа в парах, тройками и т. д.);

• индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

3. Расписание работы

Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь – май, одно занятие в неделю – во вторник во второй половине дня, длительностью 15 минут. Количество детей посещаемых кружок – 15 человек. Возраст детей : 3 – 4 года.

4. Техническое оснащение занятий

Для проведения занятий необходимо иметь: предметные картинки, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, дощечки, различные камешки, воздушные шарики, прозрачные емкости (подробнее см. в «Учебном плане»).

5. Учебный план работы кружка.

Перспективный план кружка

I II III IV

Октябрь Мир природы

Вода

«Узнаем, какая вода» «Разноцветная вода» «Кто живет в воде?» «Куда делась вода»

Ноябрь Песок

«Почему осенью бывает грязь» «Песочные струйки» «Свойства мокрого песка» «Чудесные фигурки»

Декабрь Воздух

«Что в пакете» «Игры с воздушным шариком» «Воздух в стакане» «Ветер по миру гуляет»

(Николаева, Дыбина)

Январь Мир людей

Я и моя семья

«Дерево держится корнями, а человек семьей» «Нет такого дружка, как родная матушка» «Всегда отец веселиться, когда хороший сын родиться» (Шорыгина)

Февраль Я – человек

«Вот какой я!» «Для чего нужны: глаза, руки, ноги, нос, и как их беречь» «В гостях у тети зубной щетки» «Путешествие воздушных человечков» (Шукшина)

Март Моя безопасность

«Таблетки детки, не конфетки» «А у нас дома газ» «Ни ночью, ни днем не играй с огнем» «Встреча с незнакомцем» (Шорыгина)

Апрель Мир предметов Дом, в котором я живу

«Многоэтажный и одноэтажный дом» Улица – твоя Твой поселок Твоя Родина (Шорыгина, Камритова)

Май Что нас окружает

Полезные вещи Я люблю свои игрушки Транспорт Посуда (столовый этикет)

Тематический план кружка

Октябрь

Тема Цели Оборудование Используемый источник

1 неделя «Узнаем, какая вода» Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой; третья с окрашенным жидким красителем; стаканчики для детей. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 5

2 неделя «Разноцветная вода» Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. Емкости с водой (5 банок, краски, палочки для размешивания, поднос с формочками, мелкие предметы (пуговицы, шарики). С. Н. Николаева

«Юный эколог» стр. 50

3 неделя «Кто живет в воде» Развитие познавательного интереса и воображения. Аквариум с рыбками, таз с водой, иллюстрации животных. О. В. Дыбина «Неизведанное

рядом» стр. 26

4 неделя «Куда делась вода?» Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Две мерные одинаковые ёмкости. см. пед копилку

Ноябрь

Тема Цели Оборудование Используемый источник

1 неделя «Почему осенью бывает грязь?» Познакомить с почвой; рассмотреть и потрогать землю: какого она цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая. Земля рыхлая, земля перемешанная с глиной (черствая, лейка, палочка для рыхления. см. пед копилку

2 неделя «Песочные струйки» Знакомство со свойством сухого песка – сыпучестью. Пластмассовая бутылка с отверстием в крышке, воронка, песок. см. пед копилку

3 неделя «Свойства мокрого песка» Ознакомление со свойствами песка (мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей). Песок, лейка с водой, формочки. см. пед копилку

4 неделя «Чудесные фигурки» Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. Песок, лейка, вода, пластмассовая лопатка, подставки для работы. см. пед копилку

Декабрь

Тема Цели Оборудование Используемый источник

1 неделя «Что в пакете?» Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Полиэтиленовые пакеты. О. В. Дыбина «Неизведанное

рядом» стр. 6

2 неделя «Игры с воздушным шариком и соломинкой» Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. Трубочки, емкость с водой; воздушные шарики (один надуть слабо, другой надуть сильно). О. В. Дыбина «Неизведанное

рядом» стр. 6-7

3 неделя «Воздух в стакане» Дать представление детям о том, что воздух не пропускает воду. Стакан, банка. см. пед копилку

4 неделя «Ветер по морю гуляет» Помочь детям обнаружить воздух. Таз с водой, модель парусника. О. В. Дыбина «Неизведанное

рядом» стр. 8

Январь

Тема Цели Оборудование Используемый источник

1 неделя Т. А. Шорыгина «Моя семья»

2 неделя «Дерево держится корнями, а человек семьей» Расширить представление о мире, разобраться в семейных отношениях; воспитывать добрые отношения к членам семьи Иллюстрации фотографий Т. А. Шорыгина «Моя семья»

3 неделя «Нет такого дружка, как родная матушка» Воспитывать уважение, учить заботиться о маме Выставка рисунков «Моя мама» Т. А. Шорыгина «Моя семья»

4 неделя «Всегда отец веселиться, когда хороший сын родиться» Воспитывать патриотические чувства Выставка фото «Папа мой самый лучший» Т. А. Шорыгина «Моя семья»

Февраль

Тема Цели Оборудование Используемый источник

1 неделя «Вот какой я!» Содействовать развитию любознательности, «аппетита» к приобретению знаний Шукшина: «Я и мое тело»

2 неделя «Для чего нужны: глаза, руки, ноги, нос, и как их беречь» Стимулировать познавательную активность каждого Шукшина: «Я и мое тело»

3 неделя «В гостях у тети зубной щетки» Содействовать приобретению знаний о правилах личной гигиены Шукшина: «Я и мое тело»

4 неделя «Путешествие воздушных человечков» (Шукшина) Давать знания о правилах сохранения собственного здоровья Шукшина: «Я и мое тело»

Март

Тема Цели Оборудование Используемый источник

1 неделя «Таблетки детки, не конфетки» Продолжать знакомить с техникой безопасности дома Картинки Т. А. Шорыгина «Беседы о безопасности»

2 неделя «А у нас дома газ» Знакомить детей с основными источниками опасности в быту Иллюстрации Т. А. Шорыгина «Беседы о безопасности»

3 неделя «Ни ночью, ни днем не играй с огнем» Содействовать развитию элементарных представлений о правилах безопасного поведения Иллюстрации Т. А. Шорыгина «Беседы о безопасности»

4 неделя «Встреча с незнакомцем» Развивать у детей осторожность к потенциально опасным ситуациям Иллюстрации Т. А. Шорыгина «Беседы о безопасности»

Апрель

Тема Цели Оборудование Используемый источник

1 неделя «Многоэтажный и одноэтажный дом» Помогать расширить познавательную сферу, воспитывать чувство патриотизма Иллюстрации Т. А. Шорыгина «Беседы о том кто где живет»

2 неделя «Улица – твоя» Расширять воображение, речь, память детей Фотографии улицы Пед копилка

3 неделя «Твой поселок» Продолжать давать знания о «малой» Родине Фотографии поселка Пед копилка

4 неделя «Твоя Родина» Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину Иллюстрации, карта России Т. А. Шорыгина «Наша Родина – Россия»

Май

Тема Цели Оборудование Используемый источник

1 неделя «Полезные вещи» Помогать детям усваивать правила безопасного поведения; дать детям знания о «полезных вещах» Инструменты О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»

2 неделя «Я люблю свои игрушки» Учить бережно относится к своим игрушкам Игрушки Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу» с. 131

3 неделя «Транспорт» Расширять детям кругозор: знания о транспорте Предметные картинки, игрушки – машинки Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу» с. 131

4 неделя «Посуда (столовый этикет)» Расширять знания детей о посуде. Познакомить с этикетом за столом Посуда Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу» с. 131

6. Взаимодействие с семьями воспитанников

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково – исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение к созданию познавательно – развивающей среды в группе.

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

• Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему : «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно – экспериментальной деятельности».

Оформление папки «Мои открытия».

Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку».

7. Предполагаемые результаты:

1. Создание предметно — развивающего пространства.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Развитие у детей активности, самостоятельной, творческой личности.

А также в результате игровых занятий дети научаться определять и различать: основные свойства воды, снега, песка, глины,

воздуха; уважительно относится к членам семьи, заботится о них; усвоили правила безопасного поведения.

8. Список используемых источников:

1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы.

2. Николаева С. Н. Юный эколог.

3. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу»

4. Шорыгина Т. А. «Беседы о том, кто где живет»

5. Шукшина С. «Я и мое тело»

Публикации по теме:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по познавательной деятельности «Мир, в котором я живу» для детей младшей группы 3–4 лет
Опубликовано: 8 января 2022 в 18:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД