Папки-передвижки

Работа над текстом в системе автоматизации звукопроизношения

Нина Тимофеева
Работа над текстом в системе автоматизации звукопроизношения

Работа над текстом в системе автоматизации звукопроизношения.

У детей с самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребёнка в целом.

Публикация «Работа над текстом в системе автоматизации звукопроизношения» размещена в разделах

Исправление нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. Различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, - дифференциация звуков.

Цель подготовительного этапа заключается в подготовке к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе формируются точные движения органов артикуляции, которые будут необходимы для произношения звука, идёт работа над дыханием, развитием фонематического слуха.

Цель постановки звука – добиться правильного звучания изолированного звука.

Автоматизация звука – закрепление правильного произношения звука путём постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения, стихи, рассказы и самостоятельную речь ребёнка.

Дифференциация звуков – это постепенная, последовательная работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам. Сначала звуки дифференцируются в изолированной позиции, затем в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах и собственной речи.

Подробнее остановимся на этапе автоматизации звука. Данная работа тоже осуществляется поэтапно: автоматизация в слогах, словах и фразовой речи. При работе над фразовой речью используем стихи, пословицы, поговорки и большую работу проводим над текстом.

Важная часть работы над автоматизацией звукопроизношения в работе над текстом является чёткое и ясное произношение звуков родного языка в словах, ответы на вопросы по содержанию прочитанного: как ребёнок понял содержание рассказа или сказки, последовательность событий. Он отвечает на поставленные логопедом вопросы по содержанию, чтобы понять причинно-следственные связи для полного пересказа рассказа, сказки. Приведём пример работы по рассказу «В саду».

В саду

Соня была в саду. В саду стояли стол и скамейка. Соня села на скамейку. Она стала рисовать. Нарисовала сад, над садом солнце. Рисунок был красивый.

1. Предлагается перед чтением текста проговаривать с ребёнком несколько слов из него с автоматизируемым звуком. (Стол, скамейка, солнце).

2. После чтения текста – уточнять с помощью вопросов к словам с изучаемым звуком – как ребёнок понял содержание. Вопросы и задания к текстам должны быть сформулированы таким образом, что все слова вопроса могут быть использованы при ответах на вопросы по содержанию текста, более того, в речи детей при ответе употребляется вся вопросительная конструкция без трансформации, только лишь посредством замены вопросительного слова, и дети легко усваивают этот приём. (Где была Соня? – Соня была в саду. Что стояло в саду? – В саду стояли стол и скамейка. Куда села Соня? – Соня села на скамейку. Что стала делать Соня? – Соня стала рисовать. Что она нарисовала? – Она нарисовала сад, над садом солнце. Какой получился рисунок у Сони? – Рисунок у Сони получился красивый.)

3. Затем предложить назвать слова из текста с заданным звуком, которые он запомнил. Каждое слово можно фиксировать фишкой, и определить место звука в этих словах, их слоговой состав. (Соня, сад, стол, скамейка, стала, рисовать, нарисовала, сад, солнце, рисунок).

4. Исправить неправильно произнесённые логопедом слова. Это упражнение направлено на устранение ФФН (фонетико-фонематической недостаточности) и формирование навыков звукослогового анализа, способствует развитию вербального внимания и памяти. (Штол – стол).

5. Далее идут лексико-грамматические упражнения: подбор синонимов, антонимов, родственных слов, исправление грамматических неточностей в предложении (пропуск предлога, неверное согласование слов в предложении, восстановление деформированного предложения, подбор подходящего слова в конце предложения). (Солнце – солнышко, скамейка – скамеечка и т. д.)

В работе над текстом совершенствуется у детей и связная речь. Для этого можно использовать разнообразные задания и упражнения:

• подбор к названному действию объектов действия и восстановление предложения; (Соня, была, сад – скажи, чтобы было понятно. Соня была в саду.)

«Что было сначала, что было потом?» Ребёнок из двух предложенных фраз должен определить, что было сначала, а что потом. (Соня стала рисовать. Соня села на скамейку. – Соня сначала села, а потом стала рисовать.)

В процессе работы над текстом выполняются разнообразные упражнения для коррекции просодической стороны речи:

• Скажи фразу из текста громко, тише, тихо, радостно, грустно, вопросительно…

• Передай (покажи) мимикой, интонацией настроение персонажа в момент произнесения им фразы по тексту или выполнения действия.

На занятиях в работе над текстом можно включать задания и для развития пальчиковой моторики:

• Схематическое зарисовывание последовательности событий в рассказе (сказке);

• После чтения предложения ребёнку предлагается подумать и нарисовать опорную схематичную картину карандашом;

• Выкладывание картинки по тексту из «волшебного набора» (спичек, счётных палочек, геометрических фигур, пуговиц, ниток и т. д.);

• Раскрашивание, штриховка различных рисунков по содержанию рассказа, сказки, использование трафаретных линеек.

Выполняя такие задания, дети составляют для себя сразу наглядный план для пересказа – полного или выборочного.

Таким образом, детально проработав сказку или рассказ, ребёнок усваивает его содержание, логику, смысл, и одновременно закрепляет правильное произношение изучаемого звука. Он уже без труда сможет пересказать текст, не искажая его и автоматизируемый звук. Так же дети могут пересказать рассказ творчески – придумывая своё начало или конец, изменяя какие-нибудь сюжеты, истории.

Конечно, все эти задания не даются одновременно на одном занятии. Логопед выбирает те игры и упражнения, которые позволяют решать поставленные цели и задачи на занятии. Используя разнообразные приёмы, игры и упражнения, у детей будут автоматизированы звуки в связной речи и приобретённые навыки будут распространяться на другой речевой материал. Дети будут произносить автоматизированные звуки правильно без сознательного регулирования.

Рассказы на закрепление определённых звуков составлены таким образом, чтобы как можно больше облегчить формирование как речевых, так и мыслительных процессов. Они должны быть насыщены изучаемым звуком и не содержать оппозиционных звуков. По мере овладения произношением сами тексты тоже усложняются : от простейших по структуре, объёму и содержанию – до сложных, отличающихся от первоначальных наличием абстрактно-логических и причинно-следственных и логических связей.

Приводим пример логопедических игр по автоматизации и дифференциации звуков, которые можно использовать при работе над текстом.

«Построй домик»

Цель игры: закрепить правильное произноение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7-14 штук) и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для кого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется, например, [л] – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].

«Собери цветочек»

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того, как ребёнок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребёнок должен вспомнить и назвать, какие картинки были перевёрнуты на цветках.

«Солнышко»

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках жёлтого цвета (лучи)и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребёнку собрать лучи солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребёнка определить позицию звука в названиях выбранных картинок.

«Собери яблочки»

Цель игры: закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зелёного картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: логопед рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзину зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «з» в названии, а в корзину собачки – яблочки с картинками со звуком «с». Подобно этой игре можно провести другие: «Собери морковь», «Собери груши» и т. д. логопед во время такого занятия может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».

«Украсим ёлочку»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, предложениях, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт ёлочки,. На которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «ёлочные шары» с наклеенными предметными картинками.

Ход занятия: логопед предлагает ребёнку украсить ёлочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком в названии, прикрепляя игрушки с помощью петельки к ёлочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребёнка составить предложения про самые красивые шары.

«Напои куклу чаем»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, предложениях; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребёнка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки, и составить предложен

«Кукла наряжается»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладывают платья, логопед предлагает детям нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком в её названии.

«Украсим комнату флажками»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая верёвочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: логопед сообщает, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет, выбирая для этого только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, логопед просит ребёнка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

«Собери бусы»

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми: один ребёнок собирает бусы с одного конца, другой – с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: логопед предлагает детям собрать бусы, выбирая те из них, на которые наклеена картинка, называющаяся на заданный звук.

«Паровоз»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: паровоз и вагончики с наклеенными предметными картинками, в названии которых есть заданный звук.

Ход игры: логопед предлагает ребёнку составить паровозик, выбирая только те вагончики, в названии картинок которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, логопед просит ребёнка отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.

«Разложи ёлочки»

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на ёлочки разной величины.

Ход игры: логопед предлагает ребёнку разложить ёлочки в порядке убывания – от самой большой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

Далее игры усложняются. Не забывая о том, что основная задача – автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в игры вносится элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты хорошо известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

Список использованной литературы:

1. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет. Речевой материал, задания, упражнения. Рыбина А. Ф. Волгоград, 2010.

2. Учимся правильно и чётко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. Лобзякова М. И. М., Изд. Центр «Вентана-Граф», 2007.

3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программно-методические рекомендации/ М., Дрофа, 2010

4. Научно-методический журнал «Логопед», №5, 2004 год

5. Логопедический бюллетень: сборник научных статей/ Сост. Л. И. Прокопьева. – Вып. 4. -Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2004.-32с.

6. Журнал «Логопед», №8, 2009 год.

Публикации по теме:

От методики к практике работы с текстом в ДОУ Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения начального.

Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения. 1. Голосовые игры. Игры сопровождаются движениями с целью развития у детей.

Конспект логопедического урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом» Конспект урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом - Домик для птицы» Задачи: • Учить определять границы в предложении, очередность.

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения «Звук [К]» Тема: "Звук (К)". Цель: Познакомить детей со звуком "К". Коррекционно - образовательные задачи: уточнить правильную артикуляцию звука "к",.

Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка.

Презентация с текстом русской народной сказки «Колобок». Презентация к русской народной сказке «Колобок»Подготовила Одинцова Н. В. Уважаемые коллеги. Дети младшего дошкольного возраста все без.

Отчет о работе по коррекции звукопроизношения На конец учебного года в группе 18 детей, из них 6 детей с правильным звукопроизношением, 1 ребенок выпускаются в школу. Результаты работы.

Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие.

Экран звукопроизношенияЭкран звукопроизношения Одна из главных задач в системе работы учителя логопеда – это развитие правильного звукопроизношения. Ведь правильное произношение необходимо.

Занятие по формированию звукопроизношения в подготовительном периоде Урок по обучению грамоте. Тема: «Звук С и буква С» Автоматизация. Цель: Автоматизация звука «С». Задачи: 1. Развивающие: - учить точно и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над текстом в системе автоматизации звукопроизношения
Опубликовано: 2 января 2017 в 02:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД