МААМ-картинки

Развитие у детей дошкольного возраста общения и взаимодействия со сверстниками в игре с правилами

Исмагилова Филюза
Развитие у детей дошкольного возраста общения и взаимодействия со сверстниками в игре с правилами

Ребенок – это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими. Общительный человек всегда уверенно чувствует себя в компании людей, независимо от их социального статуса. С таким человеком всегда интересно и комфортно, как правило, они являются «душой» любой компании. Для того чтобы достичь таких результатов, ребенок за период своего дошкольного детства, проходит через определенные формы общения.

Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста общения и взаимодействия со сверстниками в игре с правилами» размещена в разделах

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. В стандарте сказано, что содержание Программы дошкольной организации должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а при проектировании образовательного процесса необходимо помнить о том, что дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в стандарте и закреплено, что образование входит в жизнь ребенка через ворота детской игры. Именно это положение и обуславливает актуальность данного исследования. общение игровой духовный

Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.

Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Я предлагаю познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками].

1. Упражнение «Составь рассказ».

Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: «Я люблю, когда…», «Когда я сердитый…», «Меня беспокоит…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…». Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик. Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.

2. Беседа «Как стать самим собой».

В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.

3. Упражнение «Рисуем себя».

Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.

При успешном развитии малыша, каждая из нижеперечисленных форм общения формируется на определенном этапе дошкольного детства.

От 2-х до 4-х лет

Одной из первых форм общения со сверстниками, которым овладевает малыш, считается ситуативно-личностной, для нее характерен период с 1до 6 месяцев. При рождении у ребенка отсутствует потребность в общении. Но его развитие не стоит на месте. Спустя месяц, малыш начинает реагировать на присутствие взрослого человека. Он начинает их узнавать и реагировать на их появление. Первичное общение основывается на гулении, лепете и первым несложным словам.

Следующей формой общения, которой овладевает ребенок, носит эмоционально–практический характер.

На втором – четвертом году жизни, попадая в детский коллектив, малыш приобретает свой первый опыт.

Ему нравится находиться среди детей, ребенок испытывает повышенное внимание к ним и проявляет интерес к действиям других дошкольников. К трем годам, показывая свои достижения, малыш пытается привлечь внимание сверстников к себе, в надежде на самовыражение. Также, он с интересом принимает участие в забавах и шалостях других детей, усиливая веселье от общей игры.

Дети до 4-х лет

До 4 лет для детей большое значение имеет их собственная значимость в детском коллективе.

В общении со сверстниками они очень часто произносят: «ты мой друг», «ты моя подруга». Если ребенок, на подобную реплику, получает положительный ответ от сверстника, то он улыбается, и наоборот, фраза «нет, я не твой друг» — может вызвать у ребенка протест либо слезы. Подобная реакция говорит о том, что в сверстнике малыш способен воспринимать только отношение к самому себе, для ни какого значения не имеет настроение или действия своего товарища. В этом возрасте сверстник служит для малыша зеркальным отражением самого себя.

Дети 4-6-ти лет

Следующей формой общения со сверстниками считается ситуативно-деловая.

Для нее характерен период с четырех до шести лет. Если развитие ребенка происходит в дошкольном учреждении, то малыша больше привлекает общение со сверстниками, чем со взрослыми. К четырем годам ребенок уверенно владеет речью и имеет небольшой опыт социальной жизни, эти факторы способствуют развитию ролевой игры.

От форм игровой деятельности в одиночку, где действия с предметами были ведущими, дети начинают играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.

В коллективных играх формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников. Игры в магазин, больницу, зоопарк учат детей договариваться, избегать конфликтных ситуаций, правильно вести себя в обществе. Взаимоотношения дошкольников больше напоминают деловое сотрудничество и являются приоритетными, а общение со взрослыми являются второстепенными и больше похожи на консультации и советы.

Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка.

Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе. Ребенок, любыми способами, пытается к себе привлечь внимание товарищей. В их мимике и взглядах он старается найти признаки позитивного или негативного отношения к своей персоне. В эмоциональной форме он уже может выразить обиду или упрекнуть других дошкольников в недостаточном к себе внимании.

В этот период детям свойственно проявлять интерес к действиям своих товарищей. Они являются их невидимыми наблюдателями. Ребята внимательно, с признаками некой ревности, следят за действиями дошкольников – сверстников, подвергая их поступки оценке и критике.

В случае если взрослыми оценка поступка другого товарище не совпадает со взглядами ребенка, то он может в одной из острых форм отреагировать на нее.

В 4-5 лет, в процессе общения со взрослыми, дети интересуются у них о некоторых успехах своих товарищей, при этом не забывают подчеркнуть на их фоне и свои преимущества, а о собственных неудачах и промахах в беседе стараются не упоминать. В этом возрасте положительная оценка взрослыми поступка сверстника может огорчить ребенка, и наоборот, он радуется любым его неудачам.

К 5 годам у дошкольников изменяются отношения со сверстниками. Товарищ, в некоторой форме, служит объектом постоянного сравнения со своими поступками. Негативные проявления порождают несовместимость в общении, разрушают внутри коллективные отношения, важные формы взаимодействия в группе. Кроме того, в связи с социальным напряжением в обществе, конфликтами в семье, экономическими проблемами резко увеличилось количество детей с легкими задержками психического развития, неврозами и другими заболеваниями.

Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизация личности, реализация уровней ее притязаний. Развлечь – означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям. Развлечь - это, во-вторых, организовать проведение веселого приятного времени, в-третьих, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо. Развлечение в играх - это поиск.

Существует несколько групп игр, развивающих общение, интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые.

В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д. Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Л. С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры». Игра, писал он «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний». При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные, хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления.

Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить свое желание. Особенности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия – предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества.

Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старшем дошкольном возрасте, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие.

Характер взаимодействия и общения ребенка, прежде всего, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с одним-двумя, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т. д. Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников : они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их[13, с. 88].

У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений : постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Объясняя свои предпочтения, они уже не ссылаются на ситуативные, случайные причины («рядом сидим», «он мне сегодня машинку дал поиграть» и т. п., как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней» и т. п., его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется» и т. п.).

Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей : если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие (т. е. собственно игра, то в этом возрасте – общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры. При распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей» и т. п.) или решений за другого («Ты будешь моей дочкой» и т. п.). Однако у них можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно.

В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга – они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят, как и у младших детей, из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена.

Общение вне игры у детей этого возраста становится менее ситуативным, дети охотно делятся своими ранее полученными впечатлениями (например, о просмотренном фильме, спектакле и т. п.). Они внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Внимание воспитателя должно быть обращено не только на детей, отказывающихся участвовать в играх сверстников, отвергаемых ими, но и на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят согласовывать их с мнениями других детей[20, с. 21].

Выполнение в младших возрастах совместных заданий вдвоем – втроем подготавливает детей к более сложным коллективным работам в старших возрастных группах. Приблизительно с 5 лет при сотрудничестве на занятиях ребенок способен предложить сверстникам план общего дела, договориться о распределении обязанностей, достаточно адекватно оценить действия товарищей и свои. Во время взаимодействия конфликты и упрямство уступают место конструктивным предложениям, согласию и помощи. Прослеживается четкое различие в отношении к взрослому. Если младшие дошкольники чаще обращаются к нему при возникновении различного рода конфликтов, то старшие могут самостоятельно разрешить их, а обращение к взрослому связывается с теми или иными познавательными проблемами.

Приведем пример совместного конструирования группы детей. Воспитатель предлагает сконструировать из строительного материала детский парк. Дети объединяются в подгруппы по 4 – 5 человек. В каждой группе всегда найдутся несколько человек, которые в основном планируют работу, предлагают разнообразные варианты построек. Высокий уровень сотрудничества в группе характеризуется тем, что каждый ребенок может высказать свои предложения, которые будут поняты и приняты. Кто-то из детей чертит план постройки, другие могут дополнить его или немного изменить. Постепенно дети приходят к общему согласию и начинают распределять обязанности – кто строит загородку, кто скамейки, горки, качели и т. д. Менее умелые дети с готовностью соглашаются приносить нужные строительные детали. По завершении работы в парк помещаются игрушечные человечки, звери, деревьев.

Совсем необязательно, чтобы дети четко следовали первоначальному замыслу. Важно, чтобы он не менялся кардинально (например, вместо парка – корабль). В процессе работы замысел может уточняться, расширяться. Так, если кто-то принесет несколько мелких игрушечных зверей, это может натолкнуть детей на мысль отвести место для зоопарка. Другой ребенок, увидев красивую формочку, наполняет ее водой, и получается пруд, который тоже размещается в парке. Каждый вносит посильный вклад при реализации общей идеи – кто-то может быть инициатором замысла, кто-то исполнителем или контролером. Ребенок чувствует сопричастность общему делу, радуется своему вкладу.

По окончании работы детям нравится обыгрывать свои постройки, они могут довольно продолжительное время находиться вместе, ревностно следя за тем, чтобы кто-нибудь случайно не разрушил их сооружение. Они также сравнивают свои постройки с постройками других групп, могут позаимствовать что-то от них, сказав, что «у них тоже хорошо получилось». Таким образом, можно отметить появление доброжелательного внимания к работе других. Требуют помощи взрослого те дети, которые не могут договориться со сверстниками и найти свое место в общем деле. Часто, чтобы как-то обратить на себя внимание, они начинают ломать постройки детей, кричать, зовя то одного ребенка, то другого, предлагая им побегать и порезвиться. Обычно, не добившись результата, они говорят взрослому: «Со мной не хотят играть!»

Во взаимодействии друг с другом дети подготовительной группы могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Конечно, такие качества проявляются во взаимодействии не со всеми детьми, а лишь с друзьями. Вместе с тем у этих детей наблюдаются элементы соперничества, желание чем-то отличиться от своих сверстников, добиться их признания.

Во взаимодействии по поводу игры у детей этого возраста четко прослеживается предварительное совместное планирование игры, они чаще, чем младшие дети, сообща распределяют роли. В игровом взаимодействии детей происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. Иногда можно наблюдать, как после длительного обсуждения сюжета, действий персонажей дети так и не приступают непосредственно к игре.

Публикации по теме:

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей дошкольного возраста общения и взаимодействия со сверстниками в игре с правилами
Опубликовано: 19 мая 2020 в 20:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД