Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Валентина Кузнецова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Актуальность выбранной темы:

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Работа по образовательному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму. В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к письму стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. Здесь следует выделить несколько взаимосвязанных проблем:

• У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук.

• Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

• Недостаточный уровень речевой активности.

• Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.

Исходя из этих проблем, данная методическая разработка, составленная и апробированная, имеет углубленную работу по развитию мелкой моторики как подготовки руки дошкольника к письму через использование нетрадиционных техник рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:

• Развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребёнка к письму.

• Развитию у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.

• Эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

• Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.

• Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

1. Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

4. Развивать творчество, фантазию.

Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования, в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества. Представленная вашему вниманию методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей 4-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.

Организация непосредственной образовательной деятельности:

Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагога во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 2 раз в месяц по подгруппам 5-6 человек. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.

Методы и приёмы обучения техникам нетрадиционного рисования:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2. Проговаривание последовательности работы.

3. Показ воспитателя, использование мультимидийной презентации с поэтапным изображением правильного положения рук при знакомстве с новыми техниками нетрадиционного рисования.

4. Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

5. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

6. Музыкальное сопровождение.

7. Оформление выставок.

8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Ожидаемый результат:

• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

• Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

• Повышение уровня развития творческих способностей.

• Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.

• Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце работы в ходе диагностики. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.

2. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

3. Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.

4. Образовательная область «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.

6. Образовательная область «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.

7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

8. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

9. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Методические рекомендации.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитывались возрастные особенности детей, с возрастом ребёнка постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средства развития и коррекции мелкой моторики рук у детей с ОВЗ. Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Одним из близких и доступных видов работы.

Программа дополнительного образования. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей».

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 25 мая 2013 в 20:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...