Папки-передвижки

Рабочая программа по физической культуре для детей 5–7 лет с ОВЗ

Ирина Крупышева
Рабочая программа по физической культуре для детей 5–7 лет с ОВЗ

Рабочая программа по физической культуре для детей 5-7 лет с ОВЗ

«НА START!»

Пояснительная записка

Дошкольный период жизни - важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждается в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. По утверждению специалистов Научного центра здоровья детей РАМН, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования.

Публикация «Рабочая программа по физической культуре для детей 5–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах

В ходе  физкультурно-оздоровительного процесса были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ.

Анализ за последние годы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях  физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Наибольшие затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия; страдает техника выполнения основных движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии (стойка одной ноге, гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей (наклон и подъем  туловища,

прыжок в длину с места). Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно

усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Неточно выполняют дозированные упражнения, ритмические, ациклические и двигательные действия. У детей данной категории отмечается гипер- или гиподинамия, существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что данные причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. На основе мониторинга состояния здоровья и физического развития  было установлено, что для коррекции нарушений в психофизическом развитии у детей данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия. Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных  технологий.  

В свою очередь, организация физического воспитания детей 5-7 лет с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволит повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияет на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей.

2. Характеристика структуры программы

Программа является программой дополнительного образования, ориентирована на детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся детей, объему учебно-

тренировочной работы, нормативные требования по физической и технической подготовке.

Составлена по возрастным группам, которые охватывают два возрастных периода физического и психического развития дошкольников старшего дошкольный возраст от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к

школе группа). Группа первого года обучения формируется из детей 5 — 6 лет, имеющих допуск врача. Максимальная наполняемость групп 12 - 15 человек. Количество занятий 1 — 2 раза в неделю, продолжительностью — 25 минут.

Группа второго года обучения формируется из детей 6 — 7 лет, имеющих допуск врача. Максимальная наполняемость групп 15 человек. Количество занятий 2 раза в неделю, продолжительностью — 25 -30 минут.

Методологическое обеспечение базируется на основной образовательной программе дошкольного образования под редакцией Н. Вераксы, Т. Комаровой, М. Васильевой «От рождения до школы» с использованием работ известных представителей отечественной дошкольной (коррекционной) педагогики и психологии: С. Шевченко, Т. Осокиной, В. Алямовской, Е. Котышевой,  Е. Алябьевой, М. Чистяковой, М. Руновой, Т. Овчинниковой, Л. Баряевой и  других авторов. Данные технологии послужили основой для содержания непосредственно образовательной деятельности  по физической культуре с детьми с ОВЗ, которое имеет свои особенности проведения и тематического планирования.

3. Основные задачи:

Программый материал объединен в систему поэтапной физкультурной подготовки и предполагает решение следующих задач:

1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей.

3. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и

физическом совершенствовании.

4. Повышать уровень физической  подготовленности.

4. Методика и специфика проведения

Основной целью программы является развитие и коррекция психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Основным механизмом для решения задач  является выстроенная система коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной  работы, которая обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье дошкольников.

Формой организации во всех компонентах адаптивной физической культуры является непосредственно  образовательная деятельность, в

структуру которой включены сочетание и чередование основных видов движений,  коррекционные упражнения для развития общей и мелкой

моторики, физических качеств  с использованием специальных средств и методов адаптивной физической культуры: ОРУ общей и специальной направленности (с предметами и без предметов,  игровой мотивации с элементами фитбол-гимнастики и ритмопластики, логоритмики, пальчиковой гимнастики, игрового стретчинга, игр и игровых упражнений в сухом бассейне, подвижных игр.  

У детей данной категории проявляются трудности при выполнении упражнений по словесной инструкции. Исходя из этого, на начальных этапах проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре движения выполняются детьми по подражанию (по показу, далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на заключительном этапе - по словесной инструкции и повторению заданий непосредственно детьми. Возможно использование схем-моделей, замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения и др., что способствует развитию у дошкольников внимания, мышления, ориентировки в пространстве. Во время непосредственно образовательной деятельности по физической культуре дети должны не только слышать обращенную к ним речь, но и говорить сами, а также как можно больше двигаться.

В этой связи, на физкультурно-оздоровительных занятиях с детьми с ОВЗ применяются элементы логоритмики и пальчиковая гимнастика.

Использование кинезиологических тренировок (игровой стретчинг) приводит к положительным структурным изменениям в организме. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Применение кинезиологического комплекса позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость.

5. Учебно-тематический план занятий

№ Раздел программы Кол- вочасов

1-й год

обучения 2-й год

обучения

1. Основы знаний в процессе занятий

2. ОФП 20 % 20 %

3. Ритмическая гимнастика 15 % 15 %

4. Фитбол – гимнастика 15 % 15 %

5. Логоритмика 15 % 15 %

6. Игровой стретчинг 8 % 8 %

7. Игровые упражнения в сухом бассейне 8 % 8 %

8. Пальчиковая гимнастика 10 % 10 %

9. Подвижные игры 9 % 9 %

Итого 100 %

100 %

6. Типы занятий

Учебно-тренировочное : Подразумевается формирование умений, навыков, физических качеств, такой тип занятий составляет 50%.

Сюжетно-игровое: Открывает широкие возможности для воспитательной работы, способствует умственному и физическому развитию детей, стимулирует двигательную активность.

Комплексное занятие: Оно направлено на синтез различных видов деятельности. Решает задачи физического, интеллектуального и нравственного развития.

Контрольное занятие: Проводится в конце каждого полугодия и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовки и физического развития занимающихся.

7. Мониторинг физической подготовленности

Эффективность результата физической подготовленности детей позволяет оценить общероссийская система мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, разработанная Всероссийским НИИ физической культуры и спорта Центра ОМОФВ Департамента образования г. Москвы. Для экспресс-оценки физического развития дошкольников, были определены уровни физической подготовленности детей (высокий, средний, низкий, которые включают в себя виды испытаний, определяющие физические качества детей:

1. Приседания за 10 секунд - определение силовой и  статической  

выносливости;

2. Прыжок в длину с места - определение динамической силы;

3. Подъем туловища за 15 секунд - определение скоростно-силовой

выносливости;

4. Наклон в глубину- определение гибкости, измеряя подвижность

в позвоночнике и в тазобедренных суставах,

состояние связочно-мышечного аппарата;

5. Бег 30м  - определение быстроты и ловкости, общей выносливости;

6. Проба Воячека - определение координационных способностей.

8. Содержание материала

ОФП: Различные виды ходьбы, бега, построений, перестроений. ОРУ с предметами (мячи разного размера, скакалки, жгуты, резинки, гантели, утяжелители) и без предметов на развитие мышц конечностей и туловища из различных исходных положений (наклоны, махи, выпады, повороты, сгибание и разгибание рук, прыжки и т. д.).

Игровой стретчинг: Комплекс упражнений для растягивания определенных мышц в виде тематической игры, в который входит 8 -9 упражнений имитационного характера на различные группы мышц. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений, а сочетание динамический и статических упражнений является лучшим средством развития физических качеств.

Фитбол-гимнастика: Гимнастические упражнения: ходьба, бег, прыжки с мячом и на мяче из различных исходных положений. Составление связок и комбинаций на фитболе и с ним.

Упражнения массажа и самомассажа с использованием мяча.

Шаги классической аэробики, сидя на мяче: ходьба на месте, приставной шаг вперед-назад, вправо-влево, с поворотом, маршевые шаги со сменой ног,

подъем согнутой ноги, выпады, выбросы ног, прыжки ноги вместе-врозь, ходьба ноги вместе-врозь и т. д.

Ритмическая гимнастика: Различного вида ходьба, бег, ОРУ, прыжковые упражнения, имитационные движения, танцевальные движения (полька, перемещенный шаг, шаг с притопом) элементы народных плясок (веревочка, ковырялочка и т. д.). Составление композиций из основных элементов.

Логоритмика: Дыхательные, статические, гимнастические упражнения в сочетании с образными представлениями и простыми упражнениями на формирование основных видов движений с использованием речевой ритмики, игровые упражнения с речитативом.

Пальчиковая гимнастика: Игры и игровые упражнения с речевым сопровождением имитационного характера: «пальчики играют», «Грибы», «Овощи», «Мяч», «подними ладошки», «Белочки – зайчики», «Царапки», «Гимнастика для рук», «Кросс» и т. д.

Игровые упражнения в сухом бассейне: Гимнастические упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, лежа на животе. А так же дыхательная гимнастика, ходьба, упражнения на формирование правильной осанки, «плавание» и т. д.

Подвижные игры: Подвижные игры с большим мячом, игры и эстафеты с фитболом, подвижные игры и эстафеты с бегом, прыжками, ползанием, лазаньем, преодоление полосы препятствий.

9. Примерный план работы на квартал

Задачи:

1. Совершенствовать двигательные навыки детей.

2. Развивать физические качества, психические процессы.

3. Укреплять опорно-двигательный аппарат, функциональные системы организма.

4. Расширять двигательный опыт детей, развивать активность, уверенность, двигательную самостоятельность.

5. Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом, пропагандировать ЗОЖ.

сентябрь октябрь ноябрь

ОФП

Построение в шеренгу. Ходьба в колонне на носках руки в стороны, на пятках руки на пояс, подскоки перекатом с пятки на носок руки произвольно. Бег в колонне с поворотом, прыжками

(по сигналу). ОРУ без предметов Построение. Ходьба обычная, с различным положением рук, приставным шагом, галоп прямой. Бег в колонне с изменением темпа, с прыжками, с поворотом

(по сигналу). ОРУ

с б/мячом Построение в шеренгу. Ходьба пятки вместе-носки врозь, носки вместе- пятки врозь руки на пояс, в полуприседе, подскоки перекатом. Бег в колонне с остановкой, поворотом на 180

(по сигналу). ОРУ без предметов

Ритмическая гимнастика «Виноватая тучка» «Тропинка -торопинка» «Слоники и гномики»

Фитбол – гимнастика Прокатывания и броски мяча по прямой, различными способами в парах Упр. с мячом в парах

м/р «Кнопочка»

Сидя на мяче в медленном темпе упр. для плечевого пояса

Логоритмика «Колечко» «Змейка» «Лошадка»

Игровой стретчинг «Черепашка», «Веточка», «Гора», «Крокодил», «Кролик»,

«Бабочка», «Паучок»

Игровые упражнения в сухом бассейне Упражнения из И. п. стоя и сидя

Пальчиковая гимнастика «Гимнастика для рук» «Царапки» «Пальчики играют»

Подвижные игры «Ловишки с мячом»

«День и ночь» «Мяч водящему»

Работа с родителями Родительское собрание

Спортивно-музыкальное развлечение «Мы любим спорт»

Выставка рисунков «Я выбираю спорт»

10. Используемая литература

Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М. : Советский спорт, 2000.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий для детей 6-7 лет //Творческий центр – Сфера. Москва 2008 год//

Котышева Е. Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями // Творческий центр – Сфера, Санкт – Петербург, 2010 г. //

Коровина И. А. Особенности методики занятий адаптивной физической культурой с дошкольниками, имеющими задержку психического развития //Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Сборник научных трудов. – Волгоград: ВГАФК, 2008.

Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. / Под ред. Шапковой Л. В. – М: Советский спорт, 2002.

Чистякова М. И. Психогимнастика. / Под ред. М. И. Буянова. - М: Просвещение, Владос, 1995.

Ж. Фирилева, Е. Сайкина, «Фитнес-Данс» СПб, «Детство – Пресс», 2007 .

Т. Овчинникова, О. Черная, Л. Баряева, «Игры, занятия и упражнения с мячами», СПб, издательство КАРО,2010.

Е. Сулим «Занятия физкультурой. Игровой стретчинг для дошкольников», М,ТЦ Сфера, 2015.

Публикации по теме:

Конспект НОД по физической культуре для детей 5–6 лет. Фитбол-гимнастикаКонспект НОД по физической культуре для детей 5–6 лет. Фитбол-гимнастика Тема: «Смешарики». Цель: корректировать нарушения осанки у детей посредством гимнастических мячей (фитболов) Образовательные задачи: 1.

Конспект занятий по физической культуре для детей от 2 до 3 лет Программное содержание: упражнять детей в ходьбе по ограниченной плоскости, упражнять детей в действиях с предметами,ползании на четвереньках,.

Рабочая программа для детей 3–4 лет «Познавательное развитие» .

Рабочая программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Волшебная ниточка» Введение Рабочая программа дополнительного образования, в рамках кружка «Волшебная ниточка» (далее Программа) – нормативный документ МБОУ.

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Речетворчество» для детей 5–6 лет, старшая группа Составлена на основе парциальной программы «Развитие речи дошкольников» Ушаковой О. С. М. : «ТЦ СФЕРА», 2014. составители: воспитатель.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет) Пояснительная записка Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды.

Рабочая программа по кружковой работе «Волшебный колобок» для детей 3–5 лет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1», дошкольный уровень Рассмотрена: на методическом объединение дошкольного.

Рабочая учебная программа по разделу «Социально-нравственное воспитание» для детей 3–4 лет, 4–5 лет Н. В. Микляевой Содержание работы во I I младшей группе. Тематика занятий, Информационно-методическое обеспечение Задачи Предметно-пространственное обеспечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по физической культуре для детей 5–7 лет с ОВЗ
Опубликовано: 12 октября 2017 в 19:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД