МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы группы)

Пиня Наталья Петровна
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы группы)

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии и поэтому перед системой образования ставится основная цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Таким образом, необходимо воспитывать в наших детях смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Иначе говоря, все то, что находит яркое выражение в их творчестве. Отсюда следует, что одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы группы)» размещена в разделах

Мы часто слышим выражение «креативный человек». Подобная лестная характеристика – свидетельство признания. Но что стоит за ней?

Во всех сферах жизни востребована творческая личность. Жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал – найти в себе желанный креатив.

При всем внимании к теме развития креативности, следует признать, что традиционное образование направленно на восприятие и получение знаний в готовом виде, обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность. В словаре мы находим определение: «Творчество – это создание объективно нового, ранее не создаваемого». Педагог – новатор Б. П. Никитин выделил следующие условия успешного развития творческих способностей :

• Раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего физического развития (плавание, гимнастика, ползание).

• Создание обстановки, опережающей развитие детей (книги, карты, спортивные снаряды, строительный материал). Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Не ждать, когда ребенок достигнет определенного возраста. Ведь никто не задумывается пора или не пора начинать говорить с ним, с ним просто говорят. То есть заранее обеспечены условия развития.

• Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и поднимает этот потолок все выше и выше. Не стоит опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать одно важное условие – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, чередовании дел, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

• Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Здесь уместно вспомнить стихотворение С. Я. Маршака.

Он взрослых изводил вопросом: «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему и они (рано или поздно) непременно проявятся. Увы, далеко не все дети сами могут найти верную дорогу, и таланты, действительно заложенные природой, иногда не раскрываются. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей.

Осознав всю актуальность данной проблемы, мы начали, и на протяжении всего года продолжаем работу по развитию творческих способностей детей через различные виды деятельности: продуктивную - рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги; театрализованную - сценки, инсценировки, разыгрывание сказок, потешек; музыкальную – песни, частушки, танцы, слушание музыки, музыкальные игры. В начале года дети были очень скованны, не активны, ждали образца для подражания. Для реализации творческих задач мы организовали в группе «уголок детского творчества». Чтобы поддерживать интерес необходимо не только вносить разнообразие в техники рисования, но и использовать нетрадиционные материалы. Там находится много необычного материала: различная бумага, кусочки ткани, меха, семена растений, трубочки для коктейля, ракушки и многое другое. Умение придумать и сделать что-то- это умение создать орудие своей деятельности. Мы вводим интеграцию в непосредственно образовательную деятельность, что позволяет детям воспринимать мир как единое целое. Образовательная деятельность интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

1) социальные, в том числе нравственно-этические;

2) эмоционально - чувственные, включая музыкальные;

3) художественно-эстетические;

4) логико-математические;

5) естественно – научные.

Например, в процессе изучения темы «Одежда» дети после знакомства с различными её видами, назначением, способами производства выполняли аппликацию из ткани, изготовив самостоятельно выкройки из картона, на время став модельерами. Во время осеннего листопада мы с ребятами изготавливали цветы, при помощи листьев, проволоки и скотча, а при изготовлении подарков для мам к 8 марта, нам пригодились даже розовые и белые салфетки. Часто в нашей группе во время различной деятельности звучит музыка.

Игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка, раскрыть его творчески. Они помогают создать интересную и радостную обстановку в группе. Дети любят игры «Да – нет», «Хорошо-плохо», «Запомни цепочку», «Объяснялки», также такие как «Что получится, если подружатся разноцветные точки?», «Я знаю» и многие другие. Обожают составлять загадки, небылицы, сказки. Сюжетно- ролевые, творческие, режиссёрские игры неотъемлемая часть жизни детей нашей группы. Дети закрепляют в них знания, полученные в процессе образовательной деятельности, фантазируют и творят. Ребятами освоены такие игры как: «Ателье», «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Журналисты», «Инспектор ГИБДД». Они любят устраивать концерты по собственным сценариям, петь песни, читать стихи, танцевать, изображать разных животных.

Часть обучения проводится совместно с музыкальным руководителем- это, например, сезонные развлечения, утренники, а также постановка музыкальной сценки под названием «Там, где нет песен- и желудей не бывает», которая изначально являлась частью открытого занятия моей напарницы, а теперь она пользуется успехом и мы её показываем, как самостоятельное произведение детям из других групп. Все костюмы и декорации были выполнены родителями и воспитателями группы.

Одной из форм сотрудничества с семьёй является проведение детско-родительских досугов, развлечений, спортивных праздников интегрированного характера. Целью таких занятий является формирование способов взаимодействия детей и родителей. Совместное творчество дети и родители проявляют, участвуя в конкурсах, акциях, проектах: «Дары Осени»-изготовляли поделки из осеннего урожая, «Новогодняя игрушка» -проявляли фантазию, делая украшения для ёлки, «Кормушка для птиц»- совместно проявляли заботу о братьях наших меньших, «Вода в жизни человека» -большой совместный проект, нашедший большой отклик среди родителей, «Планета жизни» -городской экологический конкурс, который привёл нашу группу к двум призовым местам, участие в конкурсе, объявленном Всероссийским картографическим обществом, оформление газеты к празднику 8 марта- изготовил родительский комитет для поздравления всех женщин –воспитателей и родителей детского сада. Прийдя гостями на утренник, посвящённый 8 марта, наши родители были приятно удивлены тем, что им не придётся быть просто зрителями, а надо будет проявить свои актёрские способности. Сценка, которая являлась частью сценария, была явным сюрпризом. От родителей требовалось выполнять то, о чём говорилось в импровизированной сказке. В итоге и дети, и родители были в восторге. Прогулки мы тоже не обошли своим вниманием. Снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения. Дети с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурах. Подвижные игры- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. В них отражаются образ жизни людей, желание проявлять творческую выдумку, находчивость, волю к победе.

Работая по данной теме на протяжении этого года, на данном этапе мы можем сделать вывод, что благодаря развитию творческой личности, введению интеграции в образовательный процесс у воспитанников повысилась речевая активность, самостоятельность, инициативность. Снизилась общая напряженность, скованность детей, они стали более открытыми и раскрепощёнными. В своей работе мы учитываем не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Каждый ребенок личность, которая формируется по своим особым законам. Мы стараемся не вторгаться в это узкое личное пространство, а по возможности направлять, увлекать, подбадривать. Есть дети, которые любят выступать, высказывать свое мнение, быть в центре внимания. Таких детей спрашиваем в первую очередь, даём им возможность проявить себя, показать пример другим, менее уверенным в себе ребятам. А наши тихони с удовольствием участвует в хоровом пении, общих танцах, ответах по цепочке, когда все на равных.

Проводя с детьми много времени, имея возможность наблюдать их на занятиях, в музыкальной и физкультурной деятельности, в общении друг с другом, делаем для себя заметки. Своими размышлениями делимся с родителями. Обращаем их внимание на то, что получается у ребенка лучше всего, чем он интересуется, и в соответствии с этим, советуем развивать эти способности дальше, записав своего малыша в кружок, студию, музыкальную школу. Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы

должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы

поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками

творчества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем»Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем» Программа кружка словесного творчества "Творим, выдумываем, сочиняем"Программа по развитию словесного творчества детей 5-7 лет базируется.

Современные методы и приемы творческого развития детей дошкольного возраста Современные дошкольные образовательные учреждения пытаются совместить государственные программы с новыми гуманистическими, личностно-ориентированными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы группы)
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 08:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД