Папки-передвижки

Развитие географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными богатствами

Елена Панкратова
Развитие географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными богатствами

Стратегию современного образования определяет его направленность на реализацию регионального содержания. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается: «В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина, воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье…»

Публикация «Развитие географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными богатствами» размещена в разделах

На основе государственных программ разработаны региональные документы. В Законе «Об образовании Пермской области» указывается на необходимость реформирования системы общественных отношений в направлении развития демократического гражданского общества, воспитания свободного гражданина, патриота страны и края. Авторы региональных программ для дошкольников (Л. В. Пименова, А. И. Федотова, Н. Н. Ахметова) отмечают, что освоение родной природы, рукотворной культуры, народных традиций, особенностей ближайшего окружения развивают в детях ту нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно становление человека-гражданина.

Наш город Соликамск – неповторим и уникален по своей истории и природе, культурным традициям, быту, достопримечательностям. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее, сформировать определенные отношения к людям, населяющим город, край, страну, к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре своей малой родины. Все эти направления должны стать содержанием образовательной работы и способствовать социализации личности ребенка.

В содержание географических представлений входят : первоначальные знания об особенностях географического положения города и края, его растительного и животного мира, природных богатствах, истории и культуры.

Для решения данной проблемы на базе нашего ДОУ была создана городская опытная педагогическая площадка по теме: «Развитие географических представлений старших дошкольников в процессе ознакомления с природными богатствами родного края».

Цель - поиск и апробация оптимального регионального и социокультурного компонента для включения в образовательный процесс работы с дошкольниками.

Задачи:

1. Разработка учебно - методического комплекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города, природным, социальным, рукотворным миром, который окружает ребенка.

2. Оснащение и систематизация предметно - развивающей среды.

3. Объединение ресурсных возможностей и создание системы взаимодействия с социумом.

При отборе содержания учитывали следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста);

близости, объективности, доступности, эмоциональной насыщенности;

учета природно-климатических и культурно-исторических особенностей;

возможности трансформации информационного содержания в практическую деятельность в условиях предметно-развивающей среды. Организация работы с детьми строилась на основе методологических подходов: 123 непрерывность и преемственность педагогического процесса;

комплексное и рациональное сочетание разных видов деятельности;

деятельностного подхода, позволяющего получать и применять знания в разных видах деятельности;

личностно-ориентированного подхода, предполагающего учет психологических особенностей, возможностей, интересов;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Учитывая уникальность, своеобразие, социокультурные особенности нашего города в основу содержания работы определили взаимодействие с социумом: Соликамским краеведческим Музеем, Музеем истории Соли, Минералогическим Музеем, Музеем истории калийной промышленности.

Реализацию данной работы определили по следующим направлениям:

1. Географическое положение города. История развития : прошлое и настоящее.

2. Природные богатства края : лес, полезные ископаемые.

3. Промышленность города.

4. Знаменитые люди города.

5. Труд родителей и его роль в жизни города.

Был разработан учебно - тематический план по каждому направлению. Такое планирование способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе. Количество занятий в каждом блоке зависело от содержания и объема материала. К учебному плану прилагается перспективный план, в котором определены цели каждого направления, формы взаимодействия с детьми и родителями, оснащение развивающей среды.

Основные формы взаимодействия с детьми:

Целевые прогулки и экскурсии в музеи города: «Улицы нашего города», «Город древний, город молодой», «Откуда есть, пошла земля Соликамская», «Удивительный мир камня», «Путешествие по дендропарку»;

«Соленый урок», «Соликамская игрушка», «Путешествие в соляной город», «Поэты города Соликамска», «В гостях у семи гномов»;

дидактические игры, в том числе авторские «Путешествие по городу», «Достопримечательности Соликамска», «Промышленность города»;

чтение познавательной и художественной литературы: Джейн Уокер «Камни и минералы», В. Бирюков «Соликамские были», сказки В. Бажова, историческая серия Г. А. Бординских «Легенды и предания земли Соликамской», Л. П. Цыбина «Сказы Уральского кедра»;

изготовление макетов, альбомов «Соликамск - город древний, город молодой», «Соликамский музей камня», «Природа нашего края»;

встречи с интересными людьми;

создание мини-музеев; коллажей: «Чудесные превращения дерева», «Полезные ископаемые года Соликамска», «Дары леса»;

конкурсы: рисунков «Город - твой, город - мой, город - наш», чтецов «Соликамску посвящается»;

Условием для успешной реализации деятельности является активное взаимодействие с родителями через следующие формы работы: консультации, тренинги, папки-передвижки, информационные стенды, совместные выставки, фотоколлажи, открытые просмотры, организация развивающей среды, участие родителей в проведении мероприятий.

Для выявления качества знаний детей была разработана диагностика на основе рекомендаций А. М. Федотовой «Пермский край - мой родной край». Результаты диагностики показали: 44% детей имеют высокий уровень знаний о своем городе, 56 % - средний уровень; у детей отмечен ярко выраженный интерес к объектам ближайшего окружения и желание получать познавательную информацию. 124 Опыт нашего учреждения может быть использован в дошкольных учреждениях города как часть образовательной работы, включающей региональное содержание или как система дополнительного образования детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Маханева, М. М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Управление ДОУ. 2005г. № 1 - с. 55

2. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край. Воспитатель ДОУ. 2008г. № 1 - с. 17

3. Морозова, С. С. Дошкольник в пространстве музея: проблемы и преимущества. Ребенок в детском саду. 2007г. № 2 - с. 81

4. Сборник Соль земли Камской. Екатеринбург, 1996г. – 176с.

5. Федотова, А. М. Пермский край - мой родной край. Пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Пермь, 2001г. – 262с.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными богатствами
Опубликовано: 1 марта 2014 в 15:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД