Папки-передвижки

Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования метода проектов

Екатерина Страхова
Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования метода проектов

Краткая аннотация проекта

Актуальность:

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Публикация «Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования метода проектов» размещена в разделах

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Цель: определить проявления одаренности у детей дошкольного возраста и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними по методу проектов

Задачи:

1. создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада для реализации проектной деятельности;

2. гарантия свободы и самостоятельности в познавательном развитии ребенка в условиях проектной деятельности;

3. поддержка познавательной активности детей.

Теоретическая и практическая значимость: результаты данного проекта могут быть использованы воспитателями ДОУ для работы с детьми.

Сроки проведения: долгосрочный (с сентября по май)

Постановка проблемы

Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему одаренности детей. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Детский сад сегодня ищет новые возможности, создающие обходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, формирования способности самостоятельно мыслить. Это требует внедрения в образовательный процесс инновационных форм, одной из которых является проектная деятельность.

Цели и задачи проекта

Цель: определить проявления одаренности у детей дошкольного возраста и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними по методу проектов

Задачи:

1. проанализировать особенности развития одаренных детей;

2. рассмотреть условия реализации по методу проектов;

3. экспериментально проверить методы диагностики одаренности;

4. разработать, апробировать и оценить эффективность системы проектов, направленных на развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы реализации проекта

В нашей работе мы использовали следующие методы :

1. метод анализа педагогической и психологический литературы,

2. метод составления комплекса мероприятий из проектов,

3. метод изучения передового педагогического опыта,

4. метод наблюдения,

5. метод тестирования.

I.Выявить особенности проявления одаренности у детей старшего до-школьного возраста. Измерить одаренность детей, до проведения проектной деятельности в группе. Для исследования использованы экспресс методики диагностики универсальных способностей для детей 4-5 лет кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова).

II. Провести беседу с воспитателями.

1. Понимают ли воспитатели значимость проектной деятельности для познавательного развития ребенка.

2. Особенности методики педагога по развитию проектной деятельности

3. Специфику работы педагога по развитию познавательной активности у дошкольника.

4. Роль педагога роль по развитию проектной деятельности : стороннего наблюдателя или прямого участника.

III. Создать специальные педагогические условия по развитию одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.

Эмоционально-благополучная атмосфера для детей. В это понятие включается: налаживание контактов с детьми, гарантия свободы и самостоятельности в познавательном развитии ребенка в условиях проектной деятельности, поддержка познавательной активности детей, развертывание партнерских отношений.

Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению познавательной активности детей.

Важно подчеркнуть, что осуществление проектной деятельности внутри дошкольного учреждения сопровождается изменением его функционирования, закономерно возникающим по инициативе взрослых (педагогов, родителей, включающихся в деятельность. Для реализации проектной деятельности необходимо перестроить всю систему образовательной работы с детьми: разработать гибкое расписание занятий, освобождающих время для проектной деятельности, организовать проектные мастерские в соответствии с интересами детей и возможностями воспитателей, привлечь к проектной деятельности родителей.

Кроме того, поддержка детской инициативы требует от педагога изменения правил взаимодействия с детьми, которые нужно выстроиться в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка и перехода на рефлексивную позицию по отношению к своей профессиональной деятельности.

Важно поддержать детскую инициативу, принять любую роль и раскрыть ее социальную значимость. На этом этапе необходимо отслеживать и фиксировать все проявления инициативы детей. Но здесь возникают трудности.

Все идеи детей собирают в специальный банк идей и начинают работать по реализации детских замыслов. Предварительно задаются мотивы, и важно выслушать идею каждого ребенка. Первое время, воспитателям, хочется что-то скорректировать, исправить в высказывании ребенка, сделать идею лучше и оригинальные, потому что нам трудно уйти с позиции критика, взрослого, наставника, учителя. И тем не менее нужно осознать всю важность именно детской идеи и принять ее в первоначальном варианте, так как высказал идею ребенок.

Вместе с детьми необходимо организовать специальное место, где можно решать различные вопросы и реализовывать свои замысел. В пространстве группы организуется проектная мастерская, в которой вырабатываются определенные правила работы над проектом. Создаются карточки-подсказки, в которых фиксируются позиции: «для кого выполняется работа; что придумал ребенок; рисунки идеи своего проекта; материал, из которого выполняется проект».

Для реализации был разработан тематический план «Приобщение детей старшего возраста к проектной деятельности», составленный на основе общеобразовательной программы под ред. Вераксы Н. Е. "От рождения до школы".

Комплексно-тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к проектной деятельности»

Тематический план работы проекты Содержание Формы реализации результатов сроки

Новогодний праздник «Скоро, скоро Новый год» -Беседа история новогодней елки.

-Ситуации общения «Новый год без елки»

-Конкурс новогодняя игрушка

-Спектакль «зимняя сказка» Чтение стихов, загадок Чтение рассказа В. Драгунского

«сестра моя Ксенья» поделки «пушистая елочка» фото коллаж (декабрь, январь)

Зимующие птицы «Мои пернатые друзья»

-Акция «Помоги птицам зимой»

-Оформлению групповой «Птичьей книги».

Изготовление кормушек.

Рассматривание фото-альбома Малеева «Животный мир Сибири»

(с загадками, стихами, рисунками, фото) (январь)

«Мой друг мяч»

-«Мой друг мяч» -Презентация сборника «Всё о мяче» -Развлечение «Знатоки мячей», вечер народных игр (совместно с родителями (с загадками, стихами, рисунками о мяче,фото коллаж рисунков, фотографий. (январь февраль)

Профессии наших пап

«Профессии разные нужны»

- Инсценировка стихотворения «Кем быть» В. Маяковского.

-Оформление совместно с родителя-ми альбома «Все работы хороши».

-Знакомство с детской литературой о труде взрослых, профессиях;

-Беседа с детьми о профессиях;

-Составление тематического каталога по данной проблеме;

Сюжетно-ролевые игры;

-Картотека загадок о профессиях. (февраль)

Наш город

«Путешествие по городу»

-Составление кроссворда «Осторожно, дорога!»,

- Викторины для родителей «Безопасная дорога»

-«Такие разные автомобили», изготовление памятки -«Знай сигналы светофора»,

-«Дорожная азбука», рисованного мультфильма

«Как правильно и безопасно переходить улицу», «Дорожный патруль», «Проезжая часть», «Автобус». -Проведение тематического занятия «Учите правила дорожного движения».

-оформление альбома с загадками, стихами, рисунками

-стенгазеты

-рисунки

-Изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр (Март)

Театр «Рукавичка»

-Изготовление «куклы-рукавички»

- «Эти сказки мы придумали сами». Совместная работа родителей и детей.

-Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды

-Выступление детей

фото коллаж (Апрель)

«Волшебница бумага»

- «Живая бумага» (оригами);

- «Волшебные фигурки»;

- Нарисовать «круговорот» бумаги;

- «Волшебница бумага»;

-«Это интересно» история возникновения бумаги,

свойства бумаги,

- «Живая бумага» вторая жизнь бумаги – аппликации,

оригами, поделки из бросового материала,

- «Удивительный мир книг»

-Оформить коллаж

-Организовать вы-ставку поделок из бумаги, Плакат-схема

- Выпустить фотоальбом

- Донести до родите-лей важность и интерес нового вида деятельности. Провести разъяснительную работу, дать рекомендации, консультации по оказанию действенной помощи детям в реализации этого проекта. (Май)

Ожидаемый результат:

1. созданию условия для оптимального удовлетворения и развития познавательных потребностей каждого ребёнка;

2. активизации познавательной деятельности воспитанников;

3. созданию условия для максимальной само актуализации и самореализации детей в различных видах образовательной деятельности;

4. совершенствованию творчества педагогов с помощью стимулирования педагогического поиска;

5. активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Оценка качества реализации проекта :

1 этап – подготовительный

В пространстве группы организовали проектную мастерскую

2 этап – выбор темы.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской дея-тельности.

3 этап – реализация проекта.

Организация деятельности детей в рамках проекта.

4 этап – презентация проекта.

Продукты проекта для детей

Продукты проекта для воспитателя

«При выполнении проекта самым трудным оказалось.»

1- распределить обязанности между участниками проекта;

2 - подготовить проект к защите и презентации;

3 - защитить и презентовать свой проект;

4 - отобрать необходимую информацию;

5 - спланировать работу над проектом;

6 - проанализировать собственные действия;

7 - другое.

«Чему научились в проектной деятельности

1 - презентовать результаты своей работы;

2 - формулировать и достигать цели;

3 - выбирать проблему для исследования;

4 - работать в команде;

5 - самостоятельно выполнять проект;

6 - другое.

Практическая значимость результатов

заключается в разработке системы проектов, направленных на развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатели ДОУ имеют возможность разрабатывать аналогичные проекты и применять их на практике с детьми для развития творческих способностей.

Публикации по теме:

Математическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования системы дидактических игр Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса Математика обладает.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов и техник По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной.

Дидактическая разработка «Условия использования метода проектов с детьми дошкольного возраста» .

Использование метода моделирования в систематизации экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Отношение между человеком и миром природы – острый и тревожный вопрос современности. В настоящее время эти отношения становятся «кризисными».

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехникиРазвитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА» Стендовый доклад "Развитие.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование метода моделирования Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте.

Реализация проектного метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаРеализация проектного метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - моя тема самообразования. Реализация проектной деятельности строится.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. В основе ФГОС ДО лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования метода проектов
Опубликовано: 7 мая 2018 в 17:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД