Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников

Елена Хебнева
Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников

Пояснительная записка

Программа составлена воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ №4, г. Выкса, Нижегородской области Хебневой Е. А.

Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Уже с раннего возраста ребенок начинает чувствовать красоту окружающего мира. У него появляется чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведение искусства, богатство родной природы. Большое значение в формировании личности ребенка имеют разнообразные виды художественного творчества. Использование нетрадиционных способов рисования, может играть далеко не последнюю роль в развитии ребенка. Нетрадиционные техники рисования могут быть наиболее интересны и увлекательны для детей, так как предоставляют неограниченные возможности для выражения эмоций и впечатлений об окружающем мире.

Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Так, например, каждому ребенку будет интересно рисовать собственной ладошкой, мыльными пузырями, ставить кляксы на бумаге и превращать их в забавные рисунки. Несомненно, полезны и приятны для ребенка тактильные ощущения, которые он получает при работе с крупой, семенами растений, песком, различными видами бросового материала.

Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и рассчитана на детей старшего возраста. Материал распределен с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и расположен от простого к сложному.

Программа рассчитана на 1год. Предусматривает организацию работы с детьми непосредственно образовательной деятельности (НОД) с режимом проведения 1раз в неделю с сентября по май. Длительность НОД-- 25-30 минут.

Общее количество учебных часов – 36.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание

2. Художественное творчество

3. Коммуникация

4. Социализация

5. Музыка

6. Физическая культура

7. Безопасность

8. Здоровье

Актуальность программы :

- Обусловлена необходимостью воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, развивать чувство художественно- эстетического вкуса, творческую активность и целеустремленность.

Цель программы:

- Развитие творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

• Обучать приемам и способам изображения с использованием нетрадиционных техник рисования.

• Развивать творческий потенциал детей через специально созданную развивающую среду.

• Научить детей работать с разнообразными нетрадиционными материалами для изобразительной деятельности.

• Научить создавать свой неповторимый образ в рисунке, используя различные техники рисования.

• Развивать пространственное мышление, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.

• Формировать навыки коллективного творчества.

• Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

• Способствовать развитию внимания и усидчивости.

Предполагаемые результаты освоения программы:

• Устойчивый интерес у дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.

• Знание различных способов рисования.

• Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.

• Умение создавать композицию, подбирая наиболее подходящие изобразительные материалы.

Формы организации работы с детьми

• Беседа.

• Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.

• Знакомство с различными художественными материалами.

• Чтение стихов, загадок.

• Прослушивание музыкальных произведений.

• Подвижные, дидактические игры.

• Дыхательная, пальчиковая гимнастика.

• Занятия по изобразительной деятельности.

Тематическое планирование

Сентябрь

1. Рисование в технике кляксография обычная.

«Знакомство с кляксой»

- Загадки про кляксу.

- Дидактическая игра «Волшебный стул»

- Пальчиковая гимнастика «Осень, осень»

- Подвижная игра «Пузырь»

- Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»

Физкультминутка «Улыбнись»

2. Рисование в технике кляксография с трубочкой.

«Превращение кляксы»

- Стихи про кляксу

- Дидактическая игра «Подарок другу»

- Пальчиковая гимнастика «У зверей четыре лапы»

- Подвижная игра «Карлики и великаны»

- Дыхательная гимнастика «Волшебные слова»

- Физкультминутка «Упражненье повтори»

3. Изобразительная деятельность в технике пластилинография

«Летний сад»

- Стихи о лете

- Дидактическая игра «Посадим цветочки»

- Пальчиковая гимнастика «Уточка»

- Подвижная игра «Кто быстрее»

- Дыхательная гимнастика «Птичьи голоса»

- Физкультминутка «Удивляемся природе»

4. Аппликация из природного материала – листья, трава, семена растений. «На лесной поляне»

- Чтение рассказа о лесе

- Прослушивание музыки «Звуки природы»

- Дыхательная гимнастика «Ветер в лесу»

- Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

- Подвижная игра «Изобрази животное»

- Физкультминутка «Сильный ветер сосны крутит»

Октябрь

1. Рисование в технике Фроттаж «Красивые цветы»

- Загадки о цветах

- Дидактическая игра «Собери ромашку»

- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»

- Подвижная игра «Веселый цветок»

- Дыхательная гимнастика «Душистый цветок»

- Физкультминутка «Руки тянем в потолок»

2. Рисование в технике восковые мелки +акварель

«Осенний сад»

- Стихи о цветах

- Наблюдение за клумбой

- Пальчиковая гимнастика «В прятки пальчики играли»

- Дидактическая игра «Клумба»

- Дыхательная гимнастика «Сад- огород» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Рябинка»

3. Лепка из пластилина с использованием природного материала – палочки, трава, семена растений. «Козленок»

- Загадки о животных

- Чтение стихов о козленке

- Дидактическая игра «Чей малыш?»

- Пальчиковая гимнастика «Долго, долго мы лепили»

- Физкультминутка «Мишка»

4. Аппликация из природного материала – листья, семена растений.

«Птичий двор»

- Загадки о домашних птицах

- Рассматривание картин, иллюстраций

- Дидактическая игра «Цветные поляны»

- Пальчиковая гимнастика «Круглый год»

- Дыхательная гимнастика «Гуси»

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Ноябрь

1. Рисование поролоном

«Золотая осень»

- Чтение стихов об осени

- Рассматривание картин

- Прослушивание музыкальных произведений

- Пальчиковая гимнастика «Друзья- садоводы»

- Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»

- Физкультминутка «Желтая песенка»

2. Рисование вдвоем

«По замыслу»

- Чтение стихов

- Беседа «Ниши верные друзья»

- Подвижная игра «Карусель»

- Пальчиковая гимнастика «Овощи»

- Дыхательная гимнастика «Партизаны»

- Физкультминутка «Это легкая забава»

3. Пластилинография

«Осень в лесу»

- Беседа о лесе

- Чтение стихов об осени

- Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»

- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

- Дыхательная гимнастика «Гуси шипят»

- Физкультминутка «Листопад»

4. Аппликация – бумажные жгутики с использованием цветной бумаги или цветных салфеток.

«Необычные цветы»

- Беседа о цветах

- Загадки о цветах

- Дидактическая игра «В мире растений»

- Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»

- Дыхательная гимнастика «Насос» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Сказка про краски»

Декабрь

1. Рисование в технике свеча +акварель

«Зима»

- Загадки о зиме

- Стихи о зиме

- Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»

- Дидактическая игра «Птичья столовая»

- Дыхательная гимнастика «Лыжник»

- Физкультминутка «Я мороза не боюсь»

2. Рисование в технике монотипия предметная.

«Снеговик»

- Стихи про снеговика

- Дидактическая игра «Живое- неживое»

- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»

- Подвижная игра «Сделай фигуру»

- Дыхательная гимнастика «Обними плечики» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Скок-скок-скок»

3. Пластилинография.

«Новогодняя елка»

- Беседа о новогоднем празднике

- Чтение стихов о новогоднем празднике

- Пальчиковая гимнастика «Елочка»

- Подвижная игра «Дед Мороз»

- Дидактическая игра «Сочиняем сказку»

- Физкультминутка «Белые елочки»

4. Коллективная аппликация с использованием крупы и семян растений.

«Воробьи на дереве»

- Загадки про воробья

- Дидактическая игра «Экологическое лото»

- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

- Дыхательная гимнастика «Дровосек»

- Физкультминутка «О чем пот воробушки»

Январь

1. Рисование в технике монотипия пейзажная.

«Заснеженная улица»

- Беседа о зиме

- Прослушивание музыкальных произведений о зиме

- Подвижная игра «Два мороза»

- Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

- Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

- Физкультминутка «Белый пух»

2. Рисование в технике Фроттаж.

«Зимний пейзаж- снежинки танцуют»

- Чтение стихов о зиме

- Рассматривание картин, иллюстраций

- Подвижная игра «Мы- веселые ребята»

- Пальчиковая гимнастика «Белка»

- Дыхательная гимнастика «Большой маятник» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Белая зима»

3. Лепка из пластилина с использованием природного и бросового материала- палочки, песок, стаканчики из-под йогурта, целлофан.

«Зимнее дерево»

- Беседа о деревьях

- Чтение рассказов о зиме

- Дидактическая игра «Какие бывают растения?»

- Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

-Дыхательная гимнастика «Мы сегодня так играем» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «С неба падают снежинки»

4. Аппликация с использованием лоскутков ткани и бросового материала.

«Елочка-красавица»

- Чтение стихов о елочке

- Прослушивание музыкальных произведений

- Подвижная игра «Лесные тропинки»

- Дидактическая игра «Мы сложили песенку»

- Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»

- Физкультминутка «Рыжая лисичка»

Февраль

1. Рисование в технике свеча +акварель.

«Метелица»

- Наблюдения за изменениями в природе в конце зимы

- Рассматривание иллюстраций к сказкам

- Подвижная игра «Снежная карусель»

- Пальчиковая гимнастика «Разминка

- Дыхательная гимнастика «Ладошки» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «На дворе у нас мороз»

2. Рисование в технике точечный рисунок. Способ нанесения краски- снежинок – тонким концом кисточки или спички.

«Снегопад»

- Чтение стихов

- Рассматривание рисунков воспитателя

- Подвижная игра «Зима надоела»

- Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

- Дыхательная гимнастика «Старший брат» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Солнце землю греет слабо»

3. Пластилинография

«Плывет, плывет кораблик»

- Чтение рассказов об армии и солдатах

- Дидактическая игра «Плоскостное конструирование Кораблик»

- Подвижная игра «Самый быстрый, самый ловкий»

- Пальчиковая гимнастика «Наша армия»

- Дыхательная гимнастика «Шаги» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Царь-горох»

4. Аппликация из бросового материала + крупа.

«Моя любимая игрушка»

- Чтение стихов «Игрушки»

- Рассматривание игрушек

- Рассказывание о любимой игрушке

- Дидактическая игра «Наряди Машу»

- Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

- Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»

Март

1. Рисование в технике восковые мелки +акварель.

«Портрет любимой мамочки»

- Беседа о маме

- Рассматривание фотографий мам

- Стихи о маме

- Дидактическая игра «Придумай портрет»

- Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Физкультминутка «Оранжевая песенка»

2. Рисование в технике оттиск смятой бумагой.

«Букет для мамы»

- Чтение рассказа о маме

- Прослушивание музыкальных произведений

- Рассматривание альбомов «Цветы»

- Дыхательная гимнастика «Песенка колокольчика»

- Пальчиковая гимнастика «Цветок проснулся»

- Физкультминутка «На лугу растут цветы»

3. Лепка из пластилина с использованием бросового материала – палочки, фантики, травка.

«Петушок»

- Загадки о петушке

- Чтение стихов о петушке

- Рассматривание иллюстраций в книгах

- Дыхательная гимнастика «Петушок»

- Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

- Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука»

4. Объемная аппликация в технике смятая бумага.

«Черепашка»

- Загадки о диких животных

- Рассматривание рисунков, фотографий

- Просмотр мультфильма «Львенок и черепаха»

- Дидактическая игра «Экологическая цепочка»

- Пальчиковая гимнастика «Черепашка»

- Физкультминутка «А над морем мы с тобой»

Апрель

1. Рисование зубной щеткой.

«Ветер по морю гуляет»

- Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина

- Рассматривание иллюстраций

- Подвижная игра «Морские обитатели»

- Пальчиковая гимнастика «Волна»

- Дыхательная гимнастика «Пароход»

- Физкультминутка «Что там чудится в тумане»

2. Рисование ватными палочками.

«Первоцветы»

- Чтение стихов о цветах

- Рассматривание альбомов, фотографий

- Дидактическая игра «Какие бывают растения»

- Пальчиковая гимнастика «Улитка»

- Дыхательная гимнастика «Любопытная Варвара» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»

3. Лепка из соленого теста.

«Весенний ковер»

- Чтение стихов о весне

- Рассматривание картин на тему «Весна»

- Прослушивание музыкальных произведений

- Дидактическая игра «Цветовое лото»

- Пальчиковая гимнастика «Встреча»

- Физкультминутка «Руки подняли и по качали»

4. Аппликация объемная с элементами оригами.

«Расцвели тюльпаны»

- Загадки о цветах

- Наблюдение за цветами

- Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»

- Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»

- Дыхательная гимнастика «Кошка» (А. Н. Стрельникова)

- Физкультминутка «Наши алые цветки»

Май

1. Рисование по мокрому.

«Дождь»

- Загадки о явлениях природы

- Подвижная игра «Солнышко и дождик»

- Дидактическая игра «Четыре стихии»

- Пальчиковая гимнастика «Дождик»

- Дыхательная гимнастика «Спрятался в воду»

- Физкультминутка «Теплоход»

2. Рисование в технике коллаж (рисование мыльными пузырями, восковыми мелками, ватными палочками, фроттаж)

«Букет в вазе»

- Беседа о цветах

- Рассматривание картин, рисунков

- Дидактическая игра «Собери букет»

- Пальчиковая гимнастика «Паучок»

- Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»

- Физкультминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

3. Пластилинография.

«Майский день»

- Беседа о весне

- Загадки о весне

- Прослушивание музыкальных произведений

- Пальчиковая гимнастика «Пчелки»

- Дыхательная гимнастика «Блюдце с медом»

- Физкультминутка «Встали дети ровно в круг»

4. Аппликация объемная в технике скатывание бумаги.

«Яблоня в цвету»

- Чтение стихов

- Наблюдение за цветущим садом

- Рассматривание картин

- Дыхательная гимнастика «Душистая сирень»

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

- Физкультминутка «Пчелки в домиках сидят»

Литература

• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб.:КАРО. 2008.

• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007.

• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991,№2

• Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, №9

• Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987.

• Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство «Просвещение», 2010.

• Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис- прогресс. 2009.

• Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. Москва АЙРИС ПРЕСС 2004.

• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012.

• Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий 2003», 2011,- 16с.

• Перевертень И. Г. Мозаика из круп и семян. АСТ, Сталкер. 2007.

• Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Материалы Интернет.

Образцы работ:

Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников

Ц. Миша 6 лет "Яблоня в цвету" Аппликация в технике скатывание бумаги.

М. Марина 6 лет "Букет" в технике фроттаж

Г. Артем 6 лет. "Букет" в технике фроттаж

С. Ксюша 6 лет "Букет для мамы" рисование матой бумагой.

Г. Соня 6лет "Осень в лесу" восковые мелки +акварель.

Н. Даша 6 лет "Снегопад" точечный рисунок

К. вика 6 лет "Елочка красавица" Аппликация из ткани и бросового материала.

М. Алина 6 лет "черепашка" Аппликация объемная- мятая бумага.

Я. Агата 6 лет "Майский день" пластилинография.

Р. Степа 6 лет "Первоцветы" рисование ватными палочками.

Ф. Настя 5 лет "Ветер по морю гуляет" рисование зубной щеткой.

Б. Катя 6 лет "Метелица" свеча + акварель.

Коллаж (рисование мыльнымипузырями, фроттаж, рисование ватными палочками, восковые мелки).

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Рисование
Автор публикации:
Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников
Опубликовано: 8 августа 2013 в 22:35
+202
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 183.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фото отчёт «Мои дети группы «Алёнушка» в ожидании праздника».
Добрый вечер, уважаемые друзья и коллеги! Представляю вашему вниманию небольшой фото отчёт. 30 ноября в нашем саду...
Мамочка милая, мама моя
День матери— праздник пока молодой, Но все ему рады, конечно, — Все, кто рожден под счастливой звездой, И мамы опеки сердечной! Мы в диких бегах суеты...
День Матери (фотоотчёт)
День Матери занимает особое место среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране. Ведь именно к этому празднику никто не может остаться...
Осенняя пора, очей очарование…
Вот и закончилась прекрасная осенняя пора, которая принесла в нашу жизнь много ярких красок и незабываемых впечатлений. Яркий багрянец листвы, щебет...
Конспект занятия по развитию умения взаимодействовать в паре «Подарим маме варежки»...
Цель: • Учить детей свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны; • выявление и развитие творческих способностей, фантазии, воображения...