МААМ-картинки

Нравственное и толерантное воспитание старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр

Татьяна Стрельникова
Нравственное и толерантное воспитание старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр

Развитие нравственного и толерантного воспитания старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Актуальность. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи все чаще проникают в дошкольные учреждения.

Публикация «Нравственное и толерантное воспитание старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность - важные предпосылки организованного поведения. Взаимоотношения дошкольников формируются в игровой деятельности, как основного вида деятельности в дошкольном возрасте.

Формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни Это наилучший период для воспитания нравственности, именно этот возраст, когда закладывается начало для дальнейшего развития личности.

Цель формирования толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

воспитание у дошкольников миролюбия,

• принятия и понимания других людей,

• умения позитивно с ними взаимодействовать.

Современные ученые выделяют семь основных принципов толерантности :

• Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

• Уважение различий.

• Понимание индивидуальной неповторимости.

• Взаимодополняемость как основная черта различий.

• Взаимозависимость как основа совместных действий

• Культура мира.

• Сохранение памяти.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях

Задачи нравственного воспитания в старшей группе.

• Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо».

Воспитывать стремление к честности и справедливости. Развивать умение детей выражать свое отношение к окружающему, с уважением относиться к мнениям других людей.

Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру. Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе.

• Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

• Продолжать воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

• Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Интересоваться, какие у ребенка есть постоянные обязанности по дом

Задачи нравственного воспитания в подготовительной группе

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим).

• Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

• Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

• Продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям.

• Учить проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).

• Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей, развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе при следующих подходах:

1. Своевременное изменение предметно – игровой среды с учетом Обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Среда должна содержать элементы проблематизации, т. е. провоцировать детей на формулирование и решение проблемных ситуаций.

2. Воспитатель активно обогащает жизненный опыт детей в игре, учитывая, что основной источник игры ее содержание взято из реальной жизни. Поэтому нужно обращать внимание детей на те или иные компоненты социальной действительности, сферы человеческих взаимоотношений.

3. Играя в обучающие игры с детьми, воспитатель передает опыт традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию. Понимая ее условность, используя слова «а что, если?», и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.

Само понятие «ролевая игра» рассматривается в толковом словаре как форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений и может быть представлена как свободная импровизация, не подчиненная жестам и правилам.

Понятие сюжет в «Большой энциклопедии Кирилла и Мифодия» трактуется как способ развертывания событий, последовательность и мотивация, пространственно - временная динамика изображаемого.

С помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

В игре происходит усвоение моральных норм, правил. В игровых ситуациях дети учатся уступать, проявляют сочувствие, находят альтернативные выходы.

Существенное влияние на нравственное формирование личности детей оказывают ситуации, в которых нужно сделать выбор, чаще всего их называют «ситуации выбора», а именно это моменты, когда ребенок выбирает как ему поступить, руководствуясь знакомой и понятной ему нормой морали. Такая ситуация для ребенка должна быть сложной и требовать от него анализа своего опыта, а также держать в напряжении его мысли.

Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Задача воспитателя, помочь ребенку самому научиться добывать знания, радоваться каждому успеху, даже малейшей попытке проявить себя. Пусть ребенок видит и осознает, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. Только тогда он непременно станет выдающимся.

Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками.

В игре ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить). Например, Егору расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком - другое дело. Но крановщик - Алеша, а если он, Егор, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть?

Чтобы играть вместе, каждому приходится добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.

Старшим дошкольникам можно предложить следующие сюжетно-ролевые игры с целью воспитания нравственных качеств :

- «Семья». Данная игра воспитывает у детей качества, свойственные будущим родителям (чуткость, способность к сопереживанию, развивает умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях);

- «Больница». Игра воспитывает сочувствие, жалость, внимательное отношение к другим людям, вежливость;

- «Магазин». Данная игра воспитывает культуру поведения в общественных местах, помогает закрепить нравственные привычки говорить спасибо, пожалуйста, воспитывает дружеские взаимоотношения и другие игры.

- «Школа». Эта игра готовит ребенка к обучению в школе. Ребенок примеряет на себя новую социальную роль школьника - прилежного ученика, учит строить взаимоотношения с окружающими.

-«Библиотека» оказать социальную значимость библиотек; закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

-«Парикмахерская» развитие коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и гуманные чувства к окружающим.

Совершенствовать культуру общения в игре.

- «Летчики», «Космонавты», «Детский сад», «Дорога». Эти игры воспитывают у детей нравственно-волевые качества, готовят их к труду, Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.

Очень интересными, и воспитательно-значимыми, стали для детей старшего дошкольного возраста игры-путешествия, которые являются разновидностью сюжетных игр. Такие игры полезны для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, обогащают их эмоциональную и нравственно-приемлемую жизнь.

Наша жизнь не стоит на месте. Она постоянно вносит новые коррективы.

На сегодняшний день детская игра стала другой. Изменилась социальная действительность. Появляются новые профессии (администратор, маркетолог, риелтор, модератор, а значит новые возможности для расширения тематики сюжетно-ролевых игр.

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т. д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Вкусно и точка», «Модельное агентство», «Туристическое агентство». Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду».

Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»).

Наибольшее влияние на воображение дошкольников оказывает телевидение, дети стали предпочитать роли телевизионных героев. (Лол, Винкс, Леди Баг, Хаги Ваги, Кисси Мисси, Лалафанфан) Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей. Очень важно направить игру в нужное русло, способствовать положительному эмоциональному развитию детей, воспитывать в играх гуманные чувства - честность, справедливость, уважение к взрослым и сверстникам.

Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии.); стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привнесет в детскую игру новое содержание и новые умения.

Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки : куклы, мишки, Чебурашка, Буратино. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, конструктор. Дети могут использовать предметы - заместители (песок превращается в кашу, кубик в утюг и т. д.)

Выполняя определенную роль, ребенок учится взаимодействовать в соответствии с нравственными нормами, которые приняты в обществе. В игре ребенок самостоятельно проживает своей жизнью, а не учится жить. В игре он поступает так, как будет поступать в реальной жизни через некоторое время.

Профессиональный воспитатель должен помнить о чувстве собственного достоинства в каждого ребенка и обязательно давать возможность детям меняться ролями.

В играх ребенок видит сферу широких моральных отношений: ответственность, заботу, взаимопомощь. Играя в ролевые игры, ребенок усваивает моральные правила, правила ролевого поведения, в роли взрослого или сверстника. Дети осваивают деятельность взрослых, их отношение к своему труду, формируется положительное отношение к нормам и правилам поведения в обществе, к поступкам.

Сюжетно – ролевая игра – средство формирования культуры общения. В игре развиваются особенности личности ребенка:

– формируется подчинение ситуативных мотивов наиболее общим и высоким;

– формируются общественно – значимые мотивы, когда ребенок принимает на себя малоинтересную роль, чтобы игра состоялась;

– возникает новая психологическая форма обобщенных и осознанных мотивов.

Правила в игре, которые ребенок выполняет, добровольно формируют волевые черты характера и воспитывают сдержанность.

Особое внимание нужно обращать на поддержку интереса к действиям сверстника и установление правил поведения по отношению к нему.

В совместных играх необходимого внимания требует регулирование взаимоотношений детей, их общения. У дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации, чтобы дети пользовались этим в игре.

Роль дидактических игр в нравственном развитии

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

В центре внимания педагога -- воспитание у детей нравственных чувств и отношений : уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

В дидактических играх детей привлекает возможность добиться результата, проявить смекалку, твердость и выдержку. Этому служат игры типа «Лабиринт», многие народные игры - «Черное и белое», «Да и нет».

Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности.

Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

Подобные нравственные коллизии часто возникают и в играх с правилами: «ловишка» дотронулся до убегающего от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие «осаленные» водящим дети?

И еще об одном важном аспекте нравственного воспитания в играх.

Воспитание добрых чувств в играх – одна из сложных педагогических проблем, и положительное ее разрешение зависит от контакта с родителями. Не секрет, что многие родители не придают большого значения игре, как средству воспитания нравственных чувств. В связи с этим разъясняем родителям (на родительских собраниях, в беседах, консультациях, информационных стендах, что для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: «игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Чтобы у детей сформировалось полноценное выполнение нравственных норм, необходимо совместить усилия общественного и семейного воспитания.

Формы работы с семьей

Информационно-ознакомительные формы взаимодействия с родителями: через средства печати, организацию выставок и т. д.

Эпизодические посещения родителями МБДО: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками.

Тематические консультации.

Родительские конференции.

Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях.

Педагогические беседы с родителями

Информационные стенды

Практикум для родителей «В моей семье так»

Мастер-класс «Все начинается с детства»

Родительская гостиная «Семейные традиции»

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности.

Таким образом, при организации сюжетно-ролевых игр, нужно всегда помнить, что успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, в использовании любой педагогической ситуации. Вовлекая детей в игры нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекало бы детей и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер.

Выводы: игра, тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

В игре дети проявляют доброту, милосердий упорство, терпеливость. Очень хорошо, когда дети сами становятся организаторами, умеют подобрать материалы для игры, испытать себя. Сюжетно-ролевые игры сближают детей, учат коллективизму.

В процессе игры создаются различные ситуации, в результате которых дети учатся честности, справедливости по отношении друг к другу. Игра учит взаимовыручки. В игре ребенку поручают конкретные задания, которые в реальной жизни помогают преодолеть отрицательные качества

Публикации по теме:

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное и толерантное воспитание старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 11:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД