Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности посредством дизайнерской деятельности

Ольга Гаврелюк
Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности посредством дизайнерской деятельности

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности через дизайнерскую деятельность в соответствии с ФГОС ДО».

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности посредством дизайнерской деятельности» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – дошкольное детство, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, столкнулись с проблемой - плохо развитой мелкой моторикой рук у детей. Для решения этой проблемы используем разные методы и приемы в различных видах деятельности

Благоприятной для развития мелкой моторики у детей с речевыми проблемами является дизайнерская деятельность. Этим и определилась актуальность проекта «Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности через дизайнерскую деятельность».

Цель проекта: систематизировать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей через дизайнерскую деятельность.

Задачи проекта:

- определить особенности дизайнерской деятельности детей и ее значение для развития мелкой моторики рук;

- подобрать и изготовить наглядный и изобразительный материал, необходимый для организации процесса деятельности;

- организовать дизайнерскую деятельность в группе.

Работа велась в нескольких направлениях :

1. Определение особенности дизайнерской деятельности детей и ее значения для развития мелкой моторики рук.

Занятия дизайнерской деятельностью призваны побуждать детей к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: коллаж, торцевание, квиллинг, скрапбукинг и т. д.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверено пользоваться ножницами. Постоянные упражнения в вырезании - полезное и увлекательное занятие, способствующее укреплению силы мышц кисти руки и пальцев, развитию зрительного внимания, точного восприятия формы. Из вырезанных фигурок и декоративных элементов дети могут составлять коллажи, делать открытки в технике скрапбукинг.

Торцевание приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, ритмичность, развивает глазомер.

Квиллинг развивает пространственное воображение, способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

Таким образом, в процессе освоения нетрадиционных техник изобразительной деятельности, используемых на занятиях детским дизайном, у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальцы.

2. Создание предметно – пространственной среды, необходимой для организации процесса деятельности.

Согласно требованиям ФГОС предметно – пространственная среда должна обеспечивать организацию образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. В процессе работы по данному проекту столкнулись с проблемой отсутствия дидактических игр по детскому дизайну. Поэтому все игры были сделаны своими руками. В уголке художественного творчества и уголке рукоделия подобран разнообразный материал.

3. Организация дизайнерской деятельности в группе.

Для работы по данному направлению наметили задачи.

- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук детей;

- знакомить детей с нетрадиционными техниками изготовления поделок (коллаж, торцевание, квиллинг, скрапбукинг);

- знакомить со способами плоскостного и объё мно-пространственного оформления: моделирование, макетирование;

- познакомить детей со способами использования современного оборудования (лекала, трафареты, степлеры и т. п.) и разных материалов;

- развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельному творчеству в процессе дизайнерской деятельности.

Разработали перспективный план. Опираясь на этот план, составили конспекты занятий, выбрали необходимые для будущей работы методы: объяснительно-иллюстративный - воспитатель всеми доступными средствами (рассказом, наглядностью, ТСО) организует осознанное восприятие учебного материала; репродуктивный - метод усвоения действий, формирования умений и навыков; проблемное изложение - это изложение, в котором воспитатель сам ставит проблему, создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, в ней заложенное, показывает ход его разрешения, со всеми противоречиями этого решения; исследовательский - это метод, при котором воспитатель конструирует творческие задания, а дети самостоятельно их решают, то есть вычленяют проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи, ищут пути ее решения.

Стараемся уйти от традиционной модели обучения, постепенно подводя детей к поисковой деятельности (дети сами ищут способ решения творческих заданий, подбирают новые комбинации из знакомых элементов).

Дизайнерскую деятельность организуем в разных формах. В индивидуальной работе используем метод подмастерья, где весь процесс работы рассматривается как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка. А затем ребенок, хорошо овладевший техникой, помогает овладеть ею другому ребенку. В работе с подгруппой и группой детей используем работу в парах, коллективную работу.

Каждую неделю мы знакомим детей с одной лексической темой. Эта тема проходит через все формы работы с детьми. У детей обогащается познавательная сфера, накапливается художественный опыт. Полученный опыт дети закрепляют в совместной или самостоятельной дизайнерской деятельности. В этой деятельности используем проектную технологию.

Детский дизайн организуется в трех направлениях :

Первое направление - «аранжировки» - развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (дети создают панно, коллажи, открытки, букеты, браслеты и т. д.).

Второе направление - «дизайн одежды» - ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья (дети рисуют эскизы костюмов для сказочных персонажей, бумажных кукол).

Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада (создают макеты комнат, зданий, украшения для группы или зала к праздникам).

Привлекая детей к дизайнерской деятельности, организуем тематические выставки детских работ. Особым интересом детей пользуются персональные выставки, где раскрывается талант каждого юного мастера.

Дизайнерской деятельностью дети могут заниматься и дома, поэтому большое значение придаём работе с родителями. В течение учебного года совместно с родителями проводили конкурсы на лучшую семейную поделку, различные мастер-классы. Родители интересовались методикой деятельности, помогали в подборе материалов, поддерживали интерес детей к творчеству дома. Таким образом, включились в совместную работу по развитию мелкой моторики детей в дизайнерской деятельности.

К концу учебного года у детей группы повысилось качество выполнения точных движений пальцами рук и кистью, способность координированной работы руки со зрительным восприятием. Дети активно использовали разнообразные изобразительные материалы, оборудование. Ориентировались в нетрадиционных техниках изготовления поделок. Ребята умели планировать свою деятельность, проявляли интерес к самостоятельному творчеству, к эстетической стороне окружающей действительности, искусству, художественной деятельности.

Список литературы.

1. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г. ;

2. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

3. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;

4. Перевертень Г. И. Искусные поделки из разных материалов. – М. : ООО «АСТ», 2005.

5. Тихомирова О. В., Бородкина Н. В., Соловьев Я. С. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС. Учебное пособие. – Ярославль, ГОАО ИРО, 2014

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими руками Использование дидактических игр и упражнений дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы компенсирующей направленности посредством дизайнерской деятельности
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 10:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД