МААМ-картинки

Рабочая программа «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»

Валентина Крунова
Рабочая программа «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и его творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видом деятельности.

Публикация «Рабочая программа „Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Как же помочь ребенку вырасти всесторонне развитой личностью?

Я считаю, что одним из эффективных средств формирования творческой личности являются продуктивные виды деятельности.

Рабата с различными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате которой дети дошкольного возраста могут не просто создавать разнообразные поделки и игрушки, выполнять плоскостные и объемные композиции, но и выражать свое отношение к окружающему.

В результате такой деятельности возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушки, сувенир, подарок для мамы.)

Под работой с различными материалами подразумевается интеграция нескольких видов изобразительной деятельности: аппликация и конструирование из бумаги, природного и бросового материалов и т. д. (ручной труд).

Такое объединение целесообразно, так как для создания разнообразных предметов используются одни и те же материалы и инструменты, применяются общие умения и навыки, используются при обучении одни и те же методы и приемы. Разнообразие материалов, используемых для создания изделий, повышает интерес к художественной деятельности.

Учитывая все выше сказанное, а также интересы детей и запросы родителей, была разработана программа по дополнительному образованию «Развитие художественного творчества детей 6-7 лет», которая способствует формированию детского творчества, позволяющая создавать интересные, эстетические композиции с использование различных материалов и технических умений и навыков.

Таким образом, интеграция различных видов художественной деятельности обеспечивает развитие речи познавательной деятельности детей, формирование коммуникативных навыков, социальных отношений, эмоциональной сферы, что закладывает основы успешного обучения в школе.

Цель данной программы – развитие творческих способностей в продуктивных видах изобразительной деятельности при работе с различными материалами.

Задачи:

вырабатывать необходимые практические умения и навыки при работе с различными материалами;

развивать воображение, мышление, познавательную активность;

развивать творческие способности детей при создании и реализации замысла;

стимулировать интерес с стимулированию и конструированию из различных материалов;

воспитывать интерес к ручному труду

формировать навыки сотрудничества

Основной формой реализации программы является непосредственно – образовательная деятельность детей, которая проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут.

Новизна программы заключается в проведении занятий по двум – трем видам деятельности (лепка и аппликация; аппликация, рисование, лепка; аппликация и ручной труд).

Интегрированность дает возможность показать детям художественный образ различными средствами выразительности и учит искать пути в творчестве, к созданию своего образа.

Форма проведения занятий: групповая, подгрупповая, а также программой предусмотрено и коллективное творчество. При этом используются методы и приемы, такие как:

показ образца;

рассматривание материала и выделение его особенностей;

объяснение технологии изготовления поделки;

метод сотворчества;

вопросы к детям;

указания, подсказки, поощрение;

использование литературных текстов;

анализ детских работ.

Для проведения контрольных срезов с целью выявления качества усвоения программы, используется диагностическая система, включающая в себя следующие виды диагностики:

вводная;

промежуточная;

итоговая.

Кроме того, сведения о качестве усвоения детьми учебного материала собирается в ходе:

плановых систематических наблюдений;

анализа детских работ

выставок детских работ.

1.2. Характеристики возраста детей 6 – 7 лет

В подготовительной группе (как и в предыдущих группах) на первый план выдвигается задача здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка.

Развитие двигательной сферы - одна из основных характеристик достижений ребенка. Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка.

Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры : режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация.

В продуктивных деятельностях старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.

Важный показатель развития ребенка - речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь : они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании.

Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие.

Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в различных деятельностях детей (игре, конструировании, изобразительной, литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности, при ознакомлении с различными областями действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика, в повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми. Становление данных видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка.

Для детей подготовительной группы, как и для детей старшей группы, основными средствами, определяющими развитие их умственных способностей, являются наглядные модели. В подготовительной группе происходит интериоризация действий наглядного моделирования.

1.3. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы составлены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также в соответствии с требованиями ФГОС к целевым ориентирам.

Планируемые результаты программы. В результате освоения программы ребенок :

проявляет устойчивый интереса к занятиям по созданию поделок из различных материалов;

владеет приемами и навыками при работе с различными материалами (бумага, ткань, природный материал, бросовый материал) и самостоятельно использует их в продуктивной деятельности;

хорошо развиты технические умения и навыки работы с ножницами;

проявляет творческое отношение к заданиям, работы отличаются оригинальностью.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание программы

Программа основана на интеграции таких видов изобразительной деятельности, как аппликация, нетрадиционные техники рисования, тестопластика. Также программой предусмотрено использование различных материалов (ткань, природный, бросовый материал)

Аппликация – способ получения изображения.

Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, растительных и природных материалов на материал – основу (фон). Материалом основой может служить картон, плотная бумага, дерево и т. д.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, обобщенность образа и формы.

Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Также аппликация тесно связана с сенсорным восприятием.

Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги :

- сгибание;

- вырезание;

- разрывание и обрывание;

- смятие и скручивание;

- наклеивание.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях дает бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи.

При выполнении поделок на ряду с базовыми, дети используют такие виды аппликации, как:

- обрывная,

- объемная.

Обрывная аппликация выполняется из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются не ровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.

Так же в работе дети используют такой способ аппликации, как декупаж. Слово «декупаж» обозначает «вырезать».

Декупаж – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, и именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы.

Сегодня самый популярный материал для декупажа – это трехслойные салфетки, отсюда и другое название «Салфеточная техника».

Техника выполнения работы заключается в следующем:

- из салфетки вырезается силуэт или декоративный мотив;

- составляется композиция;

- поверхность, которую нужно украсить, покрывается клеем ПВА;

- на слой клея выкладываются элементы, вырезанные из салфетки;

- сверху салфетка еще раз покрывается клеем ПВА или взбитым яичном белком.

При выполнении объемной аппликации дети используют технику «торцевания». Она состоит в том, что рельефное изображение создается на основе карандашного рисунка из множества мелких элементов, получивших название «торчок» (бумажный квадратик со стороной 1 см.). Каждый квадратик накручивается на стержень, обмакивается в клей и прижимается к картинке, заранее нарисованной карандашом. Сначала это делается по контору, а затем внутри изображения. Торцовочки нужно ставить очень плотно, чтобы получилось аккуратно. Есть несколько видов торцевания:

- торцевание на бумаге;

- торцевание на пластилине;

- торцевание на потолочной плитке.

Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо», также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д.

При выполнении фона для композиционных работ и для выполнения отдельных элементов композиции используются нетрадиционные техники рисования:

- набрызгивание;

- тампонирование;

- отпечатки листьев.

Набрызгивание – не простая техника. Ее суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменяет зубная щетка и стека, или жесткая кисть.

Щетку или кисть держим в левой руке, набираем краску и стекой (пальцем) будем водить по поверхности щетки (кисти) быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу…

Вот и все. Со временем капли станут мельче, будут ложится ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем.

Технику набрызгивания также можно сочетать с техникой «трафарет».

Тампонирование – это увлекательная техника как для малышей, так и для детей старшего дошкольного возрасти.

Тампон можно сделать из марли или поролона.

Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберем краску и легким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное.

Предпочтительнее использовать для печатания гуашь, так как эта краска достаточно густая и более равномерно ложится на губку. Этим способом можно сделать не только отдельные отпечатки в виде каких-то фигурок, когда вырезая губку, придают ей определенную форму (клише, но и создают фоны для работы с использованием техники аппликация или тонируют поверхность, придавая ей очень декоративный вид.

Этот творческий процесс очень захватывает детей, которые могут проявлять свою фантазию в столь несложном по исполнению процессе.

Подобным видом нетрадиционной техники рисования является техника – отпечатки листьев.

Оказывается что обычный, казалось бы лист (клена, тополя, дуба, березы) можно превратить в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка.

Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой ставится оттиск может быть цветной или белой.

Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги, аккуратно снимите его, взяв за «хвостик». Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у вас уже летает над цветком бабочка. Самые неожиданные образы могут возникнуть в сочетании данного приема и техники «по сырому». Для этого надо взять лист бумаги, смягчить его при помощи губки, а затем затонировать лист растения краской нужного оттенка и сразу же пропечатать на фоне. Для выразительности отпечатка, лист стоит смазать краской тоном выше, чем фон. А прикладывание чистого листика, дает мягкие и плавные очертания.

Тестопластика.

Поделки из теста – древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки: оно эластично, легко поддается обработке, изделия из него красивы и долговечны. Для приготовления теста возьмите 200 г. муки, 200 г. соли и 125 г. воды. Замесите тесто, чтобы оно не рассыпалось и не прилипало к рукам. Затем положите его в миску и поставьте на 30 мин. в холодильник. Охлажденное тесто нужно держать в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не высохло.

Чтобы окрасить соленое тесто, нужно добавить в него пищевые красители или гуашь нужного цвета и тщательно перемешать.

Готовое изделие необходимо хорошо высушить. Существуют несколько способов:

- сушка в духовке;

- воздушная сушка при комнатной температуре;

- комбинированная сушка ( она боле всего подходит для объемных изделий: изделие выдерживают несколько дней при комнатной температуре, затем досушивают в духовке).

Изделие также можно раскрашивать. Для этого используют гуашь, ее цвета наиболее яркие и стойкие. Краски не следует наносить слишком толстым слоем, поскольку после высыхания изделие может потрескаться.

Для лакировки изделия используют прозрачный лак. Лак не только придает блеск и законченность изделию, но предохраняет его от воздействия влаги, постепенного крашения.

Изделия из теста используют как дополнительные элементы при изготовлении поделок, панно.

При выполнении поделок дети так же используют природный материал.

Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться. А сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения.

Работая с природным материалом, не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к окружающему миру.

В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе.

В работе используются такие природные материалы как:

- засушенная листва;

- чешуйки шишек;

- стружка;

- семена овощей;

- косточки фруктов;

- скорлупа яиц;

- срезы веточек кустарников и деревьев.

Программой также предусмотрено использование бросового материала, имеющего разнообразную структуру. Изготовление поделок с использованием бросового материала предоставляет неограниченные возможности для поиска ребенком собственного решения поставленных задач, развивает способность видеть необычное в обычном.

Используемый материал:

- диски;

- баночки и бутылки из под молочных продуктов;

- старые фломастеры;

- капсулы от «киндер-сюрпризов»;

- фольга, фантики, обертки;

- синтепон, поролон, пенопласт и многое другое.

2.2. Планирование реализации программы

2.2.1. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план составлен с учетом:

- возрастных особенностей детей;

- комплексно-тематического планирования основной образовательной программы ДОУ.

Перспективно-тематический план работы с детьми 5 – 6 лет

Вид деятельности Темы занятий Кол-во занятий

сентябрь

Ручной труд «Здравствуй, студия!» (№1)

1

Аппликация «Цыплёнок с подсолнухом»

(№ 2-4)

3

октябрь Рисование, аппликация «Осенний букет»

(№ 5-8)

4

ноябрь Рисование, аппликация, лепка «Лесная поляна»

(№ 9-12)

4

декабрь Ручной труд с использованием различных материалов «Новогодняя игрушка» (№ 13-14)

2

Декупаж,рисование «Новогодняя открытка» (№15-16)

2

январь Декупаж, лепка, аппликация «Веселый снеговик»(№ 17-19)

3

февраль Декупаж, торцевание, аппликация «Прыг, да, скок»

(№ 20-23)

4

март Декупаж, лепка, аппликация, квиллинг «А теперь добавим ножек, получился осьминожек»

(№ 24-27)

4

апрель Декупаж, торцевание, аппликация, квиллинг «Весёлые мультяшки. Смешарики»

(№ 28-31)

4

май Декупаж, торцевание, квиллинг «Одуванчики –солнечные зайчики»

(№ 32-34)

3

Ручной труд с использованием различных материалов Поделки для малышей (№35)

1

2.2. Способы поддержки детской инициативы

Создание соответствующей возрасту разнообразной и периодически сменяющейся развивающейся среды.

Привлекать каждого ребенка к участию в оценке разных проявлений красоты.

Побуждать ребенка к определению, какое изображение ему больше нравится, объясняя свой выбор.

Создание эмоционального настроя, поддержка желания изобразить тот или иной объект.

Предоставлять ребенку возможность выбора средств (гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши и др.) изображения.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Поддерживать стремление родителей развивать художественную де-ятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семей-ного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрос-лых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения : занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр., творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать роди-телей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

План работы с родителями

№ Содержание работы Месяц Примечание

1

Индивидуальные консультации

сентябрь – май

Еженедельно

2

Наглядная информация: оформление выставок (текущих, тематических)

сентябрь – май

Ежемесячно

3 Оформление родительски уголков тема: «Словарь юного художника»

Мастер-класс «Цветные – ладошки»

сентябрь

4

Мастер - класс «Сувениры и подарки от матушки природы»

октябрь

-

5 Оформление родительски уголков тема: «Мастерим вместе с мамой. Поделки из желудей

ноябрь

Во всех возрастных группах

6 Мастер-класс «Новогодний интерьер»

декабрь Для родителей всех возрастных групп.

7 Мастер-класс «Сюрпризы на долгую память»

февраль Для родителей всех возрастных групп.

8 Оформление родительски уголков тема: «Мастерим вместе с мамой. Цветы из кругов»

март Для родителей всех возрастных групп.

9

Фото вернисаж

Май

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация образовательного процесса и организационно-педагогических условий

3.1.1. Организация образовательного процесса

Основной формой реализации программы является непосредственно образовательная деятельность детей, которая проводится один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 20 – 25м. Занятия проводятся в изостудии.

Форма организации занятий. Форма организации занятий зависит от поставленных задач и вида деятельности и может быть: групповой, подгрупповой и коллективное творчество.

Методы и приемы используемые при реализации программы : показ образца; рассматривание материала и выделение его особенностей; объяснение технологии изготовления поделки; беседа по теме занятий; метод сотворчества; вопросы к детям; указания, подсказки, поощрения; использование художественной литературы; анализ детских работ.

3.1.2. Способы проверки усвоения программы

Подведения итогов реализации программы проводится в виде диагностических заданий. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: в октябре и в мае. Диагностические задания направлены, во-первых на выявление уровня владения техническими умениями и навыками при работе с различными материалами, во-вторых на выявление творческого потенциала детей.

Показатели

Критерии оценки

Уровень

Технические навыки

Владение техническими умениями и навыками при работе с ножницами 3 балла – ребенок уверенно владеет ножницами, вырезывает плавно и точно.

6 баллов – высокий уровень;

3 – 5 баллов – средний уровень;

1 – 2 балла – низкий уровень

2 балла – движения ребенка недостаточно уверены, допускает отступления от контура.

1 балл – ребенок слабо владеет навыком работы с ножницами, вырезывает резкими движениями, не обращая внимания на контур.

Работа с разными видами материалов 3 балла – ребенок уверенно владеет различными приемами и навыками при работе с различными материалами и самостоятельно использует их в продуктивной деятельности.

2 балла – ребенок в недостаточной степени владеет умениями и навыками при работе с различными видами материалов, результат в работе достигается при минимальной помощи воспитателя.

1 балл – ребенок испытывает затруднения при действиях с различными материалами, прибегая к помощи воспитателя, работу выполняет однотипно.

Художественное творчество

Творческий подход к работе 3 балла – ребенок к выполнению задания относится творчески, работа отличается оригинальностью. 3 балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – низкий уровень

2 балла - ребенок выполняет работу по образцу, но старается внести дополнительные элементы.

1 балл – ребенок выполняет работу только по образцу

Уровень усвоения программы :

• 8 – 9 баллов – высокий;

• 4 – 7 баллов – средний;

• 1 – 3 балла – низкий.

Публикации по теме:

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа «Край родной» для детей старшего дошкольного возраста П Р О Г Р А М М А По предмету «Родной край» Для детей 5 лет СОСТАВИТЕЛЬ: Педагог дополнительного образования Л. Г. Чепенко.

Рабочая программа на тему «Дидактические игры как средство развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских.

Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Рабочая программа по теме «Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей с помощью аппликации из ткани» Пояснительная записка Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте.

Рабочая программа «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с животным миром» Пояснительная записка Актуальность темы Роль развития речи ребенка в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение ею перестраивает.

Рабочая программа «Школа любящих родителей» для родителей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная запискаСемья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью художественного творчества Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью художественного творчества». Известный педагог В. А. Сухомлинский.

Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста (предметно развивающая среда) Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 17:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД