Получи документы

Развитие детей от 3 до 6 лет

Марина Ушакова
Развитие детей от 3 до 6 лет

Развитие детей от 3 до 6 лет

3 года

Речь ребенка третьего года жизни значительно отличается от речи ребенка второго года жизни. Речь становится понятна более широкому кругу людей и является для ребенка средством коммуникации и регуляции поведения.

Для речи ребенка 3 года жизни характерна несформированность звуконаполняемости слов (пропуск в словах отдельных слогов; при стечении согласных пропуски отдельных звуков ил вставка в слово лишних звуков). Появляются гласные звуки А, И, У, О из согласных П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки Э, Ы, Х.

Публикация «Развитие детей от 3 до 6 лет» размещена в разделах

Но даже при освоении этих звуков ребенок опускает ряд согласных, если они находятся в соседстве с другими: «титька де» вместо «птичка где», но при этом произносит эти звуки в словах «папа», «дядя».

До 3 лет несовершенство произношения согласных звуков выражается в их смягчении, т. е. замене твердых согласны мягкими, например, звуки [т] на [т’] : «тюк-тюк» вместо «тук-тук». Некоторые дети могут заменять [ы] звуком [и], звук [х] на [к] : «миська» вместо «мышка», «клеп» вместо «хлеб».

В этом возрасте появляются такие звуки, как [с’], [з’], [л’], [й], которые нередко являются основными заменителями недостающих звуков: «сянки» вместо «санки». Мягкими свистящими звуками заменяют недостающие шипящие звуки [ш], [ж], [щ] : «сюба» вместо «шуба». Звуки [ц,ч] не произносятся, а заменяются другими. Звуки [л], [р], [р’] заменяются звуками [й], [л’].

Не у всех детей данного возраста при освоении звуков происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют вмешательства.

Тревожные признаки:

• Не называет полностью имя и фамилию;

• Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»;

• Много использует слов, значения которых понятно только ребенку (тарабарщина);

• Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса;

• Не использует больше одного слова за один раз;

• Указывает на предмет, раньше, чем называют его;

• Не может назвать каждый предмет на картинке.

4 года

К этому возрасту произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. Произношение [с], [з] становиться отчетливым и правильным. У ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ч, щ] и, наконец, звуки [л], [л’] [р’].

При этом формирование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены. Например, прежде, чем ребенок начинает четко и правильно произносить звуки [ш, ж], он сначала вместо них произносит группу других звуков.

Двухлетний ребенок слово «шуба» может произнести «тюба»; в 2,5 года- как «сюба»; в 3-3,5 года- как «суба»; а к 4-5 годам звук [ш] формируется полностью.

Для звука [ж] в слове «жаба» это будет выглядеть так: «зяба, дяба, заба, жяба» и, наконец, правильное произношение: «жаба».

Звук [ц] в этом возрасте нередко заменяется звуком [с] : «свет»- (цвет); звук [щ]- звуком [с’] : «сетка»- (щетка); звук [ч]- звуком [т’] или [ц] : «тяй, цай»- (чай).

Звуки [л], [р] появляются позже остальных звуков.

Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше. Но, есть и такие случаи, когда произношение этих звуков в этом возрасте считается дефектным и требует консультации логопеда.

5 лет

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор). Вместе с введением в активный словарь детей новых слов углубляется понимание смысл употребляемых слов, дети учится пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

Детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.

В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи.

Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:

- не всегда шипящие произносятся четко;

- р заменяется л или й;

- л заменяется л’;

- характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.

Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с, з, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, звонкие (в, б, г, д) и глухие (ф, п, к, т) звуки, но в речи они их еще могут смешивать, т. е. вместо одного звука употребляют другой («у Маши сарф»).

6 лет

Некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими : звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л] : «рампа»- (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим звукам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4-5 лет, научившийся произносить звук [ш].

В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются им в речи.

Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения путем постоянного общения с ним.

Рекомендации:

Постоянно следить за своей речью: говорите неторопливо, отчетливо и внятно, не в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок;

• При ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произнесенный звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует сразу заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации. Если же изъяны произношения не устраняются, то следует обратиться за помощью к специалисту.

• Следует помнить, что дефекты речи, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются и на всю жизнь и могут повлиять на успеваемость в школе (трудности чтения и письма, выбор профессии, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т. к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Сенсорное развитие детей. ФотоотчетСенсорное развитие детей. Фотоотчет Сенсорное развитие детей. Фотоотчет. Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Автор публикации:
Развитие детей от 3 до 6 лет
Опубликовано: 17 января 2021 в 23:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД