Лучший педагог года

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Светлана Сухорукова
Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, ДОУ и родителями встаё т задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Публикация «Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования» размещена в разделах

Поисково-исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. В процессе детского экспериментирования ребёнок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает. Вместе с тем детское экспериментирование в практике ДОУ используется ещё недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Это обусловлено рядом причин:

- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, так как в имеющихся публикациях в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами;

- недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования для всех возрастных групп; не конкретизированы методы и приёмы, способствующие овладению навыками исследовательской деятельностью и развитию творческой активности и самостоятельности; нет конкретных требований к созданию предметно-развивающей среды;

- не выделены психолого-педагогические основы организации детского экспериментирования в ДОУ.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определённую задачу, дают средства её решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Обучение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Детское экспериментирование строится самим ребёнком, а не задаётся взрослым, и направленно на познание и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.

Система работы по организации детского экспериментирования в детском саду строится на основе знаний возрастных особенностей детей с учётом их индивидуальных личностных способностей и возможностей.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психологическими возможностями. Их отношения со взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и т. д.

Поэтому старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.

Задачи исследования:

-изучить психолого-педагогические основы детского экспериментирования как особой формы поисковой деятельности, определить его сущность и структуру;

- выявить возрастные особенности творческой активности и самостоятельности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования;

- охарактеризовать разработанную модель обучения детскому экспериментированию;

- апробировать разработанную модель организации детского экспериментирования.

Методы исследования:

- изучение и осмысление литературы по проблеме исследования;

- обобщение данных наблюдений;

- диагностика, тестирование;

- беседа с психологом;

- разработка, обобщение и внедрение передового опыта;

- организация обучения детскому экспериментированию;

- методы математической статистики.

Систему методической работы по проблеме << Детское экспериментирование >;> можно представить в виде таблицы:

Публикации по теме:

Развиваем творчество у детей с общим недоразвитием речи Жизнь в эпоху научно-технического прогресса стала все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Развитие креативного мышления у дошкольников через нетрадиционные методы рисования Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 03:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД