Папки-передвижки

Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта

Наталья Носова
Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта

Одно из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является повышение социального статуса дошкольника, развитие его социальных качеств.

Опыт моей работы показал, что около 60% детей старшего дошкольного возраста имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации, создают для них трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками. У детей с речевыми нарушениями снижена активность во всех видах деятельности, не сформированы коммуникативные способности. Из-за дефицита общения с окружающими значительно усугубляются имеющие у детей нарушения познавательной деятельности. Все перечисленное подвигло меня к поиску путей решения этой проблемы.

Публикация «Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта» размещена в разделах

В своей работе я опиралась на требования Федерального государственного образовательного стандарта, которые позволяют создать условия развития ребёнка, открывают возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.

Моя работа по социализации детей с нарушениями речи основывается на следующих принципах:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования;

-реализация программы в специфических для детей формах: игровой, познавательной и исследовательской, в форме творческой активности;

-содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество с семьей

Основной целью работы является коррекция речи, а на её основе создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития.

Свою работу по социализации детей с нарушениями речи я реализую в следующих направлениях:

первым направлением является сотрудничество с семьей, которое включает в себя:

- мониторинг семьи: анкетирование, опросы, беседы с родителями, сбор амнестических данных о развитии ребенка.

- вовлечение родителей в образовательную деятельность с ребенком и консультативная поддержка семьи. Мною проводятся совместные занятия с родителями и ребенком, совместные досуговые мероприятия, где ребенок может развить коммуникативные способности на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей

- консультативная поддержка семьи. В своей работе я использую разнообразные формы работы с родителями, такие как: индивидуальное консультирование родителей, групповые формы работы с родителями (родительские собрания, тематические консультации, оформление информационно – методического уголка для родителей, просветительская работа на сайте дошкольного учреждения, мастер-классы, круглые столы. В прошлом учебном году родители с интересом участвовали в семинаре-практикуме «Учимся выполнять артикуляционную гимнастику», в мастер-классе «Пальчиковые игры - это полезно и увлекательно» и других.

Второе и основное направление работы по социализации - логопедические занятия с ребенком. Основной метод, который я применяю в работе с дошкольниками, это - игра. Для этого мною изготовлены разнообразные развивающие игры для детей с проблемами речи : «Поймай рыбку», «В подводном царстве», «» «Угощение для Карлсона», «Звуковые бусы». Данные игры не только развивают артикуляционный аппарат, речевое дыхание, улучшают речь, но и формируют социально-коммуникативные навыки у дошкольников, т. к. в них можно играть вместе со взрослыми или с другими детьми. Я использую игровые методы и приемы, направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов. Они реализуются на индивидуальных, подгрупповых занятиях с использованием игровых проблемных ситуации, игр с правилами, логоритмических игр, коммуникативных и народных игр. Специально подобранные игры и упражнения способствуют эффективному развитию

речи и включению таких детей в коллективную деятельность. Дети их любят, так как они содержат яркий иллюстративный и доступный материал познавательного характера. Ежегодно мною проводятся логопедические досуговые мероприятия в форме игр-путешествий, турниров, праздников, которые помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе, такие как «Новогодние приключения», «Путешествие в страну Грамотей-ка», «Путешествие по зоосаду».

Третьим необходимым направлением по социализации ребенка, которое реализуется на основе нашего логопункта, является расширение круга общения дошкольников. Это происходит через организацию взаимодействия с сотрудниками детского сада и детьми из других групп. Вместе с родителями мы готовим выступления воспитанников логопункта на музыкально-спортивных и литературно-познавательных праздниках. Так в прошлом учебном году мы с детьми участвовали в досугах: «Проделки Лешего», «Праздник молока», «Новогодняя сказка», «День знаний».

Практические результаты подобной совместной работы с воспитателями, родителями и детьми дают положительные результаты. Дети становятся более инициативными и самостоятельными в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Они активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружаю-щей действительности. В 2014 году 78% детей, посещающих логопункт Детского сада, было выпущено без нарушений речи.

Я считаю, что в ходе такого постоянного комплексного логопедического сопровождения дошкольников с нарушениями речи происходит не только активизация и развитие речевых качеств, но и формирование их социальной активности в обществе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование принципа событийности при организации работы по развитию речи старших дошкольников Характерные проблемы развития речи дошкольников: Односложная речь,. Скудость  речи. Маленький словарный запас. Речь, в которой избыток сленговых.

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО».

Общественные акции и флешмобы как эффективные направления в процессе индивидуализации и социализации старших дошкольников Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была одной из ведущих в образовании. ФГОС ДО сделал акцент на создании условий развития.

Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение) В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка.

Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы) Автор опыта работы, свою педагогическую деятельность осуществляет в МБДОУ №12 «Ёлочка» в старшей группе. Дошкольное учреждение работает.

Самоаналаиз НОД в условиях логопункта Самоанализ логопедического занятия Тема: Животные жарких стран Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные.

Система работы по экологическому образованию дошкольников в воплощении художественного образа (из опыта работы) Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС до. Система работы ДОО по реализации регионального компонента. Вариативная часть ООП ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОУ по реализации регионального компонента на основе авторской программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта
Опубликовано: 23 августа 2016 в 18:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД