Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников

Елена Хебнева
Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников

Пояснительная записка

Программа составлена воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ №4, г. Выкса, Нижегородской области Хебневой Е. А.

Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Уже с раннего возраста ребенок начинает чувствовать красоту окружающего мира. У него появляется чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведение искусства, богатство родной природы. Большое значение в формировании личности ребенка имеют разнообразные виды художественного творчества. Использование нетрадиционных способов рисования, может играть далеко не последнюю роль в развитии ребенка. Нетрадиционные техники рисования могут быть наиболее интересны и увлекательны для детей, так как предоставляют неограниченные возможности для выражения эмоций и впечатлений об окружающем мире.

Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Так, например, каждому ребенку будет интересно рисовать собственной ладошкой, мыльными пузырями, ставить кляксы на бумаге и превращать их в забавные рисунки. Несомненно, полезны и приятны для ребенка тактильные ощущения, которые он получает при работе с крупой, семенами растений, песком, различными видами бросового материала.

Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и рассчитана на детей старшего возраста. Материал распределен с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и расположен от простого к сложному.

Программа рассчитана на 1год. Предусматривает организацию работы с детьми непосредственно образовательной деятельности (НОД) с режимом проведения 1раз в неделю с сентября по май. Длительность НОД-- 25-30 минут.

Общее количество учебных часов – 36.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание

2. Художественное творчество

3. Коммуникация

4. Социализация

5. Музыка

6. Физическая культура

7. Безопасность

8. Здоровье

Актуальность программы :

- Обусловлена необходимостью воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, развивать чувство художественно- эстетического вкуса, творческую активность и целеустремленность.

Цель программы:

- Развитие творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

• Обучать приемам и способам изображения с использованием нетрадиционных техник рисования.

• Развивать творческий потенциал детей через специально созданную развивающую среду.

• Научить детей работать с разнообразными нетрадиционными материалами для изобразительной деятельности.

• Научить создавать свой неповторимый образ в рисунке, используя различные техники рисования.

• Развивать пространственное мышление, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.

• Формировать навыки коллективного творчества.

• Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

• Способствовать развитию внимания и усидчивости.

Предполагаемые результаты освоения программы:

• Устойчивый интерес у дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.

• Знание различных способов рисования.

• Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.

• Умение создавать композицию, подбирая наиболее подходящие изобразительные материалы.

Формы организации работы с детьми

• Беседа.

• Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.

• Знакомство с различными художественными материалами.

• Чтение стихов, загадок.

• Прослушивание музыкальных произведений.

• Подвижные, дидактические игры.

• Дыхательная, пальчиковая гимнастика.

• Занятия по изобразительной деятельности.

Тематическое планирование

Сентябрь

1. Рисование в технике кляксография обычная.

«Знакомство с кляксой»

- Загадки про кляксу.

- Дидактическая игра «Волшебный стул»

- Пальчиковая гимнастика «Осень, осень»

- Подвижная игра «Пузырь»

- Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»

Физкультминутка «Улыбнись»

2. Рисование в технике кляксография с трубочкой.

«Превращение кляксы»

- Стихи про кляксу

- Дидактическая игра «Подарок другу»

- Пальчиковая гимнастика «У зверей четыре лапы»

- Подвижная игра «Карлики и великаны»

- Дыхательная гимнастика «Волшебные слова»

- Физкультминутка «Упражненье повтори»

3. Изобразительная деятельность в технике пластилинография

«Летний сад»

- Стихи о лете

- Дидактическая игра «Посадим цветочки»

- Пальчиковая гимнастика «Уточка»

- Подвижная игра «Кто быстрее»

- Дыхательная гимнастика «Птичьи голоса»

- Физкультминутка «Удивляемся природе»

4. Аппликация из природного материала – листья, трава, семена растений. «На лесной поляне»

- Чтение рассказа о лесе

- Прослушивание музыки «Звуки природы»

- Дыхательная гимнастика «Ветер в лесу»

- Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

- Подвижная игра «Изобрази животное»

- Физкультминутка «Сильный ветер сосны крутит»

Октябрь

1. Рисование в технике Фроттаж «Красивые цветы»

- Загадки о цветах

- Дидактическая игра «Собери ромашку»

- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»

- Подвижная игра «Веселый цветок»

- Дыхательная гимнастика «Душистый цветок»

- Физкультминутка «Руки тянем в потолок»

2. Рисование в технике восковые мелки +акварель

«Осенний сад»

- Стихи о цветах

- Наблюдение за клумбой

- Пальчиковая гимнастика «В прятки пальчики играли»

- Дидактическая игра «Клумба»

- Дыхательная гимнастика «Сад- огород» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Рябинка»

3. Лепка из пластилина с использованием природного материала – палочки, трава, семена растений. «Козленок»

- Загадки о животных

- Чтение стихов о козленке

- Дидактическая игра «Чей малыш?»

- Пальчиковая гимнастика «Долго, долго мы лепили»

- Физкультминутка «Мишка»

4. Аппликация из природного материала – листья, семена растений.

«Птичий двор»

- Загадки о домашних птицах

- Рассматривание картин, иллюстраций

- Дидактическая игра «Цветные поляны»

- Пальчиковая гимнастика «Круглый год»

- Дыхательная гимнастика «Гуси»

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Ноябрь

1. Рисование поролоном

«Золотая осень»

- Чтение стихов об осени

- Рассматривание картин

- Прослушивание музыкальных произведений

- Пальчиковая гимнастика «Друзья- садоводы»

- Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»

- Физкультминутка «Желтая песенка»

2. Рисование вдвоем

«По замыслу»

- Чтение стихов

- Беседа «Ниши верные друзья»

- Подвижная игра «Карусель»

- Пальчиковая гимнастика «Овощи»

- Дыхательная гимнастика «Партизаны»

- Физкультминутка «Это легкая забава»

3. Пластилинография

«Осень в лесу»

- Беседа о лесе

- Чтение стихов об осени

- Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»

- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

- Дыхательная гимнастика «Гуси шипят»

- Физкультминутка «Листопад»

4. Аппликация – бумажные жгутики с использованием цветной бумаги или цветных салфеток.

«Необычные цветы»

- Беседа о цветах

- Загадки о цветах

- Дидактическая игра «В мире растений»

- Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»

- Дыхательная гимнастика «Насос» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Сказка про краски»

Декабрь

1. Рисование в технике свеча +акварель

«Зима»

- Загадки о зиме

- Стихи о зиме

- Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»

- Дидактическая игра «Птичья столовая»

- Дыхательная гимнастика «Лыжник»

- Физкультминутка «Я мороза не боюсь»

2. Рисование в технике монотипия предметная.

«Снеговик»

- Стихи про снеговика

- Дидактическая игра «Живое- неживое»

- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»

- Подвижная игра «Сделай фигуру»

- Дыхательная гимнастика «Обними плечики» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Скок-скок-скок»

3. Пластилинография.

«Новогодняя елка»

- Беседа о новогоднем празднике

- Чтение стихов о новогоднем празднике

- Пальчиковая гимнастика «Елочка»

- Подвижная игра «Дед Мороз»

- Дидактическая игра «Сочиняем сказку»

- Физкультминутка «Белые елочки»

4. Коллективная аппликация с использованием крупы и семян растений.

«Воробьи на дереве»

- Загадки про воробья

- Дидактическая игра «Экологическое лото»

- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

- Дыхательная гимнастика «Дровосек»

- Физкультминутка «О чем пот воробушки»

Январь

1. Рисование в технике монотипия пейзажная.

«Заснеженная улица»

- Беседа о зиме

- Прослушивание музыкальных произведений о зиме

- Подвижная игра «Два мороза»

- Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

- Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

- Физкультминутка «Белый пух»

2. Рисование в технике Фроттаж.

«Зимний пейзаж- снежинки танцуют»

- Чтение стихов о зиме

- Рассматривание картин, иллюстраций

- Подвижная игра «Мы- веселые ребята»

- Пальчиковая гимнастика «Белка»

- Дыхательная гимнастика «Большой маятник» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Белая зима»

3. Лепка из пластилина с использованием природного и бросового материала- палочки, песок, стаканчики из-под йогурта, целлофан.

«Зимнее дерево»

- Беседа о деревьях

- Чтение рассказов о зиме

- Дидактическая игра «Какие бывают растения?»

- Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

-Дыхательная гимнастика «Мы сегодня так играем» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «С неба падают снежинки»

4. Аппликация с использованием лоскутков ткани и бросового материала.

«Елочка-красавица»

- Чтение стихов о елочке

- Прослушивание музыкальных произведений

- Подвижная игра «Лесные тропинки»

- Дидактическая игра «Мы сложили песенку»

- Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»

- Физкультминутка «Рыжая лисичка»

Февраль

1. Рисование в технике свеча +акварель.

«Метелица»

- Наблюдения за изменениями в природе в конце зимы

- Рассматривание иллюстраций к сказкам

- Подвижная игра «Снежная карусель»

- Пальчиковая гимнастика «Разминка

- Дыхательная гимнастика «Ладошки» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «На дворе у нас мороз»

2. Рисование в технике точечный рисунок. Способ нанесения краски- снежинок – тонким концом кисточки или спички.

«Снегопад»

- Чтение стихов

- Рассматривание рисунков воспитателя

- Подвижная игра «Зима надоела»

- Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

- Дыхательная гимнастика «Старший брат» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Солнце землю греет слабо»

3. Пластилинография

«Плывет, плывет кораблик»

- Чтение рассказов об армии и солдатах

- Дидактическая игра «Плоскостное конструирование Кораблик»

- Подвижная игра «Самый быстрый, самый ловкий»

- Пальчиковая гимнастика «Наша армия»

- Дыхательная гимнастика «Шаги» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Царь-горох»

4. Аппликация из бросового материала + крупа.

«Моя любимая игрушка»

- Чтение стихов «Игрушки»

- Рассматривание игрушек

- Рассказывание о любимой игрушке

- Дидактическая игра «Наряди Машу»

- Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

- Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»

Март

1. Рисование в технике восковые мелки +акварель.

«Портрет любимой мамочки»

- Беседа о маме

- Рассматривание фотографий мам

- Стихи о маме

- Дидактическая игра «Придумай портрет»

- Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Физкультминутка «Оранжевая песенка»

2. Рисование в технике оттиск смятой бумагой.

«Букет для мамы»

- Чтение рассказа о маме

- Прослушивание музыкальных произведений

- Рассматривание альбомов «Цветы»

- Дыхательная гимнастика «Песенка колокольчика»

- Пальчиковая гимнастика «Цветок проснулся»

- Физкультминутка «На лугу растут цветы»

3. Лепка из пластилина с использованием бросового материала – палочки, фантики, травка.

«Петушок»

- Загадки о петушке

- Чтение стихов о петушке

- Рассматривание иллюстраций в книгах

- Дыхательная гимнастика «Петушок»

- Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

- Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука»

4. Объемная аппликация в технике смятая бумага.

«Черепашка»

- Загадки о диких животных

- Рассматривание рисунков, фотографий

- Просмотр мультфильма «Львенок и черепаха»

- Дидактическая игра «Экологическая цепочка»

- Пальчиковая гимнастика «Черепашка»

- Физкультминутка «А над морем мы с тобой»

Апрель

1. Рисование зубной щеткой.

«Ветер по морю гуляет»

- Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина

- Рассматривание иллюстраций

- Подвижная игра «Морские обитатели»

- Пальчиковая гимнастика «Волна»

- Дыхательная гимнастика «Пароход»

- Физкультминутка «Что там чудится в тумане»

2. Рисование ватными палочками.

«Первоцветы»

- Чтение стихов о цветах

- Рассматривание альбомов, фотографий

- Дидактическая игра «Какие бывают растения»

- Пальчиковая гимнастика «Улитка»

- Дыхательная гимнастика «Любопытная Варвара» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»

3. Лепка из соленого теста.

«Весенний ковер»

- Чтение стихов о весне

- Рассматривание картин на тему «Весна»

- Прослушивание музыкальных произведений

- Дидактическая игра «Цветовое лото»

- Пальчиковая гимнастика «Встреча»

- Физкультминутка «Руки подняли и по качали»

4. Аппликация объемная с элементами оригами.

«Расцвели тюльпаны»

- Загадки о цветах

- Наблюдение за цветами

- Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»

- Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»

- Дыхательная гимнастика «Кошка» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Наши алые цветки»

Май

1. Рисование по мокрому.

«Дождь»

- Загадки о явлениях природы

- Подвижная игра «Солнышко и дождик»

- Дидактическая игра «Четыре стихии»

- Пальчиковая гимнастика «Дождик»

- Дыхательная гимнастика «Спрятался в воду»

- Физкультминутка «Теплоход»

2. Рисование в технике коллаж (рисование мыльными пузырями, восковыми мелками, ватными палочками, фроттаж)

«Букет в вазе»

- Беседа о цветах

- Рассматривание картин, рисунков

- Дидактическая игра «Собери букет»

- Пальчиковая гимнастика «Паучок»

- Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»

- Физкультминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

3. Пластилинография.

«Майский день»

- Беседа о весне

- Загадки о весне

- Прослушивание музыкальных произведений

- Пальчиковая гимнастика «Пчелки»

- Дыхательная гимнастика «Блюдце с медом»

- Физкультминутка «Встали дети ровно в круг»

4. Аппликация объемная в технике скатывание бумаги.

«Яблоня в цвету»

- Чтение стихов

- Наблюдение за цветущим садом

- Рассматривание картин

- Дыхательная гимнастика «Душистая сирень»

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

- Физкультминутка «Пчелки в домиках сидят»

Литература

• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб.:КАРО. 2008.

• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007.

• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991,№2

• Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, №9

• Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987.

• Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство «Просвещение», 2010.

• Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис- прогресс. 2009.

• Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. Москва АЙРИС ПРЕСС 2004.

• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012.

• Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий 2003», 2011,- 16с.

• Перевертень И. Г. Мозаика из круп и семян. АСТ, Сталкер. 2007.

• Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Материалы Интернет.

Образцы работ:

Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников

Ц. Миша 6 лет "Яблоня в цвету" Аппликация в технике скатывание бумаги.

М. Марина 6 лет "Букет" в технике фроттаж

Г. Артем 6 лет. "Букет" в технике фроттаж

С. Ксюша 6 лет "Букет для мамы" рисование матой бумагой.

Г. Соня 6лет "Осень в лесу" восковые мелки +акварель.

Н. Даша 6 лет "Снегопад" точечный рисунок

К. вика 6 лет "Елочка красавица" Аппликация из ткани и бросового материала.

М. Алина 6 лет "черепашка" Аппликация объемная- мятая бумага.

Я. Агата 6 лет "Майский день" пластилинография.

Р. Степа 6 лет "Первоцветы" рисование ватными палочками.

Ф. Настя 5 лет "Ветер по морю гуляет" рисование зубной щеткой.

Б. Катя 6 лет "Метелица" свеча + акварель.

Коллаж (рисование мыльнымипузырями, фроттаж, рисование ватными палочками, восковые мелки).

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников
Опубликовано: 8 августа 2013 в 22:35
+202Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 183.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о проведении досуга «Как мы встречали День Земли»
Как мы встречали День Земли Недавно ребята нашей группы с огромным интересом проживали всё, что связано с загадочным космосом и жизнью на нашей планете...
Коллективная лепка по мотивам сказок народов севера «Важенка и оленята» в старшей...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всегда рада встрече с вами на своей страничке! Сегодня хочу представить вашему вниманию материал , который мы использовали...
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...