МААМ-картинки

Развитие взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ

Оксана Проскурина
Развитие взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ

Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение с взрослыми является решающим фактором развития личности ребёнка, нельзя недооценивать и роль взаимодействия ребёнка со сверстниками. В дошкольном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать другие дети, и к старшему дошкольному возрасту он всё чаще предпочитает общество сверстника, а не взрослого. Взаимодействие со сверстниками для дошкольника своеобразная школа социальных отношений, в которой обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание, формируется самооценка [6].

Публикация «Развитие взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ» размещена в разделах

Отечественные психологи Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин период дошкольного детства, в который закладываются основы отношений человека к окружающей действительности и людям, относят к периоду первоначального становления личности ребёнка. От характера отношений ребёнка со сверстниками во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Дефицит взаимодействия со сверстниками приводит к задержке социального развития, трудностям во взаимоотношениях [3].

Исследования Я. Л. Коломенского, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной указывают на зависимость от характера отношений ребёнка со сверстниками эмоционального самочувствия детей, а также изменяемости содержания и обоснования выборов детей.

Рассматривая взаимодействие детей, как их избирательные предпочтения в группе сверстников, исследования А. В. Киричук, В. Р. Кисловской, Я. Л. Коломенского, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной показали, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных [1].

Одной из причин изменения характера и атмосферы взаимодействия старших дошкольников со сверстниками является наличие в коллективе детей с гиперактивным поведением. По мнению отечественных и зарубежных исследователей частота таких нарушений детского поведения и развития сильно возрастает и определяется типом сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [2].

СДВГ – это биопсихосоциальное расстройство, которое сопровождается у старших дошкольников в значительной части случаев нарушением функционирования внимания, являющегося древней, жизненно важной функцией, важнейшей составляющей сознания, а также отклонениями в поведении и импульсивностью. Современные методы визуализации мозга свидетельствую о наличии при СДВГ у детей многочисленных сложных системных отклонений в связности между различными отделами мозга, чем можно объяснить множественность форм СДВГ, характеризующихся «минимальной дисфункцией мозга», к которой приводят причины органического, генетического, нейрофизиологического и социального характера, а также осложнения в пре-, пере- и постнатальный периоды. По мере взросления ребёнка без проведения коррекционно-профилактической работы, гиперактивность может значительно регрессировать, но нарушение внимания различной степени и проявления импульсивности трудно поддаются контролю и могут сохраниться из-за необратимости сформировавшихся системных изменений мозга. Такие изменения приводят к дезадаптации, затрудняющей у детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе[4].

Необходимость раннего исследования данной проблемы составляет несколько положений. Во-первых, СДВГ начинает интересовать родителей только к моменту поступления ребёнка в школу, поскольку становится очевидным его неспособность концентрировать внимание, удерживать внимание какое-то время, низкая способность к запоминанию. Кроме того в поведении ребёнка проявляется высокая импульсивность, спонтанность, часто агрессия, что затрудняет его адекватное взаимодействие как со сверстниками, так и с педагогами, тем самым оттягивая процесс формирования произвольной и познавательной сферы [5]. Во-вторых, необходима ранняя диагностика внимания у гиперактивных детей, поскольку на фоне запаздывающего психического, а часто и речевого развития, очень трудно произвести опрос детей, возрастные особенности которых по определению обуславливают не зрелость личностной сферы. И в-третьих, возможность создания коррекционных программ, на базе ранней диагностики, которые наиболее эффективно позволяли бы развивать и формировать внимание детей, а также снижать импульсивность и гиперактивность, повышая качество их взаимодействия со сверстниками, педагогами и родителями [7].

С целью изучения особенностей взаимодействия старших дошкольников в группе сверстников нами было проведено эмпирическое исследование на базе детского сада №12/2 города Омска. Для проведения исследования нами был использован ряд методик. Методика «Секрет» по Т. А. Репиной позволила изучить круг значимого общения ребёнка через определение его статуса, особенности взаимоотношений в группе, выявить симпатии старших дошкольников друг к другу. Методика Д. Векслера «Рассказ о друге» позволила нам лучше понять характер восприятия и видения сверстника старшим дошкольником через проецирование своего внутреннего отношения к себе и окружающим в вербальной форме. Выявить позицию старшего дошкольника во взаимодействии с окружающими сверстниками, его общую ориентацию в социальной действительности через решение проблемной (конфликтной) ситуации помогла методика Д. Векслера «Картинки». Анализ результатов исследования проводился по следующим критериям: «статус дошкольника в группе» – отражал характер взаимодействия старших дошкольников в детском коллективе, положение ребёнка в группе сверстников, его отношение к детям, а также отношение сверстников к нему; степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоциональное благополучие; «отношение к товарищу» – отражал причины взаимодействия детей друг с другом, наиболее для них значимые и ценные аспекты отношений; «разрешение конфликтов» – отражал способы взаимодействия детей со сверстниками в различных ситуациях, в частности конфликтных.

На констатирующем этапе экспериментальной работы первая диагностическая методика выявила проблемный характер взаимодействия детей в группе : 24 % детей имеют статус «отверженных», 12 % – статус «изолированных» т. е. третья часть группы детей испытывает серьёзные сложности в отношениях с другими детьми. Понять причину их не популярности позволяет описание негативных форм поведения, которые им дают сверстники: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт играть», «забирает игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в ДОУ. Основная часть детей (53 %) имеет статус «предпочитаемых». По наблюдениям педагогов они доброжелательны по отношению к сверстникам, проявляют активность, могут играть как в одиночестве, так и с различными подгруппами дошкольников. Детей со статусом «популярные» – 11 %, они являются организаторами, лидерами, активными участниками различных видов деятельности.

По результатам методики «Рассказ о друге» в характеристике популярных детей были отражены аспекты: игровая деятельность («придумывает интересные игры», «делится игрушками» и т. д.); внешняя привлекательность, сила; нравственные качества (умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость). Дети группы «отвергаемых» получали оценку: «сердитые», «обижает детей», «не дружит ни с кем», «не разговаривает». Разрешая конфликтные ситуации, 22 % детей использовали уход от ситуации или разрешения с помощью взрослого; 20 % – резкие, не обдуманные или даже агрессивные действия; 42 % – вербальные способы; 16 % – продуктивные способы.

Таким образом, наличие 20 % старших дошкольников в группе, использующих непродуктивные стратегии поведения и агрессивные действия, чаще это дети с низким статусом, дают основания для предположения, наличия у них СДВГ.

На второй ступени исследования для изучения внимания детей и обнаружения наличия признаков гиперактивности применялись следующие методики: вариант теста Тулуз-Пьерона по Л. А. Ясюковой для изучения концентрации и устойчивости внимания, анкетирование и наблюдение за детьми. По результатам первой ступени исследования в экспериментальную группу вошло 7 мальчиков, в контрольную группу 25 детей от 5 до 6 лет, из них 15 мальчиков и 10 девочек. Проявление высокого уровня невнимательности показали дети первой группы, что составило 73,5 %, в то время как у здоровых детей он едва достигает 20 %. Избыточная активность определяется у 72,1 % в первой группе. В группе здоровых детей это 10 %. Импульсивность представлена 81,9 % в первой группе. У здоровых детей она составила 11 %.

Полученные данные позволили нам разработать программу развития взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ. Реализация программы велась параллельно по двум направлениям: со всей группой детей и с подгруппой из 7 человек. Структура первого направления работы включала три блока: первый – направлен на повышение социального статуса «отверженных» детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников; второй – на развитие и проявление чуткости, внимательности и терпения к сверстникам; третий – на обучение детей конструктивному подходу разрешения конфликтных ситуаций, с использованием вербальных и продуктивных способов.

Работа по второму направлению проводилась с целью развития у гиперактивных детей дефицитных функций поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции (гиперактианому ребёнку трудно одновременно быть внимательным, спокойным и не импульсивным, далее двух и трёх функций. Для реализации этого направления программы нами использовались в работе с детьми: игровая терапия; песочная терапия; арт-терапия; бихевиоральная и сказкотерапия. При этом соблюдалась структурность проводимых занятий: игровое приветствие; игры и упражнения на снятие эмоциональных и мышечных зажимов; рисование, как средство выражения эмоционального состояния ребёнка; игры на отработку дефицитарной функции; итоговое обсуждение занятия, поощрение детей; прощальный ритуал.

Проводя анализ результатов проделанной работы на этапе формирующего эксперимента, следует особое внимание уделить изменениям, произошедшим с общим эмоциональным и поведенческим состоянием испытуемых и с группой детей в целом. Эмоциональное и поведенческое состояние перешло на качественно новый уровень. В играх наблюдалось повышение сотрудничества и взаимоуважения детей в совместной деятельности, регулирование поведения, сдерживание движений. В играх- драматизациях и театрализации сказок происходило осмысление нравственных норм, необходимых для взаимодействия и общения со сверстниками, повысилась чувствительность к воздействиям детей, эмоциональный фон.

Детальное исследование и сравнительный анализ констатирующего и формирующего эксперимента, обобщение и систематизацию полученных данных мы провели на этапе контрольного эксперимента. На контрольном этапе в первой группе детей в результате реализации программы развития взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ невнимательность снизилась на 30 %, гиперактивность снизилась на 31,1 %, импульсивность снизилась на 32 %.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение программы, составленной нами, даёт возможность существенно понижать высокую выраженность по таким показателям, как импульсивность, невнимательность и гиперактивность, а также помогает развивать у детей умение общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности согласовывая свои желания с мнением других детей. Дети научаются регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

Публикации по теме:

Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.

Математическое развитие старших дошкольников в условиях вариативного использования современных технологий Цель: Развивать интеллектуально-познавательные интересы и способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие: - Формировать.

Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОСПалочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в современных условиях» Форма проведения: Круглый стол Цель: внедрение эффективных форм и методов по речевому развитию детей. Повестка: 1. Актуальность проблемы.

Психотерапевтическая сказка для мальчиков с агрессивным и гиперактивным поведением Жил-был зайчонок, который очень любил играть в разные подвижные игры: бегать, прыгать, кувыркаться. Но играть одному было неинтересно. Вот.

Раннее приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в условиях детского сада Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором.

Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников Общение представляет собой «процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к.

Речевое развитие старших дошкольников В отечественной методике развитием связной речи старших дошкольников занимались Е. И. Тихеева, О. И. Соловьева, М. М. Конина. Ребенок старшего.

Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта Одно из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является повышение социального статуса дошкольника,.

Управление развитием дошкольной образовательной организации в условиях государственного задания ВВЕДЕНИЕ В последнее время система образования находиться в процессе модернизации,как по направлениям, формирующим содержание,так и по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 14:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД