МААМ-картинки

Работа с детьми раннего возраста

Регина Новикова
Работа с детьми раннего возраста

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Ведь с помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Часто данная проблема возникает уже с самого рождения.

В нашем детском саду 17 % детей имеют тяжелые нарушения речи (ринолалия, онр 1 и 2 уровней, системное недоразвитие речи). И занятия с ними начинаются с 3 – 4 лет.

Публикация «Работа с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе.

Занятия с детьми раннего возраста отличаются не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста : особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. Д

Поэтому, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека, путем подражания Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

2. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. (Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.)

3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

5. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала Если малыш попытается выполнить задание, и оно у него не получится, то он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию.

6. Необходимо контролировать длительность игры. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

7. Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда игра состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.

8. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Далее рассмотрим направления логопедической работы с детьми раннего возраста на примере игр :

1. Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи детей.

Развитие пассивного словаря игры: показать на картинке

Развитие активного словаря игры: сначала подражание (чудесный мешочек, домашние животные, звукоподражания)

2. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений.

игры:

3. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Формирование элементарных графических навыков.

игры:

4. Развитие слухового восприятия, речевого и фонематического слуха: игры с инструментами, Где звучит? Что звучит?

5. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Сюда же входит развитие воздушной струи

игры:

6. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

игры: соотнесение по цвет, размеру форме.

7. Формирование просодических компонентов речи. Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.

игры:

Кроме стандартных приемов логопедического воздействия, в работе с детьми раннего возраста используется сказка. Учитывая ограниченные речевые возможности детей младшего дошкольного возраста логопед сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося ребенка лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Постепенно задания и требования к ребенку усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей.

Таким образом, направления логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста включают развитие экспрессивной речи, развитие импрессивной речи, развитие общей и мелкой моторики, сенсомоторной базы речи.

Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Развивающая среда в первой младшей группеРазвивающая среда в первой младшей группе Ранний возраст – период благоприятный для общего психического развития ребёнка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Важно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с детьми раннего возраста
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 10:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД