Папки-передвижки

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных образовательных технологий

Юлия Сухова
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных образовательных технологий

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Автор: Сухова Юлия Владимировна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных образовательных технологий» размещена в разделах

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей №31 «Родничок» г. Выкса

Воспитатель 1 квалификационной категории.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме: использование интерактивных технологий как средства развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Актуальность опыта определяется той уникальной ролью, которую играет речевое развитие в становлении личности ребенка - дошкольника. Сегодня в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта актуальной является проблема развития связной речи и формирование коммуникативной компетентности дошкольников, а также использование новых технологий в образовательном процессе.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Практика показывает, что у многих детей есть проблемы в речевом развитии :

• Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером.

• Не достаточный словарный запас;

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• Бедная диалогическая речь;

• Затруднения в выстраивании монолога;

• Отсутствие умения обосновать свои утверждения.

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия : ребёнок лучше запоминает и усваивает то, что он делает. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Таким образом, особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий как средства развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Этот вопрос рассматривали в своих работах отечественные психологи: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова и др.

Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами ДОУ. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечёткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции.

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. К ним относятся интерактивные технологии.

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, «диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника»

При этом внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

• II младшая группа – работа в парах, хоровод;

• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;

• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках,

аквариум, большой круг, дерево знаний.

Цель работы: развитие связной речи дошкольников посредством интерактивных технологий.

Задачи:

1. Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации.

2. Поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

3. Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.

4. Развивать умение работать в подгруппе: определять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности

5. Развивать информационно-коммуникативные умения (умение договаривать, слушать и слышать друг друга).

Рассмотрим некоторые интерактивные технологии, которые можно применять для развития речи дошкольника. Все эти виды работ были «опробованы» с детьми старшей и подготовительной группы. Опыт показал, что подобные задания не только эффективны в отношении развития способности дошкольников к речевому творчеству, но и очень интересны детям.

Интерактивная технология «Работа в парах». Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполняют предложенное задание. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Примеры работы в паре:

- дети по очереди описывают картину.

-«Назови первый звук в слове»

-работа по мнемотаблицам

-«Микрофон».

Интерактивная технология «Карусель». Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют например «твердый согласный», а дети стоящие во внешнем круге «мягкий согласный». Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные (домашние животные, дикие животные).

Также исследуемый объект помещается в центр карусели

(это может быть кусок льда, деревянный кубик, резиновый мяч и т. д., а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых дети задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: съедобный предмет или несъедобный; какой предмет на ощупь; из чего сделан предмет; какого цвета, размера предмет и т. д.

Интерактивная технология «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Аквариум чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей.

Эта технология дает возможность детям увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

Интерактивная технология «Цепочка»- помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основой этого приема составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

- Рассказать сказку.

- Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.

- Называть слова на последний звук слова («Предметы»)

- Назвать пословицы о дружбе.

- Назвать сказки в которых есть сказочный герой «Волк».

Другой вариант использования данного метода : первый ребенок называет объект, второй - его свойство, третий - объект с теми же свойствами. Например, морковь - морковь сладкая - сладким бывает сахар - сахар белый - белым бывает снег. и т. д.

Интерактивная технология «Интервью». На этапе закрепления знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь. Дети выбирают корреспондента, который опираясь на специальные карточки - подсказки задает вопросы о каком-либо событии.

У нас в группе есть уголок речевого развития «Страна красивой речи», в котором живет наш микрофончик и доступен детям в любое время и пользуется неимоверной популярностью.

Интерактивная технология «Реклама на телеканале «Речевичок»».

Дети часто приносят в группу различные игрушки, настольные игры, энциклопедии. В режимные моменты мы устраиваем рекламу на телеканале. Дети охотно рассказывают, описывают свою вещь. Где ее приобрели, как с ней можно играть, что в ней особенного. В конце рекламы обязателен вывод: Я рекомендую приобрести или поиграть или прочитать.

Интерактивная технология «Микрофон»

Микрофон - метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Например : Кем бы я хотел стать, когда вырасту…потому что.

Утром на ковре с микрофоном. Например: Что интересного у вас произошло в выходные, или что вы видели когда шли в детский сад. Или день рождения и поздравляем

Интерактивная технология «Хоровод» - прием способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Съедобное – не съедобное», «Назови ласково», «Противоположности», «Один-много».

Интерактивная технология «Дискуссия» - это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю.», «Я считаю.», «По моему мнению.», «Я согласен, но.», «Я не согласен, потому что.».

Интерактивная технология «Синтез мыслей» - метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Нарисовать человека или дом, какие необходимые предметы или условия должны находиться.

«Дерево знаний» - это метод работы развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Заранее готовится демонстрационный материал в виде съемных карточек-схем с предметными картинками по определенной теме на макете дерева. Дети, объединившись в малые группы по 2-4 человека, выполняют задания, дети из других групп оценивают правильность ответа.

Интерактивная технология «Предвидение» - метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы. Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я - первый месяц осени - сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу.». Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов. Дается время для индивидуального размышления над проблемой (до 10 мин., затем собирается дополнительная информация для принятия решения. Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы.

Интерактивная технология «Рафт». Эту технологию можно использовать на заключительных этапах какой - либо темы.

Ребенок выбирает себе роль (животного, растения, птицы, предмета и т. д.)

Например, при изучении темы «Домашние животные» ребенку дается задание: Представь, что ты котенок. Что ты можешь рассказать о себе? Ребенок от лица котенка рассказывает все, что узнал о данном животном. Чтобы ребенок лучше вжился в роль, можно предложить ему маску данного животного или насекомого или предметы – заместители. Детям очень нравится перевоплощаться в животных или предметы.

Благодаря использованию этой технологии активно развивается монологическая речь, дети учатся говорить связно, использовать в своей речи эмоционально – экспрессивную лексику.

Кейс-технология. Традиционно считается, что этот метод сложен и потому подходит больше для детей школьного возраста. Однако это не совсем так, если при его использовании учитывать возрастные особенности дошкольников.

Кейс-технология - «это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией».

Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия.

Я использую такие вида кейсов :

- кейс-иллюстрация;

- фото-кейс.

Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

Сначала следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия. После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация, а затем и все остальные. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все дети.

Таким образом, кейс-технология предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста :

- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушать другого и прийти к общему решению;

- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- умение отстаивать свою точку зрения в общении;

- умение принимать помощь;

- умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

В заключение хочу отметить, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация», «Речевое развитие» :

-развивают свободное общение со взрослыми и детьми;

-развивают все компоненты устной речи детей;

-способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Использование этих технологий в комплексе дает хороший результат по обогащению словарного запаса детей, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; овладение воспитанниками нормами речи.

Совместная деятельность дошкольников в ходе интерактивной технологии происходит в процессе доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивает их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие формы сотрудничества.

Таким образом, интерактивные технологии в работе с дошкольниками – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Список литературы

1. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками : Учебно методическое пособие / В. А. Филиппова [и др. ] / Под научной редакцией профессора ТГУ И. В. Руденко. – Тольятти: Издательство ТГУ, 2012. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm

4. Ушакова О. С. Развитие речи детей : Программа; методические рекомендации; Конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Вентана Граф, 2008. – 288 с.

5. Скворцова О. В. Инновационная деятельность по внедрению интерактивных технологий в образовательный процесс детского сада / О. В. Скворцова, А. Ш. Мингалеева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/119/80119/60527?p_page=38

6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная развивающая среда детского сада" Учеб. пособие М., 2004

7. Ельцова О. М., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

8. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных образовательных технологий
Опубликовано: 29 октября 2021 в 20:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД