Папки-передвижки

Развитие речи детей средней группы

марина субботина
Развитие речи детей средней группы

Развитие речи детей средней группы

Цели и задачи:

Формирование словаря.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).

Публикация «Развитие речи детей средней группы» размещена в разделах

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, движение (бежит, мчится).

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Учить правильно употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п., несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Приобщение к художественной литературе

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.

Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Развивающая речевая среда

Удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

В уголок «интересных вещей» вносить наборы картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); иллюстрированные издания любимых книг; предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект (увеличительное стекло, узнавать о некоторых свойствах предметов (магнит) и т. п.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о том, какими смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали.

Формы реализации:

Занятия

беседы,

наблюдения,

игровые занятия,

экскурсии,

проблемно-игровые ситуации,

викторины, сочинение загадок и сказок,

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).

Занятия

беседы,

наблюдения,

игровые занятия,

экскурсии,

проблемно-игровые ситуации,

викторины, сочинение загадок и сказок,

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).

Занятия

беседы,

наблюдения,

игровые занятия,

экскурсии,

проблемно-игровые ситуации,

викторины, сочинение загадок и сказок,

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).

Средства развития коммуникации :

общение взрослых и детей;

культурная языковая среда;

обучение родной речи на занятиях;

художественная литература;

изобразительное искусство, музыка, театр.

Методы развития речи и коммуникации

Диагностика:

по итогам диагностики на начало года в данной области дети не умели пересказывать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин, забыли элементарные стихотворения, которые изучались в младшей группе.

По итогам диагностики на конец года в данной области дети рассказывают о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Имеют предпочтение в литературных произведениях. При повторном чтении проговаривают слова, небольшие предложения, пересказывают рассказ своими словами, отлично заучивают стихотворения. Основная масса детей называют некоторые жанры детской литературы, могут пересказать небольшое литературное произведение, составляют рассказы по сюжетным картинам. Проявляют эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Заучивают небольшие стихотворения наизусть. Могут повторить образцы описания игрушки. Дети в группе активно владеют бытовым словарем. Учатся использовать в речи употребляемые прилагательные, глаголы, предлоги, учатся развивать артикуляционный аппарат,

Скороговорки для детей средней группы

-С- и -Ш-

У осы не усы, не усищи, а усики.

А у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

* * *

Бежит лиса по шесточку.

Лизни, лиса, песочку.

* * *

Суслик на солнце сушил сухари —

Чиж проскакал, и исчезли они.

* * *

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шёрстку на спинке, хвостик и уши.

-3- и -Ж-

Зажглась зелёная звезда.

Запустят звездолёт туда.

* * *

Зебра с жёлтыми глазами

Зелень за щекой грызёт,

От усталости зевает,

Зебра скоро спать пойдёт.

-С- и -3-

Зазывает ветер, зевает, зевает.

Засмеялись дети: зима засыпает.

* * *

Звезду заметила коза,

Но опустила вниз глаза.

Известно, звёзды не достать.

Зачем козе о них мечтать.

С. МАРШАК

* * *

Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

* * *

Смотрит Света сквозь стекло,

Солнце светит всем светло.

-Ш- и -Ж-

Две мартышки бежали вприпрыжку,

Зажав под мышкой большие книжки.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

* * *

Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке,

И сказал еноту ё ж:

— Ты мне спинку не потрёшь?

-Т- и -Д-

В дубе дятлово дупло,

Дятлу в том дупле тепло.

* * *

Дятел-тятя и дятел-дитятя

Жили, минут понапрасну не тратя:

Дятел-тятя долбил кору,

А дятел-дитятя ловил мошкару.

* * *

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уткнулся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

-Л- и -Р-

Ландыши наш Лавр рвал,

Ларе ландыши давал.

Лара ландыши брала,

Рада ландышам была.

* * *

Роль лиры в мире мала,

Тем лира мне и мила.

* * *

Клара клала лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

* * *

Толстую холстину ловкий портной

Без напёрстка не проколет

Острой иглой.

-Т- и -Ть-

Тюлени надели парадные боты,

Когда на неделе вернулись с работы.

* * *

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетёрка с тетеревятами в лесу на ветке.

-Л- и -Ль-

Лара у Ляли играет на рояле.

* * *

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

* * *

Пилит толстый ствол пила,

Раскалилась добела.

* * *

Есть у Ляли кукла Леля,

Леля сделана из льна —

Ляле нравится она.

-К- и -Г-

Шаг. И шаг.

И снова шаг.

Заупрямился ишак.

* * *

На лугу под горкой

Лежит сырок с красной коркой.

* * *

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

-П- и -Б-

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка губа была тупа, тупа, тупа.

* * *

Топали да топали, дотопали до тополя,

До тополя дотопали, да топалы оттопали.

* * *

Бобр добр до бобрят.

-С- и -Сь-

Не допросишься Тосю

Подсыпать птицам просо.

* * *

Росла за горой, за пригорком

Сосёнка с подприсосёночком.

* * *

Носит Сеня сено в сели,

Спать на сене будет Сеня.

Песенки, потешки на тему «Деревья» для детей дошкольного возраста

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Ой, люли, стояла,

Ой, люли, стояла!

Некому во поле погуляти,

Белую березку заломати.

Ой, люли, заломати,

Ой, люли, заломати!

Я пойду во поле погуляю,

Белую березку заломаю!

Ой, люли, заломаю,

Ой, люли, заломаю!

Вырежу четыре я пруточка,

Сделаю четыре я гудочка.

Ой, люли, гудочка,

Ой, люли, гудочка!

Буду я по улице гуляти,

Буду во гудочки играти.

Ой, люли, играти,

Ой, люли, играти!

* * *

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Стоишь ты, кудрявая,

Посередь долинушки;

На тебе, березонька,

Листья зеленые;

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

* * *

— Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

— Я весной взошла,

Летом выросла,

По зарям цвела,

Солнцем вызрела.

* * *

Во поле рябинушка,

Во поле кудрявая стояла.

Как под той ли рябинушкой

Сидят четыре девушки.

Первая —

Катюшенька —

Шьет.

Вторая —

Марфушенька —

Прядет.

Третья —

Акулинушка —

Вышивает.

Четвертая —

Аринушка —

Зевает.

* * *

Тише дуй, ветерок,

Тише дуй на мой садок!

Я сама садик садила,

Сама поливала,

Стерегла, берегла.

* * *

Долина ты моя, долинушка,

Ты раздолье мое, мое широкое!

Вырастала роща, роща березовая,

Как по той ли роще росли пенушки,

Как по тем ли пням росли ягодки.

* * *

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

* * *

Солнце в лесу опускалось,

Все деревья одаряло:

Покрывало белое

Подносило липоньке,

Подарило дубу

Бархатную шубу,

Елке кинуло платок,

Клену — новый поясок,

А ракитам у реки —

Золотые перстеньки.

Латышская народная

* * *

От зари вечерней яркой —

Всем деревьям по подарку:

Дубу, дубу —

Золотую шубу,

Ясеню — сорочку,

Липам — по платочку,

В чаще каждому кусту —

По цветному лоскуту.

Латышская народная

* * *

Липа да калинушка

Люлечку качали.

Бабушка да матушка

К делу приучали.

Латышская народная

* * *

Плачут ивушки, осинки:

Осень листья рвет с ветвей.

У сосенки ни слезинки —

Платье зелено на ней!

Хоть зима, хоть весна —

Вся в зеленом сосна!

Латышская народная

Две сосны и ель

Две больших сосны

Стояли рядом,

А меж ними

Елочка росла.

Две сосны

Подружку укрывали,

Чтоб вершинку

Ветры не сломали,

Чтоб красивой

Елочка была.

Болгарская народная

Яблоня

Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния свалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали.

Дети оборвали!

Сербская народная

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Ежик в гостях у ребят» для детей средней группыКонспект НОД по развитию речи «Ежик в гостях у ребят» для детей средней группы Цель: развитие речи детей, закрепление произношения звука «ж». Задачи: - уточнить представления детей о ежах; - учить отвечать на.

Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы.Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы. Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам,.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» для детей средней группыКонспект НОД по развитию речи «Дикие животные» для детей средней группы Тема: «Дикие животные»Задачи: 1. Закрепить названия диких животных и их детенышей. 2. Формирование интереса к природе, понимания поведения.

Конспект занятия по развитию речи «Про трех снеговиков» для детей средней группы Задачи: продолжать учить детей слушать внимательно художественное произведение, запомнить содержание сказки, пересказывать, сочинять свою.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие речи в средней группе «Животные жарких стран»Развитие речи в средней группе «Животные жарких стран» На мольберте силуэтные изображения животных жарких стран: слон, зебра, крокодил, лев, кенгуру, страус, жираф, бегемот, черепаха, верблюд,.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Занятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группыЗанятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группы Конспект занятия в средней группе с применение технологии ТРИЗ Тема: «Маленькие волшебники» Білім беру саласы: Образовательная область:.

Автор публикации:
Развитие речи детей средней группы
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 15:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.

18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД