Разновозрастное детское сообщество как условие для социализации дошкольника.

Елена Смольянинова
Разновозрастное детское сообщество как условие для социализации дошкольника.

Разновозрастное детское сообщество как условие для социализации дошкольника.

Дошкольный возраст – это первая ступень в социально - личностном развитии, поэтому так важно получить положительный эмоциональный опыт, что позволит в дальнейшем развитию успешной личности.

Сегодня время ставит перед педагогом важную задачу в организации интегрированной детской деятельности для формирования физических, личностных и интеллектуальных качеств ребёнка в ходе освоения всех образовательных областей.

В настоящее время существует проблема в отношениях детей разного возраста, у нас проводится работа, которая помогает ее решить. Мы хотим представить свой опыт работы в разновозрастном детском сообществе. Актуальность его возникла, так как у нас много детей, у которых просто нет возможности общаться и взаимодействовать с детьми других возрастов в связи с отсутствием братьев и сестёр, а это значительно обедняет социально – личностное и коммуникативное развитие детей.

Цель нашей работы – включение детей в систему социальных отношений, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими через решение следующих задач:

- создание условий для обмена социальным опытом, повышения самооценки, самовыражения через продуктивную деятельность;

- выявление творческих способностей;

- развитие игровой деятельности, свободного общения, компонентов устной речи;

- формирование интереса и потребности к чтению;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия с окружающими; к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К реализации поставленной цели мы шли через интегрированную детскую деятельность. Активизация творческого потенциала детей, создание атмосферы взаимодействия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных способностей и интересов наиболее эффективно достигается через использование художественной литературы, театральных постановок, продуктивной деятельности. Нами было выбрано именно разновозрастное детское сообщество, так как мы предполагаем, что оно наиболее эффективно позволят реализовать поставленные задачи.

А всё началось три года назад, когда мы были в младшей группе. Ребята из соседней старшей группы, изучая творчество С. Михалкова, накопили достаточно большой репертуар стихов. Им захотелось показать, как они научились с выражением и по ролям рассказывать стихи. Придя к нам в гости со своим поэтическим мини – концертом, они нашли в наших малышах благодарных слушателей, у которых, в свою очередь, появилось огромное желание поделиться своим умением рассказывать стихи А. Барто. Так образовалось разновозрастное детское сообщество, что было продиктовано желанием самих детей. Одним хотелось внимания и заботы, а у других была потребность поделиться своим накопленным опытом. Мы стремились создать развивающую среду, где дети могут удовлетворять свои творческие потребности. Наше сотрудничество продолжилось, когда ребята пригласили нас на свою костюмированную сказку С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Так наши малыши приобщились к многолетним традициям нашего детского сада, когда каждая группа в течение года ставит спектакль (это традиция продолжается ещё с тех пор, когда у нас в детском саду был создан театр «Золотая рыбка»).

Малыши в ответ приготовили сказку «Колобок». Разновозрастное детское сообщество развивалось в совместных играх, прогулках и т. д. Мы старались создавать условия для обмена детским опытом. На следующий год, став постарше, мы приготовили для подготовительной группы литературные загадки совместно с родителями, где ребята нарисовали своих любимых сказочных героев, а родители, в соответствии с характером и особенностями этого героя, нарисовали для него кружки. Старшим ребятам очень понравилась игра в загадки. Взаимодействие нашего сообщества преобразовалось в совместный проект «Книжкины истории», в процессе реализации которого были представлены все виды детской деятельности (коммуникативной, игровой, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, др.). На заключительном этапе проекта ребята обменялись подарками друг для друга – старшие подготовили индивидуальные книжки – самоделки, а мы для них сделали книжку «Новогодние приключения мышонка» (продолжение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»). Это повысило у ребят самооценку и дало толчок к самовыражению через продуктивную деятельность. Данный проект в 2010-2011 учебном году был представлен на районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Презентация педагогических идей и проектов» и стал победителем конкурса. Получив положительно-эмоциональный опыт в процессе проектной деятельности, у ребят возникла потребность проявить свое творчество в постановке спектакля «Теремок».

И вот в этом году, став старше, мы продолжили зародившуюся традицию разновозрастного детского сообщества. Нашими соседями стали малыши. Мы заходили к ним в гости, вместе играли, вместе в спортзале проводили утреннюю гимнастику. У ребят появилось желание показать для них спектакль «Колобок». Они очень тщательно к нему готовились. Накопив определенный опыт, ребята решили не просто показать спектакль, но и сделать всё как в настоящем театре. В интегрированной совместной деятельности мы с интересом готовили билеты, программки и афишу спектакля, выбирали роли, подбирали каждому герою шумовое сопровождение. Это позволило ребятам самовыразиться через продуктивную деятельность. Родители с воодушевлением откликнулись и приняли творческое участие в изготовлении замечательных кукол – рукавичек для театра. И вот настал день премьеры. Ребята с волнением распределили роли: у нас был и кассир, который продавал малышам билеты, и контролёр, и помощники в зале, которые помогали малышам найти свои места в соответствии с билетом в зале. Музыканты заняли свои места (сопровождалась наша сказка шумелочками, артисты удалились за ширму; прозвенел звонок и сказка началась. Удивительно было смотреть на лица малышей: в их глазах было и восхищение, и интерес, и очень бурная эмоциональная реакция. Закончив спектакль, артисты вышли на поклон и малыши щедро наградили их аплодисментами. Ребята чувствовали себя такими взрослыми и успешными и это вызывало гордость за каждого. У малышей тоже появилось желание прийти к нам с ответным визитом и сейчас они готовят свою постановку.

А в наших планах ещё много совместных мероприятий.

Мы ищем новые возможности по использованию нетрадиционных форм работы с детьми. Успешным должен быть каждый ребёнок, он может проявить себя и раскрыть свой потенциал в любой из образовательных областей (социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество и др.). Социально – личностное развитие – это важнейший фактор формирования личности. Разновозрастное сообщество детей – это актуальная тема в наше время и она позволяет развить у детей любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействиями с окружающими, а положительно эмоциональное состояние является важнейшим условием развития личности и гарантом успешности в современном обществе. Мы предполагаем, что разновозрастное детское сообщество может быть использовано в любом дошкольном учреждении, а также в начальных классах школы. Это здорово, что у ребят есть такой социальный опыт.

Публикации по теме:

Из опыта работы кружка «Веселые узелки» "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше.

Сообщение по теме: «Социализация личности через игровую деятельность» Социализация личности через игровую деятельность. Cодержание Введение 1. Сущность процесса социализации личности. 2. Взаимодействие личности.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Разновозрастное детское сообщество как условие для социализации дошкольника.
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 14:52
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...