Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными способами рисования

Екатерина Богданова
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными способами рисования

Изобразительная деятельность ребенка является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического и умственного развития детей. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что – то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали. При этом решается еще одна важная задача – подготовка руки к письму.

Публикация «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными способами рисования» размещена в разделах

Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка, создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми; выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением. Ведь рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Это значит, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

Начиная с раннего возраста надо побуждать детей к творчеству. Учить видеть мир в живых красках. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому надо зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который надо зажечь».

В ходе работы по нетрадиционным способам рисования я поставила перед собой следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования;

- предоставить детям возможность упражняться в них;

- со – участвовать в НОД, по возможности давая образцы действий;

- побуждать детей вносить дополнения в уже выполненные работы.

Основной формой обучения является НОД. Длительность занятия зависит от возраста детей. При планировании образовательной деятельности учитываю их возрастные особенности. Самое главное – не навязывать ребенку свою помощь, дать ему возможность рисовать так, как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребенку, что он ничего не умеет делать так, как надо. А ведь перед нами творческая личность.

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности, инициативе детей. Поэтому на занятии нужно использовать не образец для подражания, а показ нескольких способов изображения, оставляя за ребенком право выбора. Важно, чтобы, выполняя то или иное задание, каждый нашел свой, неповторимый образ, чтобы получившиеся рисунки были своеобразными, непохожими один на другой.

Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но также включает в себя 3 части: вводная, основная, заключительная.

Вводная часть.

Каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение у детей, объясняется новый материал.

Практическая часть.

Здесь дети выполняют задание, а я при необходимости помогаю советом, провожу индивидуальную работу.

Заключительная часть.

В ней подводится итог занятия, анализируются работы детей.

Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества.

Во – первых, детям это нравится.

Во – вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей.

При работе учитываю следующие принципы:

1 От простого к сложному, где предусмотрен переход от простого к сложному.

2 Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка.

3 Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная

память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или

представление.

4 Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатления, полученные

ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Популярна на занятиях и коллективная работа.

При проведении коллективной работы нужно обращать внимание на общение детей, на конечный результат, который получается эмоциональным, красочным. Во время работы необходимо наблюдать за поведением каждого ребенка, замечать, какие обращения в его адрес будут для него более перспективны. Так «тревожным» детям следует реже делать замечания и тем более в присутствии товарищей. «Нетревожных» целесообразно, наоборот, активизировать.

Коллективные работы на занятиях позволяют детям общаться, обсуждать интересные решения. Полное взаимодействие детей возможно только при правильной организации коллективной работы.

Условия, необходимые для успешного проведения занятий по нетрадиционному рисованию :

1 Учет возрастных и психологических особенностей детей;

2 Учет реальных возможностей детей;

3 Рационально подобранные темы, соответствующие целям обучения, интересам детей.

Многие занятия по изобразительной деятельности связаны со сказкой. Она помогает создать настроение. Стимулирует творческую активность в создании художественных образов.

Дети играют со сказочными героями, отправляются с ними в путешествие, помогают в беде, учатся добрым поступкам, превращают злых героев в добрых, жадных – в щедрых, мирят поссорившихся. Сказочные герои приходят к детям в гости и приглашают их в сказку. Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеек, трава, деревья.

Наряду с русскими народными и литературными сказками можно использовать и сказки собственного сочинения, которые помогают лучше раскрыть тему, целенаправленно мотивируют детей на предстоящую деятельность.

В дошкольном возрасте на НОД по рисованию активно используется игра. Вначале с детьми можно обыграть сюжет будущего рисунка с помощью игрушек. Предметов, сопровождая занятие эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков.

Выставка – очень важный момент сравнения своей работы с работами сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Никто из детей не остается безучастным. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

К своей работе по нетрадиционному рисованию я активно привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям. Занимаясь дома с детьми по рисованию, родители должны знать следующие правила:

1 Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и

необходимое для этого физическое и психологическое пространство.

2 У ребенка не должно быть недостатка в художественном материале.

3 Работа ребенка не должна подвергаться критике.

4 Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в

удобном для него месте.

Чтобы расширить кругозор родителей, провожу экскурсии по выставке детских работ (дети сами рассказывают о своей деятельности, совместные праздники, оформляем папки – передвижки, буклеты. Использую и такую форму работы, как домашнее задание.

В результате проводимой работы родители получают методическую помощь и рекомендации по развитию творчества детей нетрадиционными способами и у них появляется возможность помочь своим детям дома, справиться с затруднениями, заинтересовать малыша личным примером. Более того, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становиться ребенок.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самой верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Учить рисованию можно начинать, когда ребенку нет еще и года. Но в этом возрасте он еще не умеет пользоваться красками, карандашами. Руки малыша – вот «инструменты», которые ему необходимы. А взрослые должны предоставить больше свободы для детского творчества.

Известно, что до 2 лет дети должны пройти этап «размазывания» руками. Так пусть это будет гуашь, чем каша или суп.

Пальчиковым способом мы рисуем следы зверей, гусеницу, украшаем разноцветными шарами елку, яблоки на яблоне.

Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмыть мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем возрасте желание творить может уже никогда не проснуться.

С возрастом у ребенка появляются новые возможности для освоения интересной техники.

Постепенно ребенок учится угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивает их т. е., фантазирует. Далее ему не только интересно, но и полезно изучить возможности своей руки, ведь с помощью одной единственной ладошки можно получить множество самых невероятных и забавных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в самые настоящие шедевры. Дети в восторге, когда в результате рисования ладошкой получаются рыбки,

цветы, животные.

А когда после физкультурной разминки или игры рисунки высохнут и дети дорисуют недостающие детали, перед глазами предстает целая картина. Радости нет предела! И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Пальчиковый способ далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, которые я использую в своей работе.

Вот, например, на одном из занятий мы с детьми играли в игру «Кляксы – ляпсы». Складываем лист пополам и на одной из сторон рисуем кляксы: набираем на кисть любимую краску, стряхиваем капельки краски на бумагу. По желанию можно и добавить другую краску. Сгибаем лист пополам и разглаживаем ладошкой произнося слова :

Красный, желтый, голубой

Кляксу любим мы с тобой!

Сказка начинается

Клякса превращается!

Разворачиваем листок и смотрим, что за картина получилась. Это может быть и бабочка, и цветочная поляна, и клоун – циркач! Все зависит от воображения детей, от их фантазии.

В ходе этой работы дети учатся выражать разнообразные чувства, настроения, создают оригинальные «абстрактные» композиции и придумывают к ним разнообразные истории.

Каждый из нас пользуется любимыми цветами, а значит, передает зрителям свое настроение. Рисунок, где больше красного цвета – самый веселый, солнечный. Если наша картина нарисована зеленой краской – она по настроению спокойная, если синего или голубого – задумчивая, а если черного – печальная.

Очень интересные работы получаются в результате способа «набрызг». Работа выполняется на горизонтальной плоскости – за столом или на полу. Перед ребенком лежит чистый лист бумаги. Поролоновой губкой слегка смачиваем лист бумаги. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. В результате получается цветная поляна, праздничный салют или волшебный сон. Здесь важно предоставить малышам время рассмотреть, всмотреться, удивиться.

Звездочки на небе очень хороши,

Пусть же с ними встретятся наши малыши!

Во время рисования можно напевать знакомую песню. Она собирает детей и, самое главное, создает атмосферу добрых чувств, положительных эмоций.

Совсем иная по основным приемам работы техника акватуши или акватипии. Разводим гуашь и крупно, широкими мазками рисуем на бумаге дерево, дом, животное или человека – что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь подсохнет, покрываем лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). Затем проявляем рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь – частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании. Ну разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники- художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

В своей работе я использую метод, который не требует от детей профессионального изображения – это метод «тычка».

Здесь необходима гуашь и жесткая кисть. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ее по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Этой техникой можно начинать работать с младшей группы. С малышами мы вначале рассматриваем, а затем обводим пальчиком данный предмет, называя вслух его части (ухо, голова, нос, хвост). В результате этого метода получается имитация пушистой фактурности

или колючей поверхности.

А с каким восторгом показывают малыши свои работы родителям, при этом ни один из них не спутает свой рисунок с рисунком другого! Еще и расскажет маме и папе, что он рисовал и как рисовал.

При создании работ в технике «граттаж» необходима тушь. Этот метод применяется с детьми старшего дошкольного возраста. Но можно экспериментировать и с детьми среднего возраста. Им можно предложить готовую тонированную бумагу. Дети же старшего дошкольного возраста готовя бумагу для этой техники сами. Берем альбомный лист, натираем его плотным слоем воска (свечой, затем тонируем черной тушью. Если тушь плохо ложится на воск, в нее надо добавить несколько капель шампуня или покрыть лист тушью еще раз. Просохший лист готов к работе. На нем дети процарапывают рисунок стекой или деревянными палочками разного диаметра. Перед тем, как начать рисовать, необходимо дать детям пробный лист, чтобы они почувствовали

материал.

Важное значение в изобразительной деятельности занимает работа со штампами. Штампы- надежные помощники при подготовке руки ребенка к письму. Выполнение заданий с использованием штампов способствует развитию кисти руки ребенка, ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки.

Штампы можно приобрести в магазине или изготовить самим. Штампы из подручного материала бывают разовые (их можно сделать из сырого картофеля) или длительного пользования (из ластика).

Работа со штампами проводится в несколько этапов:

- Ребенок использует один штамп.

- Когда ребенок овладеет техникой нанесения рисунка с помощью одного штампа, ему предлагается более сложный вариант – использование двух штампов попеременно.

- Использование двух штампов одновременно: в одной руке штамп одного вида, в другой- штамп

другого вида. Эту работу выполняют дети старшего дошкольного возраста.

С помощью штампов мы рисуем снежинки, украшаем одежду, посуду.

Интересно использование в нетрадиционном рисовании оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, оттиск пенопластом. Этими средствами дети дополняют свои работы в свободное от занятий время. У детей совершенствуются умения и навыки в свободном экспериментировании различными материалами, а работы получаются более выразительные, красочные.

Занимаясь нетрадиционными способами рисования я вижу, что у детей возрос интерес к НОД по изобразительной деятельности. Они творчески всматриваются в окружающий мир, находят разные оттенки, они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, самостоятельно находят средства для его воплощения. А некоторые дети обретают уверенность в себе, робкие преодолевают страх и чувствуют себя маленькими художниками.

Осваивая нетрадиционные способы рисования я пришла к выводу : если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать, импровизировать.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 21 "Сказка" Севрюковой Любови Николаевны. Условия возникновения опыта: Опыт формировался в условиях.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования Тема моей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования» Целью выше.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театрализованная игра привлекает всех ребят, но дети младшего возраста, боятся групповой деятельности. Как привлечь малышей к театрализованным.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» (Никитина. Б. Н.). Ранни возраст-это возраст интеллектуального развития ребенка,так как в старшем дошкольном возрасте значительно сложнее.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». … Это правда! Ну чего.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Презентация. «Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через сказку «Теремок»» Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: один месяц Количество.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. В соответствии.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными способами рисования
Опубликовано: 11 июня 2017 в 21:26
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД