МААМ-картинки

Организация занятий по развитию речи в средней группе. Пояснительная записка

Мадина Гонибова
Организация занятий по развитию речи в средней группе. Пояснительная записка

Развитие речи. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155,

на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. Мозаика-Синтез 2014г. СанПиН 2.4.1.3049.

Публикация «Организация занятий по развитию речи в средней группе, Пояснительная записка» размещена в разделах

В средней группе проводится одно занятие в неделю.

18 занятий в год.

Продолжительность занятий от 15 до 20 минут.

Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь - входящий, декабрь - промежуточный, май - итоговый)

При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:

• Гуманизации;

• Дифференциации;

• Принцип непрерывности и системности образования.

Цели:

Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развивать все компоненты устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формировать словаря, воспитывать звуковую культуру речи.

Развивающая речевая среда.

• Способствовать развитию любознательности.

Формирование словаря.

• Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

• Продолжать учить детей определять и называть местоположение

предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать за-

менять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия

(там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

• Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи.

Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть

слова, начинающиеся на определенный звук.

Грамматический строй речи.

• Учить согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Связная речь.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в

составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

• Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и

динамичные отрывки из сказок.

Задачи:

Развивающая речевая среда.

• Обсуждать с детьми информацию о

предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им

ближайшего окружения. НРК

• Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более

точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;

помогать логично и понятно высказывать суждение.

• Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря.

• Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. НРК

• Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

• Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,

материалов, из которых они изготовлены.

• Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Звуковая культура речи.

• Совершенствовать интонационную выразительность речи

• Закреплять правильное произношение

гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,

шипящих и сонорных (р, л) звуков.

Грамматический строй речи.

• Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

• Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

• Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п., несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Связная речь.

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.

Содержание программы:

Программа по речевому развитию включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Планируемые результаты работы:

• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

• Активно употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница);

• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

• Подробно с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений; активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

• называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток.

• заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;

• употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

• употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Технические средства образования :

• Компьютер;

• DVD;

• Экран;

• Мультимедийные системы;

Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули.

Учебно-методический комплект, дополнительная литература:

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы 2014г;

• Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»;

• Картины;

• Игрушки;

• В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»;

• О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» ;

• Хрестоматия для малышей.

Публикации по теме:

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация занятий по развитию речи в средней группе. Пояснительная записка
Опубликовано: 29 августа 2014 в 18:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД