Папки-передвижки

Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Светлана Мельникова
Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, функциональной готовности к обучению в школе, формирования здоровья. Основополагающим компонентом личности в педагогике личностно-ориентированного образования и обучения считается приоритетность здоровья, что находит своё отражение в Конституции РФ, Основах Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития дошкольников приобрела особую актуальность и социальную значимость. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в течение последних 10 лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения. Анализ исследований по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей (Е. А. Вавилова, Н. А. Ноткина, В. И. Зуева и др.) свидетельствует, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период интенсивного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения, дыхания, терморегуляционной системы, является одной из причин ухудшения здоровья старших дошкольников, снижения их жизненного тонуса. В этом контексте становится ясно, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную задачу. Для её решения необходимы совместные усилия всех субъектов образовательно-оздоровительного процесса в детском саду и семье. Выдающиеся педагоги считали, что «движение - важнейшее условие и средство всестороннего развития, в том числе и речевого» [6]. Функционирование дыхательной, сердечно - сосудистой систем, состояние ОДА, слаженная работа всех органов и систем во многом зависят от состояния мышц, работоспособность которых связана с организацией двигательной активности. «Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует его потребностей в движении» [5]. Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Но следует учитывать и то что «Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни» [7]. Поэтому нам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. «Дети должны двигаться не менее 45-50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении [8]. Немаловажное значение в работе по физическому воспитанию дошкольников играет развитие интереса к двигательной деятельности, так как интерес – это средство увлекающего обучения, сильный мотив. Интерес к разучиваемым двигательным упражнениям, интерес к игре вызывает у детей эмоциональный подъём. Наблюдая за деятельностью детей своей группы, проводя анкетирование среди родителей, я пришла к выводу: дети находятся в движении гораздо меньше времени, чем это необходимо для их полноценного физического развития; родители недостаточно осведомлены о важности двигательной активности. В период эпидемий и из-за неблагоприятных факторов окружающей среды дети заболевают. Что определило цель моей работы: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста». Для её реализации поставила следующие задачи: - обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом; - воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий; - формировать готовность и интерес к участию в различных видах двигательной деятельности; - поддерживать индивидуальную, совместную двигательную активность детей; - развивать инициативность, самостоятельность, активизировать творчество во всех формах двигательной деятельности; - повысить компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья детей. Определяя приоритеты в режиме дня, установлено, что первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно - оздоровительным мероприятиям. К ним относятся: индивидуальная работа, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультурные минутки и динамические паузы в совместной деятельности, а так же проблемные ситуации и т. д. Использую различные варианты гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, с использованием спортивного оборудования, пробежки по массажным коврикам. «Утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов двигательного режима дошкольников, направленная на оздоровление, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у дошкольников вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные движения. Со временем она переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь» [4]. В своей работе использую сюжетные комплексы и комплексы с предметами (ленты, мячи, косички, палки, кубики, обручи). Дети с интересом сами проводят утреннюю гимнастику. Ознакомление с алгоритмом проведения физического упражнения осуществляю в дидактических играх : «Придумай движение», «Покажи, что нарисовано», «Разложи карточки по порядку». Поощряя активность каждого ребёнка, стараюсь развивать в них стремление заниматься, играть ещё и ещё. В этом мне помогает максимальное сближение и интеграция двух видов детской деятельности – развитие движений и игровой деятельности. Ребята с удовольствием входят в игровой образ: «Пожарные», «Обезьянка на дереве» (лазанье по гимнастической лестнице, «Автогонки» (прокатывание мяча между предметами, «Ванька-встанька» (упражнения на развитие мышц живота). Также утром предлагаю знакомые игры малой и средней подвижности. Дети любят играть в хороводные игры, они яркие, образные, с динамическим сюжетом, в них могут играть все желающие. Интересное содержание, непринуждённая обстановка, радостная атмосфера, музыкальное сопровождение, художественное слово способствуют активизации детской двигательной деятельности. Второе место в двигательном режиме занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. С детьми проводятся различные типы физкультурных занятий (игровые, сюжетные, тематические, по интересам детей, комплексные, в структуру которых входят также ритмические, танцевальные движения, продуктивная деятельность. Для повышения интереса к двигательной активности организуюопытно-познавательную двигательную деятельность. Например, после сна в процессе беседы и выполнения упражнений на различные группы мышц дети приходят к выводу, что сильными должны быть все мышцы человека. Большое внимание уделяю организации двигательной активности на прогулке. Перед прогулкой интересуюсь, в какие игры хотели бы поиграть дети, создаю для них условия: поддержка инициативы, творчества, необходимое оборудование. «Длительные повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, которые на физиологическом уровне способствуют нормализации работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также повышению умственной, и физической работоспособности, созданию и укреплению позитивного фона» [2]. Поэтому для прогулки планирую ходьбу, оздоровительный бег, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде и самокате. Исследователи свидетельствуют, что оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе – важнейшее средство воспитания общей выносливости дошкольников. Во время проведения оздоровительного бега учитываю состояние здоровья детей, их двигательную активность, желание и настроение. Важно, чтобы воспитанники получали от беговых тренировок максимум удовольствия. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельное приобретение детьми двигательного опыта, в процессе которого ребёнок получает дополнительную двигательную нагрузку. С этой целью в группе оборудован центр юного спортсмена с набором спортивного инвентаря для мальчиков и девочек, пособия, шапочки, а так же нестандартное оборудование (коврики, дорожки здоровья, камешки, мишени, массажёры и др.) – это всегда дополнительный стимул к двигательной деятельности. Спортивное оборудование использую рационально: минимум оборудования максимально обыграть. Для создания условий развития самостоятельной двигательной деятельности взят принцип сочетания спортивной среды и предметно-средовой. Всё спортивное оборудование дети используют в сюжетных играх. Работа по опорным карточкам-схемам позволяет подобрать движения для каждого ребёнка индивидуально, способствует развитию навыков самоконтроля. Например, детям с высокой двигательной активностью подбираю движения, в которых требуется точность выполнения. Заменяю те движения, которые не рекомендуется выполнять по медицинским предписаниям или в которых ребёнок испытывает затруднения. Поощряю желание детей заниматься по собственному побуждению. Используя метод творческих заданий, постепенно подвожу детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Я предлагаю придумать упражнение, игру. Ребёнок выполняет их один, в группе, в колонне, в шеренге, с предметами и без них. В результате у него формируется умение реализовать свой замысел. Предоставление детям свободы выбора упражнений, двигательных заданий, спортивного оборудования и участников совместной деятельности стало предпосылкой проявления активности, инициативы. Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономического использования, выполнения с наименьшей затратой сил и наибольшим эффектом. «Работа с родителями - ответственный, трудный и главный момент, требующий к себе особое внимание. Прежде чем начать какую - либо работу с родителями нужно создать доверительную и доброжелательную атмосферу. Познакомиться с родителями, объяснить им суть предстоящей работы, вызвать у них интерес к проблеме, сообщить необходимую информацию. Только в благоприятной психологической обстановке люди будут вести себя естественно, непринужденно и отнесутся к работе с большой ответственностью»[1]. Родители – наши помощники, единомышленники, поэтому стараюсь активно вовлекать их в жизнь группы, используя различные формы: консультации: «Как заинтересовать ребёнка заниматься физической культурой», инструктаж «Самостоятельное проведение зарядки», спортивный досуги: «Поляна любимых игр», «Папа, мама, я – спортивная семья», дни открытых дверей, информационные материалы: «Модель двигательного режима», «Влияние движения на развитие интеллекта», круглый стол «Что даёт участие ребёнка в утренней гимнастике», семинар-практикум «Определение у детей силы мышечных групп», оздоровительные проекты: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Мир движений», обобщение семейного опыта по теме «Здоровая семья», презентации на спортивные темы, деловая игра «Пути расширения физических способностей у детей», создание модели «Дерево здоровья», привлечение родителей к проведению утренних гимнастик, подвижных игр, посещению физкультурных занятий. Одной из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников является организация детско-родительского клуба выходного дня «Юный лыжник». Осуществление проекта проходит поэтапно. На первом этапе к нам в группу приходит тренер по лыжным гонкам детско – юношеской спортивной школы «Летающий лыжник», проводит с детьми беседы, вместе с родителями подготавливает лыжню на территории детского сада и обучает навыкам передвижения на лыжах. На втором этапе семьи воспитанников каждую субботу выезжают на лыжную базу, где продолжается обучение элементам техники спуска, проводятся подвижные игры на лыжах. Третий этап – это лыжные прогулки и походы, эстафеты, городские Спартакиады. Посещение спортивных объектов, занятий творческого объединения «Здоровячок» (станция юных натуралистов, участие в городских спортивных соревнованиях, встречи с интересными людьми: врачом, хореографом, спортсменом, тренером повышают интерес детей к занятиям физической культурой. Показателем результативности моей работы свидетельствует снижение заболеваемости, дети с большим желанием посещают спортивные секции, повысился интерес воспитанников и родителей к здоровому образу жизни. Дети показывают стабильные положительные результаты в овладении движениями, улучшилась культура выполнения движений; дети выступают инициаторами двигательной активности.

Публикация «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Публикации по теме:

Развитие поисковой активности, стремление к новизне у детей старшего дошкольного возраста через технологию ТРИЗ из опыта Актуальность выбранной темы. Выбор темы был обусловлен тем, что с введением ФГОС ДО встал вопрос об изменении содержания дошкольного образования.

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Мастер-класс «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2–3 лет по средствам ритмопластики»Мастер-класс «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2–3 лет по средствам ритмопластики» Данный мастер-класс на тему «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2-3 лет по средствам ритмопластики» рекомендован.

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста через организацию спортивных праздников и развлечений (слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию творческий отчёт на тему: «Повышение двигательной активности детей.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей ранн Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности «Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей раннего возраста».

Русские традиции, как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста .

Сценарий на развитие двигательной активности для детей дошкольного возраста Сценарий на развитие двигательной активности для детей дошкольного возраста Под музыку дети заходят в спортивный зал и строятся полукругом.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование Практика показывает, что не успешность обучения в школе чаще всего связана с интеллектуальной пассивностью детей, с неразвитой познавательной.

Развитие двигательной активности в подвижных играх с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Развитие двигательной активности в подвижных играх с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» Автор: Кобылкина Ирина Николаевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 июня 2018 в 17:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД