Лучший педагог года

Рабочая программа по социализации детей-сирот

Елена Старостина
Рабочая программа по социализации детей-сирот

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Возрождение» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

(ГБУ ЦССВ «Возрождение»)

Рабочая программа

по социализации детей-сирот

Составитель:

воспитатель

Старостина Елена Николаевна

Москва 2021г

СОДЕРЖАНИЕ стр.

1. ВВЕДЕНИЕ…. 3

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА… 3

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…12

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….20

Введение

Публикация «Рабочая программа по социализации детей-сирот» размещена в разделах

Общеизвестны трудности адаптации выпускника ЦССВ к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях ЦССВ часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты.

Именно поэтому в настоящее время так важна работа по социализации воспитанников. ЦССВ имеют своей основной задачей социализацию личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников.

Для адекватного вхождения воспитанника центра в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.

Так что же делает человека человеком?

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40-50 г. г. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В различных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» - как самоактуализация Я-концепции. В отечественной психологии социализация разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, систематизирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институциализиронных образовательных системах. В силу объективных причин, изменений, происходящих в государстве, подходы к социализации также рассматриваются в несколько другом ракурсе. В настоящее время изучением проблемы социализации детей-сирот занимается А. В. Мудрик. Он рассматривает социализацию как процесс развития личности.

Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших ЦССВ в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Основной особенностью социализации воспитанников ЦССВ является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.

Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников центра отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

Общеизвестны трудности адаптации выпускника ЦССВ к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского учреждения часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, воспитательный потенциал учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. ЦССВ призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:

• позитивное отношение к людям;

• способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;

• потребность в труде как образе жизни;

• способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

ЦССВ имеют своей основной задачей оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

Для адекватного вхождения воспитанника центра в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.

Семейное воспитание. Для педагогов в учреждения особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Для ребенка, воспитывающегося вне семьи, значимыми аспектами социализации становятся коллектив сверстников, сотрудники центра или интерната. Следовательно, информация о социальных ролях : муж, жена, сестра, брат, тетя, дядя – может просто отсутствовать или быть искажена.

Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением домашнего хозяйства. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям семейной жизни, поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.

Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования готовности к семейной жизни, необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами.

Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.

У детей младшего школьного возраста необходимо развивать чувство товарищества, дружбы, достоинства, чести. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях.

В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте, обогащаются знания подростков о значении и ценностях семьи, углубляются и расширяются представления о своих обязанностях в семье, активно формируется чувство взрослости и самостоятельности.

В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания.

Психолого-педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни являются занятия-лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, занятия-практикумы, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.

Мораль и право. Правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В результате работы по правовому воспитанию у детей не только формируются правовые убеждения, но и вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты. Формирование гражданских качеств, необходимых для бесконфликтной интеграции в обществе. Следует отметить, что содержание программы не дублирует школьную программу по граждановедению, способствует развитию зрелого чувства гражданского самосознания и гражданской ответственности.

Профориентация. Среди целей и задач деятельности современного образовательного учреждения в условиях социально-экономического преобразования общества одной из ведущих становится проблема активизации профессионального самоопределения.

Выпускники Центра должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. В связи с этим необходимо проводить работу по профориентации воспитанников и подготовку воспитанников к профессиональному самоопределению. Психологические особенности воспитанников усложняют процесс их профессионального самоопределения. Трудности в профессиональном самоопределении подростков – воспитанников центра вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к детской неустроенности и неуверенности в себе. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.

У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными. Основные усилия в работе с детьми должны быть направлены на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, необходимо знакомить детей с миром профессий посредством игры, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий. У детей среднего школьного возраста необходимо выявлять и развивать специальные способности, подростка необходимо научить соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. В старшем школьном возрасте происходит изучение профессиональных предпочтений, ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. На данном этапе ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и физиологического ресурсов. Именно в этот период воспитанник должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь воспитанникам в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Профессиональное самоопределение для подростка – сложный и длительный процесс, который не сводится только к выбору профессии или учебного заведения, куда он будет поступать после школы. По сути, профессиональное самоопределение продолжается всю трудовую жизнь человека и включает в себя не только самоопределение на уровне отрасли предприятия, профессии, но и на уровне специальности, должности.

Эти разделы состоят из ряда занятий, каждое из которых рассчитано на 40-50 минут.

Форма занятий: беседы, игры, дискуссии, экскурсии, проекты, семинары-практикумы. Форма занятия выбирается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

На занятиях используется наглядный и дидактический материал.

Цель программы :

социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи программы :

1. формирование понятия о необходимости здорового образа жизни.

2. формирование социальной активности воспитанника.

3. формирование профессионально-трудовой готовности воспитанников.

4. формирование личностной готовности к самостоятельной жизни.

Программа рассчитана на 6 лет.

Темы первого и второго года занятий для детей младшего школьного возраста.

Темы третьего и четвертого года занятий для детей среднего школьного возраста.

Темы пятого и шестого года занятий для детей старшего школьного возраста.

Наиболее доступными формами являются беседы, утренники, игры деловые и ролевые, также используются дискуссии, форма круглого стола

Программа состоит из нескольких разделов:

1. Азбука кухни.

2. Твое здоровье.

3. Этикет.

4. Мораль и право.

5. Семейное воспитание.

6. Психологическая реабилитация и развитие.

7. Профориентация.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Сформированность у воспитанников понятия о необходимости здорового образа жизни:

• Наличие у воспитанников знаний о здоровом образе жизни;

• Умение построения связи своего здоровья с различными факторами;

• Наличие устойчивости к вредным привычкам.

2. Сформированность социальной активности воспитанника

• Знание и соблюдение норм поведения;

• Знание своего статуса

• Ориентированность в государственных институтах и экономической ситуации;

• Умение прогнозировать будущее.

3. Сформированность профессионально-трудовой готовности воспитанника

• Широкая информированность о профессиях;

• Умение составить учебно-профессиональный план;

• Понимание значимости трудовой деятельности;

• Наличие устойчивых избирательных интересов.

4. Сформированность личностной готовности к самостоятельной жизни

• Степень включенности в коллектив;

• Эмоционально-психологическая организация (оптимальность по психологическим показателям)

1 ГОД

РАЗДЕЛ ТЕМА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

АЗБУКА КУХНИ

- кухня, знакомство с бытовой техникой

- приготовление пищи

1. Стиральные машины. Обучение пользоваться ими. Правила машинной стирки.

2. Правила пользования газом и электроплитой.

1. Приготовление гарниров (рис, вермишель)

2. Правила обработки мясных продуктов и правила варки.

3. Приготовление бульонов и супов: суп с крупами, суп- пюре.

4. Изделия из теста: пирожки, ватрушки. Приготовление начинок для пирогов.

1

1

2

1

2

2

9

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ 1. Первая помощь при укусе насекомых и змей.

2. Первая помощь при переломах.

3. Первая помощь при поражении электрическим током.

4. Токсикомания.

5. Здоровый образ жизни. 1

1

1

2

2

7

ЭТИКЕТ 1. Поведение в гостях.

2. Признаки речевой культуры. Критика речи. Формы обращения к знакомым и незнакомым.

3. Сервировка праздничного стола.

4. Роль хозяйки и хозяина при приеме гостей. Умение принять и развлечь гостей. 2

2

1

2

7

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Человек и общество.

2. Гражданин и государство.

3. Проблемные ситуации:

• В чем состоит чувство ответственности, зачем оно необходимо человеку?

• Кто такой «гражданин» в вашем понятии, и какими чертами он должен обладать?

• Каким образом использование свобод одним человеком может ущемить права другого?

4. Человек и выбор жизненного пути.

1

1

3

2

7

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Семейные трудности.

2. Развод и его последствия.

(Дети без отца – беда или вина.

Нужно ли сохранять семью ради детей.)

3. Искусство быть матерью. К чему ведет невыполнение материнских обязанностей.

4. Доходы семьи. Из чего складываются доходы.

5. Умение зарабатывать деньги. Тратить или копить.

6. Бедность. Причины бедности 1

2

2

2

1

1

9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

Игры с использованием методов групповой психодрамы:

1. вводное занятие

2. «Лепешки»

3. «Анархия»

4. «Хаос»

5. «Тюрьма»

6. «Внутренний голос»

7. «испорченный телефон» (модификации)

Развитие коммуникативных навыков

1

2

3

3

2

2

3

__13___

28

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ 1. Требования человека к профессии и профессии к человеку.

2. Типы профессий по предмету труда.

3. Работа клуба «Человек с интересной профессией». 1

1

4

6

2 ГОД

РАЗДЕЛ ТЕМА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

АЗБУКА КУХНИ

- приготовление пищи 1. Обработка и разделка мяса. Правила варки, жаренья, тушения.

2. Приготовления блюд из мяса:

• плов;

• голубцы;

• пельмени;

• котлеты.

3. Супы:

• гороховый;

• щи;

• борщ;

• рассольник.

4. Печень отварная, жареная. 1

4

4

1

10

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ 1. В здоровом теле – здоровый дух.

2. Вред курения.

3. Вред алкоголя.

4. Токсикомания.

5. Наркомания.

6. ЗППП. Профилактика вен. заболеваний.

7. Профилактика незапланированной беременности. Аборты и их последствия.

1

1

1

1

1

1

1

7

ЭТИКЕТ 1. Взаимоотношения между девушкой и юношей.

2. Могут ли обидеть жесты (ролевая игра).

3. Культура общения в семье. 2

2

3

7

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Государство и право. Гражданские, экономические и социальные права граждан.

2. От преступления к наказанию. Как устроен и действует суд. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Декларация о правах человека.

4. Конвенция о правах ребенка. Права несовершеннолетних 2

3

2

3

10

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Семья и ее основные функции.

2. Семья – их структура, тип.

3. Неполные браки. Повторные браки.

4. Психологический климат и совместимость в семье.

5. Искусство быть супругами. Дискуссии:

• В чем смысл семейного счастья;

• В чем секреты идеального супружества;

• Как сохранить любовь

• Любовь и культура поведения влюбленных.

6. ситуативно-ролевые игры:

• Комплимент;

• Знакомство;

• Свидание.

• Грустное настроение;

• Раздраженность;

• Неприятности на работе;

• Кто здесь хозяин.

7. Дружная семья – решение различных жизненных ситуаций.

1

1

1

1

3

3

1

11

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ 1. социально-психологический тренинг :

• что такое эмпатия

• мой темперамент

• рефлексия

• невербальные средства общения

• вербальные средства общения

• индивидуальные техники общения

• качественные составляющие полноценного общения

• правила эффективного общения

• способы поведения и выхода из конфликтной ситуации

• методы групповой работы

3

2

3

3

2

2

2

3

4

4___

28

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ 1. Я и профессия.

2. «Хочу – могу – надо». Что важнее при выборе профессии.

3. Ошибки при выборе профессии.

4. Способности и профессиональная пригодность. 2

1

1

1

5

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амон Г. Психосоматическая терапия С-П. : Речь, 2000г.

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М. : Эксмо-Пресс, 2002г.

3. Арина Г. А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991г.

4. Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права. //Государство и право. – 1994.-№ 3.

5. Богданов Г. Т., Богданович Л. А., Полев А. М. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. – М. – 1991.

6. Винникот Д. В. Использование объекта. Антология современного психоанализа. М. : И-т РАН, 2000г.

7. Воспитание трудного ребенка / Под ред. М. И. Рожкова, М. :

ВЛАДОС, 2003 г. - 239 с.

8. Даренко Е. П. Азбука этикета. //М., 1996

9. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Под ред. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. -М. : «Гном и Д», 2001г.

10. Исаев психология больного ребенка. Лекции. С-Пб., 1993г.

11. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка, учебное пособие. -М. : Российское Педагогическое Агенство, 1997г.

12. Как решить жилищную проблему. //В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.

13. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М. – 1991.

Публикации по теме:

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по социализации детей-сирот
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 17:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД